Методы исследования сферы направленности

106. Диагностика удовлетворенности базовых потребностей

Испытуемому предлагается список из 15 утверждений, описывающих различные потребности. Диагностическая процедура состоит в парном сравнении каждого из утверждений с каждым другим.

Обработка в соответствии с ключом позволяет получить оценку удовлетворенности базовых потребностей личности по А. Маслоу: материальные потребности, потребность в безопасности, социальные (межличностные) потребности, потребность в признании, потребность в самовыражении.

& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2005. — Сс. 74-76.

107. Проективный мотивационный тест Х. Хекхаузена

Является модификацией ТАТ. Содержит 6 картинок, по которым испытуемый должен сочинить историю. Измеряет мо­тивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудачи.

& Собчик Л. Н. Мотивационный тест Хекхаузена. — СПб.: изд. «Речь», 2003.

108. Выявление осознанности различных компонентов мотива

Методика разработана А. В. Ермолиным и Е. П. Ильиным. Предназначена для исследования структуры мотива конкретных поступков подростков.

Является проективной методикой и состоит из 2 самостоятельных заданий, которые могут проводится раздельно: вариант А представляет собой 6 незаконченных предложений, описывающих некоторые ситуации из жизни подростков; вариант Б — вопросы-сюжеты, в которых описываются различные жизненные ситуации, испытуемому предлагается ответить, что бы он сделал в этих ситуациях.

Обработка результатов проводится методом контент-анализа по следующим категориям: потребностный блок, включающий потребности, влечения, интересы, долженствование (необходимость), мотивационную установку; "внутренний фильтр", включающий как декларируемый, так и недекларируемый нравственный контроль, предпочтение по внешним признакам, внутреннее предпочтение, оценку психических состояний, оценку своих возможностей, оценку условий и предстоящих усилий, затрат энергии, прогнозирование последствий; целевой блок, состоящий из опредмеченных действий, процесса удовлетворения потребности, потребностной (смысловой) цели.

Анализ результатов, помимо структуры мотива, позволяет узнать, насколько подросток осознает структуру мотива.

& Ермолин А. В. Мотивы конкретного поступка у подростков // Наш проблемный подросток. /Науч. ред. Л. А. Регуш. — СПб., 1999. — С. 60-78.

& Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — С. 363-365.

109. Структура мотивации трудовой деятельности

Методика разработана К. Замфир.

Испытуемому предлагается оценить по 5-балльной шкале значение 7 различных типов мотивов в четырех случаях: "я как руководитель", "мой руководитель", "я сам, рабочий", "мои товарищи".

Структура мотивации трудовой деятельности складывается из оценок трех компонентов мотивации: внутренней мотивации, внешней положительной мотивации и внешней отрицательной мотивации.

& Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — С. 444-447.

&Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2005. — Сс. 104-106.

110. МД-решетка Х.-Д. Шмальта— тест мотивации достижения

Данный тест разработан для диагностики мотивов, входящих в структуру мотивации достижения. Полупроективный тест Х.-Д. Шмальта, получивший название МД-решетка (решетка мотивации достижения), сочетает в себе преимущества проективного теста и личностного опросника.

Стимульный материал теста состоит из 18 картинок-изображений, каждую из которых сопровождает постоянный список из 18-ти утверждений соответствующей тематики. Испытуемый должен отметить те высказывания, которые соответствуют его пониманию ситуации на картинке. Количество отмечаемых высказываний не ограничивается.

Обработка результатов тестирования позволяет выявить выраженность в структуре мотивации достижения трех независимых факторов: надежда на успех, боязнь неудачи в связи с ощущением собственной неспособности, боязнь социальных последствий неудачи, в значимых для ребенка сферах деятельности: учение, спорт, музыка, помощь, самоутверждение, предметно-манипулятивная деятельность. Первичные тестовые результаты переводятся в нормализованные оценки (стенайны) в соответствии с "возрастом" испытуемого (3-4 класс или 5 класс). Получены тестовые нормы на отечественной выборке 800 школьников 9-11 лет.

Продолжительность выполнения теста занимает примерно 45 минут.

Тест предназначен для школьников 9-11 лет (в этом возрасте происходит интенсивное развитие мотивации достижения).

& Афанасьева Н. В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9-11 лет. МД-решетка Шмальта. Серия "Библиотека практического психолога", вып. 5 — М., 1998. (КОГИТО-ЦЕНТР).

111. Опросник Т. Элерса для диагностики мотивации достижения цели

Адаптация М. А. Котика. Содержит 41 утверждение (32 ключевых и 9 маскировочных). Опросник диагностирует мотивацию достижения целиглавным образом в области профессиональной деятельности.

& Котик М. А. Психология и безопасность. — Таллинн, 1981.

& Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — С. 379-380.

112. Опросник Т. Элерса для диагностики мотивации к избеганию неудачи и самозащите

Адаптация М. А. Котика. Опросник представляет собой список из 90 качеств в 30 строк (по 3 качества в строке). Из них два свидетельствуют об отсутствии мотивации и самозащите, одно — о наличии мотивации избегания неудачи и са­мозащите. Процедура оценки заключается в том, что испытуемый в каждой строке должен выбрать одно из трех качеств, которое наиболее точно его характеризует.

& Котик М. А. Психология и безопасность. — Таллинн, 1981.

& Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — С. 380-382.

113. Шкала RSK - готовность к риску,или тенденция субъекта к риску в условиях физической опасности

Разработана Г. Шубертом, адаптирована М. А Котиком.

Содержит 25 утверждений, опи­сывающих ситуации, в различной степени опасные для человека.

& Котик М. А. Психология и безопасность. — Таллинн, 1981.

114. Опросник А. Мехрабиана для измерения двух взаимосвязанных мотивов: стремления к успеху и избегания неудачи

Можно определить, какая из этих тенденций доминирует у испытуемого. Предназначен преимущественно для старших школьников и студентов.

Содержит 32 утверждения (мужская форма) или 30 утверждений (женская форма).

& Немов Р. С. Психология. Том 3. — М., 1995. — С. 469-474.

& Рогов Е И Настольная книга практического психолога в образовании - М., 1995. - С. 202-207.

&Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2005. — Сс. 98-102.

115. Опросник МАС

Методика разработана М. Кубышкиной и направлена на выявление стремления (мотивации) к достижению цели, стремления к соперничеству (азартности) и стремления к социальному престижу.

Содержит 36 утверждений, которые испытуемый оценивает по трем градациям ответа: "никогда", "часто", "очень часто".

& Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — С. 416-417.

116. Опросник для измерения мотивации аффилиации

Разработан А. Мехрабианом, адаптирован М. Ш. Магомед-Эминовым. Измеряет два обобщенных мотива, входящих в структуру мотивации аффилиации: стремления к людям, к принятию (аффилятивная тенденция) и боязнь быть отвергнутым (чувствительность к отвержению).

Состоит из двух соответствующих субшкал (30 и 32 утверждения). По соотношению ре­зультатов делается вывод о преобладающей мотивации испытуемого.

& Немов Р. С. Психология. Том 3. — М., 1995. — С. 464-469.

& Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — С. 373-374.

&Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2005. — Сс. 95-98.

117. Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности

Методика разработана на основе теории мотивации Д. Макклелланда и позволяет определить выраженность доминирующих потребностей: достижение успеха в целом, стремление к власти и тенденция к аффилиации (групповому признанию и уважению).

Методика представляет собой опросник из 15 утверждений, степень согласия с которыми обследуемый человек оценивает по 5-балльной шкале.

&Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2005. — Сс. 94-95.

118. Тест юмористических фраз— структура мотивационной сферы

Разработан Шмелевым А. Г. и Бабиной В. С. на факультете психологии МГУ. Предна­значен для диагностики мотивационной сферы испытуемого. Тест включает в себя элемен­ты стандартизованного интервью и проективной техники.

Процедура обследования состоит в свободной тематической классификации испытуемым 43 юмористических фраз на отдельных карточках и еще одной пустой карточки, которые он должен разложить по 9 темам. Далее экспериментатор производит статистический и содер­жательный анализ результатов работы испытуемого.

& Павленко Е. В. Тест юмористических фраз (Методическое руководство по использованию). — СПб., 1994. МГП "ИМАТОН"

& Немов Р. С. Психология Том 3. — М., 1995. — С. 460-464. Содержит все 100 фраз пер­воначального варианта, но количественная обработка и интерпретация не приводятся.

119. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации

В данный комплекс входят методики психосемантической диагностики мотивации, которые являются модифицированными вариантами таких известных методик как семантический дифференциал, репертуарные решетки и цветовой тест отношений. Модификация произведена И. Л. Соломиным.

При использовании модифицированного варианта методики семантического дифференциалаобследуемый оценивает ряд понятий, характеризующих различные виды деятельности человека, некоторые условия деятельности, цели и задачи, ценности и потребности, которые могут быть специфичными для данного человека. И. Л. Соломин отобрал шкалы, входящие с наибольшим весом в факторы ценности, потенции и активности. Количественная обработка результатов и применение кластерного анализа позволяет построить дендрограмму понятий, отражающую сходство понятий. Мотивационная сфера характеризуется со стороны осознаваемых потребностей, базовых потребностей и степени их удовлетворения, актуальных потребностей в настоящем, отношений к себе, к будущему и к различным людям, к различным видам деятельности, к своей организации и другим фирмам, вытесняемых понятий и источников стресса.

В модифицированном варианте методики репертуарных решетокв качестве оцениваемых объектов выступают названия различных жизненных ситуаций, а оценочными признаками, или конструктами, служат различные переживания, которые являются субъективными индикаторами различных потребностей. Обследуемый оценивает, как часто в той или иной ситуации встречается каждое состояние. Обработка результатов позволяет создать модель семантического пространства, на основе которой делаются выводы об основных потребностях обследуемого человека, актуализирующихся в различных ситуациях. Анализ этой модели позволяет сделать выводы о характеристиках ситуаций и отношении к ним, об эмоциогенности ситуаций и эмоциональной напряженности испытуемого, о наиболее выраженных потребностях и о представлении этих потребностей обследуемым, о содержании текущих и повседневных потребностей.

Модифицированный вариант цветового теста отношений — методика цветовых метафор— выявляет базовые потребности испытуемого и их удовлетворенность, актуальные потребности, отношение к будущему, отношение к себе, к различным видам деятельности, источники стресса.

Весь методический комплекс возможно проводить в бланковом или компьютерном варианте. Предложена компьютерная обработка результатов.

Может применяться с 16-летнего возраста.

& Соломин И. Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. Методическое руководство. — СПб.: ГП «Иматон», 2001.

& Соломин И. Л. Экспресс-диагностика персонала. — СПб.: Речь, 2008. — Сс. 152-201.

120. Метод мотивационной индукции

Метод мотивационной индукции является разновидностью проективной аддиктивной методики. Метод разработан Ж. Ньюттеном для изучения временной перспективы будущего, которую автор понимает как «пространство мотивации».

Методика представляет собой набор из неоконченных предложений, состоящий из положительных (позитивных) и отрицательных (негативных) индукторов. В адаптации методики Д. Леонтьева содержится 40 предложений, большая часть которых является позитивными; в адаптации Н. Н. Толстых приводится 30 предложений (20 — положительных и 10 — отрицательных).

Ответы испытуемого содержательно анализируются и кодируются. При этом используется два кода: темпоральный (временной) и код анализа содержания мотивации, которые детально разработаны автором. После кодирования применяется контент-анализ. Полученные по двум кодам данные отображаются на одном графике.

Методика пригодна для диагностики как взрослых людей, так и детей.

& Ньюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. — М., 2004.

& Толстых Н. Н. Использование метода мотивационной индукции для изучения мотивации и временной перспективы будущего./Психологическая диагностика, 2005, № 3. — М., 2005.— Сс. 77–94.

121. Диагностика мотивационной структуры личности

Методика разработана В. Э. Мильманом и позволяет выявить устойчивые тенденции личности по следующим шкалам: Ж — стремление к жизнеобеспечению, К — стремление к обеспечению комфорта, С — стремление к достижению социального статуса, О — стремление к общению, Д — общую активность, ДР — творческую активность, ОД — стремление к социальной полезности.

Опросник содержит 14 пунктов с восемью вариантами ответов, в отношении которых испытуемый должен выразить степень своего согласия с ними по 4 балльной шкале.

Суммируя оценки, полученные по шкалам, можно получить выраженность общежитейской и "рабочей" направленности личности.

& Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — С. 392-395.

&Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2005. — Сс. 76-80.

122. Шкала потребности в достижении

Разработана в МГПИ Ю. М. Орловым, В. И. Шкуркиным, Л. П. Орловой. Измеряет потребность в достижении, понимаемую авторами как тенденцию к улучшению результатов, переживанию успеха - неудачи в любой деятельности, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, уверенность в себе.

Содержит 22 утверждения.

& Орлов Ю. М., Шкуркин В. И., Орлова Л.П. Построение теста-вопросника для измерения потребности в достижениях/Вопросы экспериментальной психологии и ее истории: Сборник трудов. — М., 1974.

& Большая энциклопедия психологических тестов./Составитель А. Карелин. — М.: ЭКСМО, 2009 — С. 20-21.

123. Шкала потребности в общении

Разработана в МГПИ Ю. М. Орловым, В. И. Шкуркиным, Л. П. Орловой. Измеряет потребность в общении, которая, по мнению авторов, проявляется в стремле­нии индивида быть членом группы, участвовать в совместной деятельности, оказывать и принимать помощь.

Содержит 33 утверждения.

& Орлов Ю. М., Шкуркин В. И., Орлова Л.П. Измерение потребности в общении с помо­щью опросника//Вопросы экспериментальной психологии и ее истории: Сборник трудов. — М., 1974.

& Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — С. 365-366.

124. Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях

Методика разработана И. Д. Ладановым и В. А. Уразаевой и предназначена для выявления основных коммуникационных ориентаций и их гармоничности в процессе формального общения.

Представляет собой опросник, состоящий из 20 утверждений, степень согласия с которыми испытуемый оценивает по четырехбалльной шкале. В результате обработки с помощью ключа возможно получить оценки степени выраженности трех коммуникационных ориентаций; ориентация на принятие партнера; ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера; ориентация на достижение компромисса.

& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2005. — Сс. 92-94.

125. Шкала мотивации одобрения

Опросник, разработанный американскими психологами Д. Крауном и Д. Марлоу (адаптация Ю. Л. Ханина в 1974), измеряет потребность субъекта в одобрении его со стороны окружающих, а также соб­ственную готовность в их одобрении. Чем выше эта потребность, тем конформнее поведение человека, тем более оно соответствует социально одобряемому образцу, ниже конфликтность и проявления агрессии.

Содержит 20 утверждений.

& Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995. — С. 291-292.

& Большая энциклопедия психологических тестов./Составитель А. Карелин. — М.: ЭКСМО, 2009 — С. 21-22.

& Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — С. 366-367.

126. Измерение художественно-эстетической потребности

Методика разработана В. А. Аванесовым. Содержит 32 утверждения с вариантами ответов "да", "нет".

& Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — С. 368-369.

127. Диагностика потребности в поисках ощущений

Опросник разработан М. Цукерманом. Состоит из 16 пунктов, содержащих два суждения "а" и "б". Испытуемый выбирает одно из них, наиболее характерное для него.

Обработка результатов позволяет оценить уровень выраженности потребности в ощущениях, т. е. наличие влечения, возможно бесконтрольного, к новым "щекочущим" нервам впечатлениях.

& Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — С. 369-370.

128. Определение потребности в активности

Методика разработана Е. П. Ильиным (1972) и показывает уровень внутреннего энергетического потенциала человека для проявления им активности.

Тест представляет собой психомоторную пробу, в которой определяются дифференцированные пространственные пороги при увеличении или уменьшении амплитуд движений руки по отношению к эталонной амплитуде. Испытуемому предлагается чертить линии на листе бумаги.

& Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — С. 371-372.

129. Комплект для определения типа индивидуальности, исходя из доминирования типа инстинкта

Предложен В.И. Гарбузовым. Содержит вопросник из 35 утверждений (ответ испытуемого "да" — "нет") и 4 проективных задания: "цифры", "деревья", "круги и стрелы" и "фигуры". Позволяет определить 7 типов доминирующих инстинктов: эгофильный, генофильный, аль­труистический, исследовательский, доминантный, либертофильный, дигнитофильный.

Может применяться для исследования подростков и взрослых.

& Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. — СПб., 1994. — С. 12-21.

130. Эгоцентрические ассоциации

Проективный тест позволяет определить эгоцентрическую направленность личности подростков и старших школьников.

Представляет собой40 незаконченных предложений. Индекс эгоцентризма определяют по количеству предложений, в которых имеется местоимение первого лица единственного числа, притяжательные и собственные местоимения, образованные от него.

& Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — С. 395-396.

131. Тест-опросник "Склонности к отклоняющемуся поведению"

Автор методики — А. Н. Орел. Тест предназначен для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.

Опросник содержит 98 утверждений. Ответы испытуемого — "да", "нет". Имеется два варианта методики — мужской и женский.

Обработка результатов в соответствии с ключом производится по следующим шкалам: установка на социально-желательные ответы; склонность к преодолению норм и правил; склонность к аддитивному поведению; склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; склонность к агрессии и насилию; волевой контроль эмоциональных реакций; склонность к делинкветному поведению.

Приведены тестовые нормы для каждой шкалы, полученные на выборке нормальных подростков, и таблица перевода "сырых" баллов в стандартные Т-баллы.

& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. —М., 2005. — С.362-370.

& Клайберг Ю. А.Практикум по девиантологии. — СПб.: Речь, 2007 — С. 7-21.

132. Ориентировочная анкета

Предложен американским психологом М. Бассом. У нас широкое распространение полу­чил вариант методики, несколько модифицированный и расширенный чехословацкими учеными В. Смекайлом и М. Кучеры. Измеряет степень выраженности трех основных мотиваций (ориентации) личности в профессиональной сфере:направленность на себя, на достижение личных целей и собственного успеха в работе; направленность на взаимодействие с партнерами; направленность на задачу, на скорейшее ее решение. Содержит 30 утверждений (в последнем источнике — 27 утверждений).

& Альманах психологических тестов. — М., 1996. — С. 172-179..

& Лучшие психологические тесты. — Петрозаводск, 1992. — С. 115-120.

& Энциклопедия психологических тестов. Составитель А. Москвина. Том 2: Личность. Мо­тивация. Потребность. — М., 1997

& Большая энциклопедия психологических тестов./Составитель А. Карелин. — М.: ЭКСМО, 2009 — С. 28-31.

& Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — С. 409-411.

133. Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения

Методика позволяет определить доминирование одного из четырех ориентационных стилей или их сочетание в профессионально-деятельностном общении: ориентация на действие; ориентация на процесс; ориентация на людей; ориентация на перспективу, будущее.

Опросник содержит 80 утверждений. При работе с ними испытуемый должен из каждой пары утверждений выбрать одно, наиболее соответствующее его поведению.

& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. —М., 2005. — С.291-294.

134. "Исследование восприятия индивидом группы"

Автор методики — Е. В. Залюбовская. Опросник позволяет выявить три типа направленности("восприятия индивидом группы"): индивидуалистический, коллективистский и прагматический. Содержит 14 утверждений с 3 вариантами ответов.

& Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — С. 407-408.

135. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере

Методика разработана О. Ф. Потемкиной и содержит ряд шкал: А — установки, направленные на альтруизм – эгоизм; Б — установки на "процесс деятельности" – "результат деятельности". Каждая из них содержит 20 утверждений. Ответы испытуемого "да", "нет".

& Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — С. 387-388.

136. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях

Методика разработана В. В. Бойко. Содержит 25 утверждений. Варианты ответов: "да", "нет".

Обработка результатов в соответствии с ключом позволяет определить выраженность следующих коммуникативных установок: завуалированная жестокость, открытая жестокость, обоснованный негативизм, брюзжание, негативный опыт общения, а также общую оценку негативности коммуникативных установок.

& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. —М., 2005. — С.379-381.

137. Методика диагностики эмоциональной направленности личности

Методика разработана Б. И. Додоновым. Дает возможность определитьтипы общей эмоциональной направленности личности (ОЭН): альтруистический, практический, гностический, эстетический, гедонистиче­ский.

Испытуемому предлагается несколько списков приятных и неприятных переживаний, выражающих отношение к объективным ситуациям и отношение к себе. В каждом списке он должен выделить наиболее ему свойственные переживания. Определенная направленность личности выражается не только в типичном эмоциональном отношении к типичным объек­тивным ситуациям, но и в типичном избирательном отношении к самим эмоциям. Типы ОЭН выделяют в зависимости от переживаний, к которым человек более чувствителен.

& Додонов Б. И. Направленность и корреспондирующее свойство личности //Вопросы пси­хологии. 1974. —№ 6.

& Энциклопедия психологических тестов. Составитель А. Москвина. Том 2: Личность. Мотивация. Потребность. — М., 1997 — С. 70-71.

Другой вариант этой методики представляет собой опросник, состоящий из 50 утверждений, степень согласия с которыми испытуемый оценивает по четырехбалльной шкале « безусловно да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет» и «безусловно нет»). В результате обработки можно получить выраженность следующих типов эмоциональной направленности: альтруистическую, коммуникативную, глористическую (на самоутверждение), практическую (радость от процесса работы), пугническую (удовлетворение от преодоления опасности), романтическую, гностическую, эстетическую, гедонистическую (на удовольствие), акхизитивную (на коллекционирование, накопление).

& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2005. — Сс. 80-82.

138. Диагностика интерактивной направленности личности

Методика разработана Н. Е. Щурковым, описана в модификации Н. П. Фетискина. Позволяет оценить вектор интерактивной направленности и личностной социализации.

Опросник содержит 31 утверждение с тремя вариантами ответов, описывающих то или иное поведение в предлагаемых ситуациях. Обработка в соответствии с ключом позволяет получить выраженность трех видов интерактивной направленности личности: ориентация на личные (эгоистические) интересы; ориентация на взаимодействие, сотрудничество; материальная ориентация.

& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2005. — Сс. 82-86.

139. Диагностика полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности

Методика разработана С. М. Петровой. Содержит два списка по 32 пословицы. В каждом из списков мотивационная тенденция представлена двумя полярными по содержанию пословицами. Испытуемый должен отметить те пословицы, с которыми он согласен.

Методика позволяет сделать выводы о доминировании 16 мотивационных тенденций: акхизитивная (материальная) мотивация; гедонистическая мотивация; оптимистическая мотивация; коммуникативная мотивация; познавательная мотивация; трудовая мотивация; нормативная мотивация; нравственная мотивация; губристическая мотивация как стремление к совершенству; губристическая мотивация как стремление к превосходству; пугническая мотивация как потребность в преодолении трудностей, связанных с риском; мотивация позитивного отношения к людям; мотивация избегания неприятностей; мотивация индивидуализации; эгоцентрическая мотивация; альтруистическая мотивация.

& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2005. — Сс. 86-89.

140. Тест Рокича для диагностики ценностных ориентаций

Разработана М. Рокичем, адаптирована впервые А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым, В. А. Ядовым. Позволяет выявить структуру и иерархию ценностных ориентаций человека.

Методика осно­вана на процедуре ранжирования 18 инструментальных (ценности-средства достижения) и 18 терминальных (ценности-цели) ценностей.

▪ 2 бланка с терминальными и инструментальными ценностями

& Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. — М., 1992.

& Лучшие психологические тесты. — Петрозаводск, 1992. — С. 112-115.

141. Ценностные ориентации личности — ЦОЛ-8

Автор понимает ценностные ориентации как систему относительно устойчивых социально обусловленных избирательных отношений человека к совокупностям материальных и духовных общественных благ и идеалов. Содержит 50 утверждений. Оценивается выраженность следующих ценностей: труд, общение, познание, общественно-политическую деятельность, материальные ценности, развитие нравственных качеств, развитие волевых качеств, развитие деловых качеств.

Приводятся таблицы средних оценок и стандартных отклонений по двум возрастным выборкам — от 17 до 30 лет и от 31 до 55 лет.

& Леевик Г. Е. Методика изучения ценностных ориентации личности в различных видах спортивной деятельности/Личность и деятельность. — Л., 1982. — С.43-47.

& Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии. /Под ред. Я. В. Алишева. — М., 1987.—С. 83-88.

& Леевик Г. Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентаций личности. — Л., 1990.

142. Методика Шварца для изучения ценностей личности

Опросник, предложенный Шаломом Шварцем, представляет собой теоретически обоснованную методику, охватывающую более широкий спектр ценностей. Она разработана на основе методики Рокича, но затем концептуально усовершенствована, модифицирована и расширена.

Методика состоит из двух частей: «Обзор ценностей» позволяет изучить нормативные идеалы, ценности личности, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность; 2 часть — «Профиль личности», выявляющая ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности.

1 часть — «Обзор ценностей» представляет собой два списка слов, характеризующих в сумме 57 ценностей. В первом списке содержатся терминальные ценности, выраженные в виде существительных, во втором — инструментальные ценности, выраженные в виде прилагательных. Испытуемый оценивает степень важности каждой ценности как руководящего принципа его жизни. Используется шкала от -1 до 7. Оцениваются такие типы ценностей как конформность, традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения, власть, безопасность.

2 часть — «Профиль личности» содержит список из 40 описаний человека, соответствующих тому или иному из 10 типов ценностей. Испытуемый оценивает, в какой степени описанный в опроснике человек похож или не похож на него (шкала состоит из 5 позиций).

Время работы над методикой 30-50 минут.

Методика может применяться, начиная с 14 лет.

& Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. Концепция и методическое руководство. — СПб., 2004.

143. Опросник терминальных ценностей — ОТеЦ

Автор опросника И. Г. Сенин. Опросник предназначен для диагностики направленности личности. Методика диагностирует приоритетность терминальных ценностей и значимость для индивида той или иной жизненной сферы как источника реализации той или иной терминальной ценности.

Опросник содержит 80 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивает по 5-балльной шкале. В результате обработки ответов испытуемого оценивается значимость для него следующих терминальных ценностей: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности; а также значимость для реализации каждой из терминальных ценностей таких жизненных сфер как: профессиональная жизнь, обучение и образование, семейная жизнь, общественная жизнь, увлечения.

Первичные оценки переводятся в стандартизованные — стены. Имеются нормативные данные, полученные на выборке взрослых людей от 20 до 46 лет.

Опросник предназначен для взрослых испытуемых.

& Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей. Руководство. — Ярославль, 1991 (НПЦ «Психодиагностика»).

144. Морфологический тест жизненных ценностей — МТЖЦ

Данный вариант опросника жизненных ценностей разработан В. Ф. Соповым и Л. В. Карпушиной и является модифицированным вариантом опросника И. Г Сенина.

Опросник содержит 112 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивает по 5-балльной шкале.

В результате обработки ответов испытуемого оценивается значимость для него двух разнонаправленных групп терминальных ценностей: духовно-нравственные ценности (развитие себя, духовное удовлетворение, креативность, активные социальные контакты), отражающие нравственно-деловую направленность, и эгоистически-престижные (прагматические) ценности (собственный престиж, высокое материальное положение, достижения, сохранение собственной индивидуальности), отражающие эгоистически-престижную направленность личности. Кроме этого, возможна оценка значимости для реализации каждой из терминальных ценностей таких жизненных сфер как: профессиональная жизнь, образование, семейная жизнь, общественная активность, увлечения, физическая активность.Методика имеет шкалу достоверности, которая выявляет выраженность стремления получать социальное одобрение поступков.

Первичные оценки переводятся в стандартизованные — стены. Имеются нормативные данные, полученные на выборке взрослых людей от 20 до 46 лет.

Опросник предназначен для взрослых испытуемых.

& Сопов В. Ф., Карпушина Л. В. Морфологический тест жизненных ценностей. Руководство. —2002.

145. Диагностика уровня соотношения "ценности" и "доступности" терминальных ценностей

Методика разработана Е. Б. Фанталовой и предназначена для выявления внутренних конфликтов, вызванных расхождением желаемого и доступного. Использован список терминальных ценностей М. Рокича.

Испытуемому предъявляется список терминальных ценностей, которые он должен попарно сравнить с позиций их важности, необходимости для себя. Этот же список ценностей, предъявляемый во второй раз опять попарно ранжируется, но уже с позиций доступности, возможности достижения.

В результате обработки можно получить следующие данные: желательность и доступность каждой терминальной ценности; их рейтинг по привлекательности и по доступности; интегральный показатель адаптированности; наличие (или отсутствие) внутренних конфликтов; наличие (или отсутствие) внутренних вакуумов.

Применяется, начиная с подросткового возраста.

& Кривцова С. В. и др. Подросток на перекрестке эпох. — М., 1997. — С. 19-23.

& Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — С. 390-391.

& Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта.— М., 2001. — С. 19-40.

146. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности

Методика предназначена для выявления личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений.

Обследуемому предлагается оценить 16 ценностей баллами от 10 (неважно) до 100 (очень важно). В результате суммирования получается оценка восьми групп ценностей (по два утверждения на каждую группу): профессиональные, финансовые, семейные, социальные, общественные, духовные, физические, интеллектуальные.

&Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2005. — Сс. 13-14.

147. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности

Методика разработана С. С. Бубновой и направлена на диагностику реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

Опросник содержит 66 утверждений, описывающих различные особенности поведения и отношений человека. Ответы испытуемого «да» или «нет». После количественной обработки строится профиль выраженности каждой из одиннадцати перечисленных ниже полиструк<

Наши рекомендации