Проективные методы в психодиагностике.

Диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, безличным материалом, который, в силу его известной неопределенности, слабоструктурированности, становится объектом проекции.

Особенность проективного подхода в том, что это специальная техника клинического исследования тех особенностей личности, которые недоступны посредством наблюдения или опроса.

Термин «проективные» впервые введен Лоуренсом Френком в 1939 г.

Специфические особенности проективных методик:

1. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов.

2. В них используются неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, которые выполняют роль своеобразного экрана, на который обследуемый может проецировать характерные для него личностные черты, проблемы, состояния.

3. В проективных методах имеет место глобальность подхода к оценке личности, к проявлению ее скрытых, неосознаваемых, завуалированных сторон.

Кроме того, помимо вышеперечисленного, можно назвать еще и специфическую атмосферу – атмосферу доброжелательности, полное отсутствие оценочных суждений со стороны психолога, которые должны сопровождать процедуру обследования.

Психолог в проективном обследовании должен быть понимающим собеседником. Благодаря такому поведению психолога создается такая ситуация, в которой происходит освобождение от проблемы (эффект катарсиса).

Проективные методы относятся к клинической диагностике ð обладают теми же особенностями, что и клиническая диагностика.

ð основной недостаток: отсутствие стандартизации → субъективность.

Проективные методики: объемные, сложные для интерпретации.

Для работы с проективными методиками необходимо специальное обучение.

!! Притом, умение работать с проективными методиками – не в целом, а с определенной.

Характеристики проективных методик:

Группы методик (по задаче, которая ставится перед клиентом (действие, которое необходимо совершить)):

1.Методики структурирования – оформить стимул, придать ему смысл.

Пр.1: Тест чернильных пятен Роршарха.

10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями.

- таблицы предъявляются в стандартном положении;

- задача клиента – оформить эти стимулы;

- все высказывания клиента записываются дословно, фиксируется время описания/ высказывания, поведение клиента;

- счетные категории:

1-локализация – выбор для ответа всего изображения или отдельных деталей (или их mix);

2-детерминанты – позволяют оценить характеристики предложенного материала: цвет, форма (что является важнее, что выбирает для описания).

3-форма – насколько адекватно форма изображения представлена в ответах обследуемого;

4-содержание – оценивает какие категории объектов окружающего мира представлены в ответах;

5-оригинальность или популярность ответа (оригинальные – ответы, которые встречаются менее, чем в 30% случаев).

С помощью теста можно получить данные о…

а) типе темперамента – общая направленность личности как соотношение между интроверсией и экстраверсией.

б)представление о том, насколько реалистично представление;

в) представление о тревожности, беспокойстве и т.д., которое может тормозить развитие личности.

Большое значение имеет опыт психолога.

Пр.2: Неструктурированные картинки Кеттелла.

(Для изучения уровня экстраверсии – интроверсии).

Картинки с разными значками.

Предъявляется в течение определенного отрезка времени.

Задача – найти как можно больше образов.

Показатель – количество образов (образы, которые повторяются из картинки в картинку, считаются за один).

2.Методики конструирования – требуется создать целое из отдельно оформленных деталей.

Пр.1: Тест мира.

Первый вариант был создан в 1939 г.

Автор: Ловенфельд. Потом подключаются еще Болгар и Фишер (1937 г.).

Стимульный материал: 232 модели предметов, которые распределены в разных пропорциях по 15 категориям: различные строения, транспорт, люди, по половому признаку, разные категории проф. принадлежности и т.д.

Модели – небольшие по величине, изготовлены из дерева или металла, имеют яркую окраску.

Задача – обследуемый из этих моделей должен составить мир, в котором он должен жить.

Фиксируются предметы, которые выбираются первыми, количество предметов определенной категории (что преобладает – либо люди, либо материальные предметы), оценивается пространство, которое занимает вся конструкция, особенности поведения.

Основные подходы к конструированию мира:

- практический;

- логический;

- социальны;

- эстетический.

Возраст не ограничен.

3.Методики интерпретации – от обследуемого требуется истолковать какое-либо событие, какую-либо ситуацию.

Пр:ТАТ (тематической апперцепции тест).

Автор: Морган Мюррей.

Стимульный материал: набор из 31 таблицы. На них изображены 30 черно-белых картинок и 1 пустая таблица (чтобы обследуемый мог вообразить какую-либо картину на ней).

На каждой картине изображена неоднозначная ситуация.

Рассказ дословно записывается и интерпретируется.

В процессе обработки определяются основные характеристики:

- чувства;

- желания (по Мюррею – потребности);

- анализируются силы, идущие от героя и идущие извне (от среды).

Их сравнительная оценка образует тему, и поэтому он называется «тематической апперцепции тест».

Исследует потребности человека.

В окончательном варианте можно получить информацию об основных потребностях, стремлениях, конфликтах, которые возникают во взаимодействии с людьми и т.д.

Существует еще детский вариант ТАТ – картинки, на которых изображены животные, но они помещены в человеческие ситуации.

Основная проблема:

– субъективность,

– сложно интерпретировать результаты.

4.Методики катарсиса – требуют осуществления игровой деятельности в особо организованных условиях.

Пр:Психодрама.

Предложена Мореном в 1946 г.

Осуществляется в виде театральной импровизации, в которой обследуемый играет роль себя, либо воображаемого лица.

Воображаемые ситуации зависят от проблем клиента.

Проигрывая ситуацию, обследуемый проживает ее еще раз и в определенной мере освобождается от нее.

5.Методики изучения экспрессии – обследуемому дается задание нарисовать что-либо (либо на свободную, либо на конкретную тему).

Позволяет выявить отношение человека к изображаемому.

Пр:«Рисунок семьи».

В качестве показателей отношения – изображение или неизображение членов семьи (если кто-то не изображен – означает отрицательное отношение).

6.Методики импрессивные – предполагают выражение предпочтения одних стимулов перед другими.

Пр:Тест Люшера (1948 г.).

Стимульный материал: 75 квадратов – 25 цветов и оттенков.

Обычно используется сокращенный вариант из 8 цветовых квадратов.

Основные цвета: синий, зеленый, красный, желтый.

Дополнительные цвета: фиолетовый, коричневый, черный, серый.

Перед обследуемым карточки располагаются в хаотичном порядке, и из набора предлагается выбрать один наиболее приятный цвет. Выбранный квадрат переворачивается, и снова выбирается цвет.

1 и 2 позиции – явно предпочитаемые;

3, 4 – предпочитаемые;

5, 6 – нейтральные;

7, 8 – вызывающие антипатию, негативное отношение.

Каждому цвету присуще определенное значение.

Каждая позиция имеет определенное значение:

1 – средство для достижения цели.

2 – цель.

3,4 – истинное положение вещей.

5,6 – незадействованные резервы личности.

7,8 – наличие подавленной потребности.

7.Методики дополнения (аддитивные) – требуют завершения предложения, рассказа или истории.

Пр:Неоконченные предложения – изучение различных особенностей человека.

Ассоциативный эксперимент Юнга.

Розенцвейг – изучение фрустрационной толерантности.

Билет 27.

Требования к проведению психодиагностического обследования.

Подготовка:

1. Изучение запроса.

2. Подбор методик.

- любая методика, которая будет проведена на обследуемом, должна быть проведена сначала на самом себе.

- инструкция должна произноситься свободно при предъявлении обследования. Если инструкция очень большая (1 лист), то она требует предварительной обработки (выделение главных мыслей и т.д.).

3. Подготовка тестового материала (бланки + инструменты для проведения (ручки, карандаши и др. материалы, если они необходимы)).

4. Выбор места обследования (пр: кабинет психолога):

- изолированность помещения от посторонних лиц, шумов.

- оно должно быть достаточно хорошо освещено.

- тепловой режим.

- воздушный режим.

5. Удобное рабочее место (характер и качество определяется характером работы).

6. На двери помещения, где проводится обследование, должен устанавливаться знак, запрещающий вхождение в помещение.

7. Выбор времени проведения обследования (желательно, чтобы обследования проходили с утра – до того, как у человека будут нагрузки).

8. Продолжительность обследования (максимальное время проведения – 1 час. Чем взрослее обследуемый, тем ближе мы можем приближаться к этому часу; чем младше – тем время должно быть меньше).

Требования к организации обследования.

Индивидуальное тестирование.

1. Прием в отдельном кабинете.

2. Психолог должен встречать клиента стоя, идя к нему навстречу (доброжелательность, доверительная атмосфера).

При выборе места для клиента, мы ориентируемся на такие показатели:

- характер задания;

- мы не должны нарушать личное пространство клиента;

- чувство безопасности, защищенности.

Если родитель изъявит желание присутствовать при психодиагностическом обследовании, то мы не в праве отказывать.

Также обследование ребенка должно быть согласовано с родителями.

Если обследование касается взаимоотношений с родителями, то задача психолога – убедить родителя в отсутствии при обследовании.

Если родитель не согласится, то его необходимо вывести из поля зрения ребенка и занять родителя чем-либо (пр: почитать журнал и т.д.).

3. Создание положительной мотивации на обследование:

- своим вниманием к клиенту, к тому, что он делает;

- демонстрируем доброжелательность (это располагает клиента к психологу);

- побеседовать на тему, не относящиеся к обследованию;

- иметь информацию о клиенте, о его интересах, склонностях, и в ходе беседы сделать акценты на его интересах.

Обращение к клиенту: получить информацию о том, какое имя наиболее приемлемо для клиента.

Смысл беседы:

- снятие психологического напряжения;

- снятие страха.

Это особенно важно для клиента, который ранее не имел опыта работы с психологом → необходимо максимально снять эту неопределенность и т.п.

Нельзя перемотивировать клиента, т.к. может произойти обратный эффект.

4. Ситуация тестирования.

- знакомство с инструкцией:

* обязательно получить обратную связь о том, насколько испытуемый понял инструкцию;

* иногда дают пробные задания, чтобы посмотреть, насколько клиент понял инструкцию.

- когда идет самотестирование, мы следим за тем, чтобы при появлении затруднений вовремя прийти на помощь клиенту, сформулировать вопрос. Очень важно наблюдать за работой клиента.

- когда у клиента возникают вопросы:

* если объект – методика: «прочитай внимательнее», «подумай еще» и т.д.

*ни в коем случае не отмахиваться от клиента: 1) должны быть ситуации, которые имели место в опыте клиента; 2) возможно переформулирование вопроса, но не вкладывать в вопрос свой смысл; 3) клиент должен отвечать на вопрос приближенно к инструкции.

- контакт необходим при групповом обследовании. Если на каком-то вопросе возник сбой и человек потом вернулся к этому вопросу и были исправления, то в протоколе обследования это необходимо учитывать и помечать.

- во время тестирования необходимо поддерживать мотивацию, созданную на начальном этапе.

- если наблюдается утомление и происходит снижение интереса, то в индивидуальном обследовании можно сделать перерыв, сделать другие упражнения.

Если не получается снять напряжение, то занятие прекращается.

5. На результаты психодиагностического обследования влияет очень много факторов.

- психолог как фактор, который может оказывать влияние на психодиагностическое обследование:

* внешний вид: неряшливость/ излишне яркая манера одеваться и т.д. → неприязнь. ð украшения, косметика, запахи и т.д. должны быть минимизированы.

* на процесс психодиагностического обследования влияет возраст, опытность, принадлежность к определенной научной школе (односторонний подход к решению проблемы).

* профессиональная пристрастность: когда психолог для себя решает проблему клиенту.

- особенности клиента – при проведении психодиагностического обследования клиент должен быть настроен на обследование, должен быть физически не утомлен, у него не должны происходить какие-то важные события в жизни и т.д.

Иначе при выполнении тех заданий, которые предлагает психолог, клиент отвлекается, возвращается в свою проблему → неэффективность использования ПД.

6. При проведении психодиагностической работы является очень важным поведение клиента (особенно при проективных методиках) во время выполнения задания (остановки, разговоры (пр: во время рисования)).

Как вести эти записи:

- использование технических средств;

- система фиксации поведения обследуемого (некая система знаков для быстроты записи).

НО!! Записывать довольно сложно, и это вызывает отрицательное отношение к психологу (→ недоверие) + интерес «что пишет» (→ отвлекается).

+ надо фиксировать отклонения, которые могут быть в стандартизированном обследовании, чтобы при интерпретации увидеть – оказал влияние этот фактор (и как?) или нет.

7. Завершение обследования – очень важно показать клиенту, насколько вы удовлетворены этим обследованием (важно для дальнейшей мотивации/ для следующих обследований).

Билет 28.

Наши рекомендации