Раздел 2. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии

Тема 3. Социальная психология в контексте социальных изменений

1. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии

2. Движение социального конструкционизма в современной психологии (К. Герген).

3. Проблемы конструирования социального мира

4. Новые акценты в социальном познании. Специфика процесса социальной категоризации.

5. Влияние меньшинства и поляризация установок.

6. Межгрупповые отношения.

Тема 4.Социальная идентичность личности. Дискурс и социальная психология

1. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность»

Социальная идентичность личности и ее структура

2. Самоидентичность как условие устойчивости человека в меняющемся мире.

3. Виды социальной идентичности: эмпирические исследования.

4. Проблемы социального дискурса. Изменение роли языка в социальной психологии.

5. Дискурс-анализ Р. Харре и социальная психология.

6. Концепция социальных представлений и дискурсивная психология.

Тема 5. Новые направления социально-психологических исследований

1. Социальный психоанализ в России

2. Социальная психология справедливости

3. Социальная психология здоровья и болезни

4. Социальная психология безопасности

5. Социальная психология восприятия и внешнего облика личности

6. Социальная психология пространства.

7. Социальная психология времени.

8. Социальная психология экономического поведения и деловой активности.

9. Социально-психологические проблемы нравственности и духовности.

10. Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе.

5.2. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Название раздела, темы Задание Время выполнения Форма контроля
1. Раздел 1. Современная социальная психология Тема 1. Современное определение предмета социальной психологии Вопросы и задания к семинару в диалоговом режиме 1). Дайте современное определение предмета социальной психологии. 2). Назовите этапы развития социальной психологии как науки. 3). Почему в настоящее время существует психологическая и социологическая социальная психология? 4). Что такое научная парадигма? Дайте определение. 5). Почему методологические принципы экспериментальной психологической социальной психологии непосредственно связаны с парадигмой объяснения? Какова эволюция парадигмы объяснения? 6). Почему методологические принципы социологической социальной психологии непосредственно связаны с парадигмой понимания? Какова эволюция парадигмы понимания? 7). В чем сущность парадигмы «раскрытия» и особенностей ее применения в социально-психологических исследованиях? 8). Существуют ли различия в методах исследования в парадигмах объяснения, понимания, «раскрытия»? Какие? 9). Приведите доказательства тезиса об «изначальной практичности» социальной психологии. 10). Приведите примеры переосмысления фундаментальных социально-психологических проблем в результате прикладного исследования или практической работы. 11). Назовите основные различия между академическим и практическим социальным психологом. дискуссия по предложенным вопросам на практическом занятии. 6 часов Дискуссия по предложенным вопросам на практическом занятии.    
Тема 2. Психология социального познания Задание 1.Выберите правильный вариант ответа. Создателями теории социальных представлений являются: а) К. Герген; б) Д. Хоманс; в) С. Московичи и Э. Дюркгейм; г) С. Московичи; д) М. Шериф; е) Г. Келли и Р. Мертон. Самыми ближайшими предшественниками психологии социального познания являются: а) когнитивная психология и социальная психология (в той ее части, где изучаются проблемы социальной перцепции), теории когнитивного соответствия и атрибутивных процессов; б) социальный когнитивизм, теория социальных представлений Г.Тэджфела и теория самокатегоризации Дж.Тернера, каузальная атрибуция Г.Хайдегера; в) гештальт психология и теория «поля» К.Левина, теория диадического взаимодействия Д.Тибо и Г.Келли, теория социального обмена Д.Хоманса. Задание 2. Ответьте на следующие вопросы: 1). Дайте определение понятию «социальное представление». 2). Какова структура социального представления? 3). Почему социальное представление является формой познания социальной действительности? 4). Какие основные три функции выполняет социальное представление? 5). Как формируются социальные представления? 6). Чем фундаментальная ошибка атрибуции отличается от мотивационных ошибок? 7). Почему в атрибутивных теориях должен использоваться социальный контекст? 8). Назовите четыре этапа когнитивной работы с социальной информацией. 9). Почему схемы являются наиболее универсальным способом хранения и структурирования информации? 10). Что такое скрипты? 11). Как эмоции включаются в процесс социального познания? Каково соотношение когнитивных и эмоциональных компонентов в социальном познании? 12). Почему при совершении фундаментальной ошибки атрибуции необходимо учитывать эмоциональный фактор? 13). Какую роль играет настроение в процессах принятия решений? 14). Что такое аттитюд? Дайте определение. 15). Каковы структура и функции аттитюдов? 16). Известно, что после эксперимента ЛаПьера, открывшего факт расхождения аттитюда и реального поведения, в исследованиях аттитюдов господствовал пессимизм. Однако новые перспективы в исследованиях аттитюдов все-таки появились... С какими новыми направлениями исследования аттитюдов эти перспективы связаны? 17). Какая существует зависимость между «выученной беспомощностью» и атрибутивным стилем личности? 12 часов Групповая дискуссия по предложенным вопросам организуется на практическом занятии  
Раздел 2. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии Тема 3. Социальная психология в контексте социальных изменений Задание 1. Выберите правильный вариант ответа. «Европейский» вклад в новую научную парадигму в современной социальной психологии сделали: а) теория социальной идентичности А. Тэшфела; б) теория социальных представлений С. Московичи; в) этогеника Р.Харре; г) социальный конструкционизм К. Гергена (Джерджена); д) социобихевиоральный подход А. Бандуры; е) программированное обучение Скиннера. Задание 2. Ответьте на следующие вопросы: 1). К какому времени относится начало дискуссии о новой парадигме в современной социальной психологии? Каковы основные векторы новой научной парадигмы? 2). В 1972 году А. Тэшфэл, создавший теорию социальной идентичности, сказал, что главной проблемой социальной психологии нужно считать проблему социальных изменений. Согласны Вы или нет с данным утверждением? Приведите аргументы «за» или «против». 3). Почему социальный конструкционизм К. Гергена (Джерджена) представляет собой социально-психологический вариант постмодернизма? 4). Почему социальное знание является продуктом совместной деятельности людей? 5). Известно, что К. Герген (Джерджен) сформулировал несколько гипотез, раскрывающих содержание концепции социального конструкционизма: -«Исходным пунктом всякого знания является сомнение в том, что окружающий мир — нечто, само собой разумеющееся и поэтому его объяснение может быть лишь конвенцией; -его осмысление становится результатом совместной деятельности людей, их отношениями, и слова, употребляемые для обозначения социальных процессов, имеют смысл лишь в контексте этих отношений; -распространенность различных форм понимания мира зависит от характера социальных процессов, и правило, «что чем считать» обусловлено характером социальных изменений; -это означает, что описания и объяснения мира конституируют формы социального действия и тем самым включаются в социальную деятельность». (Цитата по статье: Андреева Г. М. Социальная психология: векторы новой парадигмы [Электронный ресурс] // Психологические исследования. Электронный научный журнал. - 2009. - N 1 (3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 14.09.2011). 6). Проанализируйте основные положения социального конструктивизма. -Почему К. Герген называл социальную психологию историей? -Как модифицируется процесс социальной категоризации в ситуации быстрых социальных изменений? -Почему новой функцией социальной психологии является не функция прогнозирования поведения, а функция «катализатора социальной восприимчивости и чувствительности» (по К. Гергену)? -Почему применение эвристик — упрощенных правил принятия решений — является формой «быстрой категоризации», необходимой в ситуации радикальных социальных изменений? -Почему конструирование образа социального мира «на равных правах» включает и когнитивные, и эмоциональные компоненты? Задание 3. Подготовить сообщение по автореферату кандидатской диссертации, защищенной по научной специальности «социальная психология» (19.00.05): 1). Безбогова М.С. Социальные сети как фактор формирования социальных установок современной молодежи. Автореф…. дис. канд. пс. н. М.: Государственный ун-т управления, 2007. – 25 с. 2) Багратиони К.А. Взаимосвязь социально-психологических характеристик и жизненной перспективы личности (на примере молодых менеджеров). Автореф…. дис. канд. пс. н. М.: МПГУ, 2013. 3) Горбачева Е.И. Взаимосвязь психологических отношений нравственности с характеристиками деловой активности руководителей. Автореф…. дис. канд. пс. н. М.: Ин-т психологии РАН, 2012. – 29 с. 4) Воробьева М.Е. Особенности социальной идентичности женщин до и после рождения ребенка. Автореф…. дис. канд. пс. н. Ярославль: Ярославский государственный университет, 2015. – 32с. 5) Давыдкина (Перфильева) Л.В. Психологическое районирование городского пространства (на примере жителей г. Самары). Автореф. дис. канд. пс. н. Курск: Курский гос. Университет, 2013. – 32 с. 6) Капитанова Е.В. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов своим внешним обликом. Автореф. дис. канд. пс. н. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2017. – 25 с. 7) Кутковская Е.С. Сравнительный анализ дискурсивного и наративного подходов к исследованию идентичности. Автореф. дис. канд. пс. н. М.: МГУ, 2016. – 32 с. 8) Мустафина Л.И. Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести. Автореф. …дис. канд. пс. н. М.: Ин-т психологии РАН, 2012. – 23 с. 9) Никуло Е.А. Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия Автореф. дис. … канд. пс. н. - М.: Ин-т психологии РАН, 2013. – 26 с. 10) Пикулева О.А. Социальная психология самопрезентации личности. Автореф. … дис. докт. пс. н. – СПб.: СПб государственный университет, 2014. – 45 с. 11) Пузырёв А.В. Установка болеть как социально-психологическое явление. Автореф. …дис. канд. пс. н. – М.: МГОУ, 2015. – 25 с. 12) Раевский А.В. Социально-психологические факторы религиозного терроризма в Японии. Автореф. …дис. канд. пс. н. – М.: МГУ, 2015. – 32 с. 13) Реутова Н.В. Взаимосвязь социальной и личностной идентичности как фактор социально-психологической адаптации судебных приставов. Автореф. …дис. канд. пс. н. – М.: РГСУ, 2013. – 27 с. 14) Синельникова Е.С. Эмоциональный интеллект как фактор взаимодействия в конфликте: кросскультурный аспект. Автореф. …дис. канд. пс. н. – СПб.: СПб гос. ун-т, 2015. – 25 с. 15) Сушкова Е.И. Социальная идентичность как детерминанта мотивации непрерывного профессионального образования. Автореф. …дис. канд. пс. н. – Кострома: КГУ им. Н.А. некрасова, 2015. – 32 с. 16) Федотова С.В. Восприятие социального статуса личности в современном российском обществе. Автореф. …дис. канд. пс. н. – М.: МГУ, 2016. -34 с. 17) Филиндаш Е.В. Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи. Автореф. …дис. канд. пс. н. М.: госуд. ун-т управления, 2016. – 27 с. 18) Тинигина А.А. Взаимосвязь личностного эгоцентризма и социально-психологической адаптации подростков. Автореф. …дис. канд. пс. М.: МГППУ, 2015. – 28 с. 19) Шляховская А.А. Социально-психологические факторы доверия пользователей к информации в электронной массовой коммуникации. Автореф. …дис. канд. пс. н. М.: Ин-т психологии РАН, 2013. – 27 с. 20) Щербак А.А. Бренд как элемент социальной идентичности личности. Автореф. …дис. канд. пс. М.: ГУУ, 2016. – 30 с. 14 часов Коллоквиум по новой научной парадигме в социальной психологии.
Тема 4. Социальная идентичность личности. Дискурс и социальная психология Найдите статью, опубликованную в научном журнале не раньше, чем 5 лет назад, по теме. Напишите резюме по содержанию статьи (5-7 предложений) и сформулируйте три вопроса к статье. 14 часов Обсуждение индивидуальных статей по теме
Тема 5. Новые направления социально-психологических исследований Напишите рецензию и подготовьте презентацию содержания новой книги по социальной психологии из предложенного списка (Возможен собственный поиск и презентация книги по своему желанию): 1.-Артемьева О.А. Социально-психологическая детерминация развития российской психологии в первой половине ХХ столетия. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – 534 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=430524 2. Богданчиков С.А. Происхождение марксистской психологии: дискуссия между К.Н. Корниловым и Г.И. Челпановым в отечественной психологии 20-х годов. – М.: Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 327 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=307551 3. Болотова А.К., Жуков Ю.М. Психология коммуникаций. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. – 496 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=439951 4. Гребенщикова Т.А., Зачесова И.А. Психология повседневного дискурса: Интенциональный аспект. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 208 с. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271646 5. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. – М.: Институт психологии РАН, 2013. – 272 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=221215 6. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Социально-психологическое пространство личности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 496 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=220990 7. Журавлев А.Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 560 с. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=862887 8. Козьяков Р.В. и др. Постреабилитационные сообщества как основа организации процессов ресоциализации потребителей наркотиков: коллективная монография. – М.: Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 366 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=446670 9. Купрейченко А.Б., Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение молодежи. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 480 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271613 10. Лебедев А.Н., Гордякова О.В. Личность в системе маркетинговых коммуникаций. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – 303с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=430544 11. Маховская О.И. Коммуникативный опыт личности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – 256 с. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=87638 12.Нестик Т. А. Социальная психология времени. – М. : Ин-т психологии РАН, 2014. – 496 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271656 13. Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.В. Галкина. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 320 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271663 14. Психология человека и общества: Научно-практические исследования / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Н.В. Тарабрина. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 336 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271664 15. Психологические исследования нравственности / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 416 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271622 16. Резников Е.Н. Психологический облик русских (на материале исследования жителей Костромской области). – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 512 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271665 17. Сергиенко Е.А., Таланова Н.Н., Лебедева Е.И. Телевизионная реклама и дети. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 184 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271624 18. Сухарев А.В., Чулисова А.П. Этнофункциональная коррекция образной сферы осужденных за насильственные преступления. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 144 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=221217 19. Харитонова Е.В. Психология социально-профессиональной востребованности личности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 416 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271647 20. Хащенко В.А. Психология экономического благополучия. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 432 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=221119 21. Татарко А.Н. Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 384 с. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271668 22. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности: Монография. – М.: МПГУ, 2012. – 152 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=212995 23. Швецова М.Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: монография. – М.: МПГУ; Изд-во «Прометей», 2013. – 188 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=275038 24. Юревич А.В. Психология социальных явлений. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 352 с. Режим доступа:https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271671 14 часов Оценка по результатам публичного выступления с презентацией новой книги по социальной психологии





5.3. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Литература

Основная

Овсянникова Е.А. Социальная психология: учебное пособие / Е.А. Овсянникова, А.А. Серебрякова – 2-е изд., перераб. – М. : Флинта, 2015. – 163 с. (ЭБС Университетская библиотека online).

Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279866; дата обращения: 14.05.2016.

Юревич А.В. Психология социальных явлений. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. -352 с. ЭБС Университетская библиотека online.

Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271671;дата обращения

Дополнительная

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 240 с.

Андреева Г. М. Социальная психология: векторы новой парадигмы [Электронный ресурс] // Психологические исследования. Электрон. науч. журн. - 2009. - N 1 (3). Режим доступа: http://psystudy.ru

Андреева Г. М. Социальная психология. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 363 с.

Андреева Г. М. Психология социального познания : учеб. пособ. для студентов вузов. – М. : Аспект Пресс, 2008. – 303 с.

Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: учеб. пособ. для вузов. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 286 с.

Артемьева О.А. Социально-психологическая детерминация развития российской психологии в первой половине ХХ столетия. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – 534 с. ЭБС Университетская библиотека online.

Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=430524

Айзенбах И., Эртель М.Бессознательное в организации. Психоанализ социальных систем. Антология / перевод А. Логинов. - М. : Verte, 2009.

Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 304 с.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М. : «Академия-Центр», 1995. - 323 с.

Бовина И. Б. Социальная психология здоровья и болезни. - М. : Аспект Пресс, 2008.

Богданчиков С.А. Происхождение марксистской психологии: дискуссия между К.Н. Корниловым и Г.И. Челпановым в отечественной психологии 20-х годов. – М.: Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 327 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=307551

Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. - СПб. : Питер, 2003. - 507 с.

Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. - М. : Смысл, 1996. - 373 с.

Воловикова М. И., Мустафина Л.Ш. Представления о совести в российском менталитете. – М. : Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2016. – 144 с.

Гребенщикова Т.А., Зачесова И.А. Психология повседневного дискурса: Интенциональный аспект. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 208 с. ЭБС Университетская библиотека online. Режим доступа:

https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271646

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: Канон-пресс-Ц, 2000.

Гулевич О. А. Социальная психология справедливости. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 284 с. ЭБС Университетская библиотека online. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=86283.

Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Социально-психологическое пространство личности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 496 с. ЭБС Университетская библиотека online. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=220990.

Журавлев А.Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. -560 с.

ЭБС Университетская библиотека online. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=862887

Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2001. - 448 с.

Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 400 с.

Клецина И. С. Психология гендерных отношений. - СПб. : Алетейя, 2004. -408 с.

Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 571 с.

Лукьянов О. В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2008. - 212 с.

Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 794 с.

Методы практической социальной психологии. Диагностика. Консультирование. Тренинг: учеб. пособие для вузов / под ред. Ю. М. Жукова. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 256 с.

Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2008.

Минаева Н. С. Пивоваров Д. В., Бондар Э. Л. Методы социальной психологии / под общ. ред. Н. С. Минаевой. - М. : Академический Проект, 2007. - 351 с.

Московичи С. Социальная психология / пер. с англ. СПб. : Питер, 2007.

Мясищев В. Н. Психология отношений: избр. психол. тр. / Акад. Пед. И соц. Наук. - М. : Инт-т практ. психол., 1998. - 368 с.

Нестик Т. А. Социальная психология времени. – М. : Ин-т психологии РАН, 2014. – 496 с.

Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271656.

Новиков В. В. Социальная психология: феномен и наука. Учеб. пособие. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. - 344 с.

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии / пер. с англ. – СПб. : Питер, 2000. - 522 с.

Парыгин Б. Д. Социальная психология : учеб. пособие. - СПб. : СПбГУП, 2003. - 615 с.

Перелыгина Е. Б., Зотова О. Ю. Методологические основы безопасности личности: социально-психологические аспекты. - М. : Изд-во «Альтекс», 2009.

Петренко В. Ф. Конструктивизм как новая парадигма в науках о человеке // Вопросы философии. - 2011. - № 6. - С. 75 - 81.

Попов В. Д., Федоркина А. П., Степнова Л. А., Горобец Т. Н. Основы социального психоанализа / под общ. ред. В. Д. Попова., Рос Акад. Гос. Службы при Президенте РФ. - М. : РАГС, 1996. - 192 с.

Практикум по социальной психологии / под ред. И. С. Клециной. - СПб. : Питер, 2008. - 256 с.

Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. – СПб. : Питер, 2000. – 480 с.

Психологические исследования нравственности. – М. : Ин-т психологии РАН, 2014. – 416 с.

Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / пер. с англ. В.В. Румынского / под ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна. - М. : Аспект Пресс, 1999. - 429 с.

Самойлова И. Г., Усков М. А. Методы социально-психологических исследований (психосемнтические методы в исследовании экономической социализации) : учеб.-метод. пособие. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. - 54 с.

Семенова Т.В. Социальная психология комического: учебное пособие, 2-изд. – Самара: ПГСГА, 2014. – 384 с.

Свенцицкий А. Л. Социальная психология: учеб. - М. : ТК Велби: Проспект, 2006. - 336 с.

Сикевич З.В., Крокинская О.К., Поссель Ю.А. Социальное бессознательное: социологический и социально-психологический аспекты. - СПб. : Питер, 2005. - 267 с.

Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Сухова. – 7-е изд. перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 615 с.

Социальная психология: учеб. пособ. для студ. высш. уч. заведений / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - М. : Академия, 2003. - 600 с.

Социальная психология. Хрестоматия. / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 475 с

Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. А. Л. Свенцицкий - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.

Социальная психология в современном мире / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. - М. : Аспект Пресс, 2002.

Социальная психология: практикум. Учеб. пособ. для студ. вузов / под ред. Т. В. Фоломеевой. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 480 с

Социальная психология личности в вопросах и ответах / под ред. В. А. Лабунской. - М. : Гардарика, 1999. - 395 с.

Социальная психология. Словарь / под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. - М. : ПЕРСЭ, 2006. - 176 с.

Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учеб. для вузов. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 368 с.

Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум: учеб. пособ. для студ. вузов. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 208 с.

Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. - М. : Аспект Пресс, 2004.

Сушков И.Р. Психологические отношения человека в социальной системе. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 412 с.

Татарко А.Н. Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 384 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=212995

Триандис Г. Культура и социальное поведение. - М. : Форум, 2007.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – СПб. : Питер Пресс, 1997. – 608 с.

Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 622 с.

Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении: монография. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. - 192 с.

Якимова Е. В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. - М. : ИНИОН, 1995. - 115 с.

Якоб Л. М. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. - М. : Академический проект, 2004. - 320 с.

5.4.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1.http://www.ipd.ru/

Институт развития личности РАО

2.http://www.psy.msu.ru/about/kaf/personal.html

Кафедра психологии личности факультета психологии МГУ

3.http://www.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование»

4.http://www.gumfak.ru/

Электронная гуманитарная библиотека

5.http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

6.http://dictionary.fio.ru

Психологический энциклопедический словарь

7.http://www.magister.msk.ru/library/

Библиотека Магистра (ИНТЕРНЕТ-ИЗДАТЕЛЬСТВО) Электронные издания произведений и биографических и критических материалов

8. www.flogiston.ru

Психологический портал

9. www.koob.ru_socialpsychology

Электронная библиотека по социальной психологии

10.soclib.ru

Электронная библиотека

11. psylib.org.na

12. azps.ru

13. http://e.lanbook.com

Электронно-библиотечная система изд-ва «Лань»:

5.5.Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Аудитория для лекций и практических занятий. Мультимедийная техника – для прослушивания аудиозаписей и просмотра видеозаписей, а также для показа презентаций, сопровождающих устные доклады студентов.

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа дисциплины «Состояние и перспективы» рассчитана на профессиональную подготовку магистров по направлению «Психология». Данная дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла, читается в первом семестре. Курс на начальном уровне формирует профессиональные компетенции: ПК-2, ПК-7.

Совместно с ним на этом уровне ПК-2 формируется в дисциплинах: «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Качественные и количественные методы исследований в психологии», а ПК-7 на начальном уровне обеспечивают дисциплины: «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы», «Качественные методы исследования: феноменологическое интервью».

Средний уровень компетенции ПК-2 связан с дисциплинами «Методологические проблемы психологии» в первом семестре, «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии» во втором семестре, «Деформация и девиация личности и поведения» в 3 семестре. На высшем уровне компетенция ПК-2 формируется в курсах: «Актуальные проблемы психологии человека» в первом семестре и «Информационные и коммуникативные технологии в деятельности психолога» в третьем семестре.

Профессиональная компетенция ПК-7 на среднем уровне формируется курсами «Проектирование развития одаренных детей» во втором семестре, «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» в третьем семестре, «Психология социального влияния» в 4 семестре. На итоговом уровне компетенция ПК-7 формируется в ходе производственных практик и дисциплиной «Психологические исследования рекламы и PR» в 4 семестре.

Цель курса заключается в формировании способности на начальном уровне создавать программы социально-психологического исследования, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека.

Задачи курса:

- раскрыть исторический контекст социально-психологического знания;

- ознакомить магистрантов с основными теоретическими направлениями и их представителями в социальной психологии XX – начале XXI вв.;

-сформировать способность к переносу теоретических положений в сферу прикладных социально-психологических исследований;

-сформировать способность на начальном уровне осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение социально-психологического исследования;

- сформировать способность на начальном уровне создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека.

Краткое содержание дисциплины:

Раздел 1. Современная социальная психология

Тема 1. Современное определение предмета социальной психологии.

Тема 2. Психология социального познания.

Раздел 2. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии

Тема 3. Социальная психология в контексте социальных изменений.

Тема 4. Социальная идентичность личности. Дискурс и социальная психология.

Тема 5. Новые направления социально-психологических исследований.

Дисциплина изучается в объеме 72 часов, из них 12 аудиторных в 1-м семестре. Итоговая форма отчетности – зачет во 2-м семестре.

Наши рекомендации