Проективные методы в психодиагностике.
Диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, безличным материалом, который, в силу его известной неопределенности, слабоструктурированности, становится объектом проекции.
Особенность проективного подхода в том, что это специальная техника клинического исследования тех особенностей личности, которые недоступны посредством наблюдения или опроса.
Термин «проективные» впервые введен Лоуренсом Френком в 1939 г.
Специфические особенности проективных методик:
1. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов.
2. В них используются неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, которые выполняют роль своеобразного экрана, на который обследуемый может проецировать характерные для него личностные черты, проблемы, состояния.
3. В проективных методах имеет место глобальность подхода к оценке личности, к проявлению ее скрытых, неосознаваемых, завуалированных сторон.
Кроме того, помимо вышеперечисленного, можно назвать еще и специфическую атмосферу – атмосферу доброжелательности, полное отсутствие оценочных суждений со стороны психолога, которые должны сопровождать процедуру обследования.
Психолог в проективном обследовании должен быть понимающим собеседником. Благодаря такому поведению психолога создается такая ситуация, в которой происходит освобождение от проблемы (эффект катарсиса).
Проективные методы относятся к клинической диагностике ð обладают теми же особенностями, что и клиническая диагностика.
ð основной недостаток: отсутствие стандартизации → субъективность.
Проективные методики: объемные, сложные для интерпретации.
Для работы с проективными методиками необходимо специальное обучение.
!! Притом, умение работать с проективными методиками – не в целом, а с определенной.
Характеристики проективных методик:
Группы методик (по задаче, которая ставится перед клиентом (действие, которое необходимо совершить)):
1.Методики структурирования – оформить стимул, придать ему смысл.
Пр.1: Тест чернильных пятен Роршарха.
10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями.
- таблицы предъявляются в стандартном положении;
- задача клиента – оформить эти стимулы;
- все высказывания клиента записываются дословно, фиксируется время описания/ высказывания, поведение клиента;
- счетные категории:
1-локализация – выбор для ответа всего изображения или отдельных деталей (или их mix);
2-детерминанты – позволяют оценить характеристики предложенного материала: цвет, форма (что является важнее, что выбирает для описания).
3-форма – насколько адекватно форма изображения представлена в ответах обследуемого;
4-содержание – оценивает какие категории объектов окружающего мира представлены в ответах;
5-оригинальность или популярность ответа (оригинальные – ответы, которые встречаются менее, чем в 30% случаев).
С помощью теста можно получить данные о…
а) типе темперамента – общая направленность личности как соотношение между интроверсией и экстраверсией.
б)представление о том, насколько реалистично представление;
в) представление о тревожности, беспокойстве и т.д., которое может тормозить развитие личности.
Большое значение имеет опыт психолога.
Пр.2: Неструктурированные картинки Кеттелла.
(Для изучения уровня экстраверсии – интроверсии).
Картинки с разными значками.
Предъявляется в течение определенного отрезка времени.
Задача – найти как можно больше образов.
Показатель – количество образов (образы, которые повторяются из картинки в картинку, считаются за один).
2.Методики конструирования – требуется создать целое из отдельно оформленных деталей.
Пр.1: Тест мира.
Первый вариант был создан в 1939 г.
Автор: Ловенфельд. Потом подключаются еще Болгар и Фишер (1937 г.).
Стимульный материал: 232 модели предметов, которые распределены в разных пропорциях по 15 категориям: различные строения, транспорт, люди, по половому признаку, разные категории проф. принадлежности и т.д.
Модели – небольшие по величине, изготовлены из дерева или металла, имеют яркую окраску.
Задача – обследуемый из этих моделей должен составить мир, в котором он должен жить.
Фиксируются предметы, которые выбираются первыми, количество предметов определенной категории (что преобладает – либо люди, либо материальные предметы), оценивается пространство, которое занимает вся конструкция, особенности поведения.
Основные подходы к конструированию мира:
- практический;
- логический;
- социальны;
- эстетический.
Возраст не ограничен.
3.Методики интерпретации – от обследуемого требуется истолковать какое-либо событие, какую-либо ситуацию.
Пр:ТАТ (тематической апперцепции тест).
Автор: Морган Мюррей.
Стимульный материал: набор из 31 таблицы. На них изображены 30 черно-белых картинок и 1 пустая таблица (чтобы обследуемый мог вообразить какую-либо картину на ней).
На каждой картине изображена неоднозначная ситуация.
Рассказ дословно записывается и интерпретируется.
В процессе обработки определяются основные характеристики:
- чувства;
- желания (по Мюррею – потребности);
- анализируются силы, идущие от героя и идущие извне (от среды).
Их сравнительная оценка образует тему, и поэтому он называется «тематической апперцепции тест».
Исследует потребности человека.
В окончательном варианте можно получить информацию об основных потребностях, стремлениях, конфликтах, которые возникают во взаимодействии с людьми и т.д.
Существует еще детский вариант ТАТ – картинки, на которых изображены животные, но они помещены в человеческие ситуации.
Основная проблема:
– субъективность,
– сложно интерпретировать результаты.
4.Методики катарсиса – требуют осуществления игровой деятельности в особо организованных условиях.
Пр:Психодрама.
Предложена Мореном в 1946 г.
Осуществляется в виде театральной импровизации, в которой обследуемый играет роль себя, либо воображаемого лица.
Воображаемые ситуации зависят от проблем клиента.
Проигрывая ситуацию, обследуемый проживает ее еще раз и в определенной мере освобождается от нее.
5.Методики изучения экспрессии – обследуемому дается задание нарисовать что-либо (либо на свободную, либо на конкретную тему).
Позволяет выявить отношение человека к изображаемому.
Пр:«Рисунок семьи».
В качестве показателей отношения – изображение или неизображение членов семьи (если кто-то не изображен – означает отрицательное отношение).
6.Методики импрессивные – предполагают выражение предпочтения одних стимулов перед другими.
Пр:Тест Люшера (1948 г.).
Стимульный материал: 75 квадратов – 25 цветов и оттенков.
Обычно используется сокращенный вариант из 8 цветовых квадратов.
Основные цвета: синий, зеленый, красный, желтый.
Дополнительные цвета: фиолетовый, коричневый, черный, серый.
Перед обследуемым карточки располагаются в хаотичном порядке, и из набора предлагается выбрать один наиболее приятный цвет. Выбранный квадрат переворачивается, и снова выбирается цвет.
1 и 2 позиции – явно предпочитаемые;
3, 4 – предпочитаемые;
5, 6 – нейтральные;
7, 8 – вызывающие антипатию, негативное отношение.
Каждому цвету присуще определенное значение.
Каждая позиция имеет определенное значение:
1 – средство для достижения цели.
2 – цель.
3,4 – истинное положение вещей.
5,6 – незадействованные резервы личности.
7,8 – наличие подавленной потребности.
7.Методики дополнения (аддитивные) – требуют завершения предложения, рассказа или истории.
Пр:Неоконченные предложения – изучение различных особенностей человека.
Ассоциативный эксперимент Юнга.
Розенцвейг – изучение фрустрационной толерантности.
Билет 27.
Требования к проведению психодиагностического обследования.
Подготовка:
1. Изучение запроса.
2. Подбор методик.
- любая методика, которая будет проведена на обследуемом, должна быть проведена сначала на самом себе.
- инструкция должна произноситься свободно при предъявлении обследования. Если инструкция очень большая (1 лист), то она требует предварительной обработки (выделение главных мыслей и т.д.).
3. Подготовка тестового материала (бланки + инструменты для проведения (ручки, карандаши и др. материалы, если они необходимы)).
4. Выбор места обследования (пр: кабинет психолога):
- изолированность помещения от посторонних лиц, шумов.
- оно должно быть достаточно хорошо освещено.
- тепловой режим.
- воздушный режим.
5. Удобное рабочее место (характер и качество определяется характером работы).
6. На двери помещения, где проводится обследование, должен устанавливаться знак, запрещающий вхождение в помещение.
7. Выбор времени проведения обследования (желательно, чтобы обследования проходили с утра – до того, как у человека будут нагрузки).
8. Продолжительность обследования (максимальное время проведения – 1 час. Чем взрослее обследуемый, тем ближе мы можем приближаться к этому часу; чем младше – тем время должно быть меньше).
Требования к организации обследования.
Индивидуальное тестирование.
1. Прием в отдельном кабинете.
2. Психолог должен встречать клиента стоя, идя к нему навстречу (доброжелательность, доверительная атмосфера).
При выборе места для клиента, мы ориентируемся на такие показатели:
- характер задания;
- мы не должны нарушать личное пространство клиента;
- чувство безопасности, защищенности.
Если родитель изъявит желание присутствовать при психодиагностическом обследовании, то мы не в праве отказывать.
Также обследование ребенка должно быть согласовано с родителями.
Если обследование касается взаимоотношений с родителями, то задача психолога – убедить родителя в отсутствии при обследовании.
Если родитель не согласится, то его необходимо вывести из поля зрения ребенка и занять родителя чем-либо (пр: почитать журнал и т.д.).
3. Создание положительной мотивации на обследование:
- своим вниманием к клиенту, к тому, что он делает;
- демонстрируем доброжелательность (это располагает клиента к психологу);
- побеседовать на тему, не относящиеся к обследованию;
- иметь информацию о клиенте, о его интересах, склонностях, и в ходе беседы сделать акценты на его интересах.
Обращение к клиенту: получить информацию о том, какое имя наиболее приемлемо для клиента.
Смысл беседы:
- снятие психологического напряжения;
- снятие страха.
Это особенно важно для клиента, который ранее не имел опыта работы с психологом → необходимо максимально снять эту неопределенность и т.п.
Нельзя перемотивировать клиента, т.к. может произойти обратный эффект.
4. Ситуация тестирования.
- знакомство с инструкцией:
* обязательно получить обратную связь о том, насколько испытуемый понял инструкцию;
* иногда дают пробные задания, чтобы посмотреть, насколько клиент понял инструкцию.
- когда идет самотестирование, мы следим за тем, чтобы при появлении затруднений вовремя прийти на помощь клиенту, сформулировать вопрос. Очень важно наблюдать за работой клиента.
- когда у клиента возникают вопросы:
* если объект – методика: «прочитай внимательнее», «подумай еще» и т.д.
*ни в коем случае не отмахиваться от клиента: 1) должны быть ситуации, которые имели место в опыте клиента; 2) возможно переформулирование вопроса, но не вкладывать в вопрос свой смысл; 3) клиент должен отвечать на вопрос приближенно к инструкции.
- контакт необходим при групповом обследовании. Если на каком-то вопросе возник сбой и человек потом вернулся к этому вопросу и были исправления, то в протоколе обследования это необходимо учитывать и помечать.
- во время тестирования необходимо поддерживать мотивацию, созданную на начальном этапе.
- если наблюдается утомление и происходит снижение интереса, то в индивидуальном обследовании можно сделать перерыв, сделать другие упражнения.
Если не получается снять напряжение, то занятие прекращается.
5. На результаты психодиагностического обследования влияет очень много факторов.
- психолог как фактор, который может оказывать влияние на психодиагностическое обследование:
* внешний вид: неряшливость/ излишне яркая манера одеваться и т.д. → неприязнь. ð украшения, косметика, запахи и т.д. должны быть минимизированы.
* на процесс психодиагностического обследования влияет возраст, опытность, принадлежность к определенной научной школе (односторонний подход к решению проблемы).
* профессиональная пристрастность: когда психолог для себя решает проблему клиенту.
- особенности клиента – при проведении психодиагностического обследования клиент должен быть настроен на обследование, должен быть физически не утомлен, у него не должны происходить какие-то важные события в жизни и т.д.
Иначе при выполнении тех заданий, которые предлагает психолог, клиент отвлекается, возвращается в свою проблему → неэффективность использования ПД.
6. При проведении психодиагностической работы является очень важным поведение клиента (особенно при проективных методиках) во время выполнения задания (остановки, разговоры (пр: во время рисования)).
Как вести эти записи:
- использование технических средств;
- система фиксации поведения обследуемого (некая система знаков для быстроты записи).
НО!! Записывать довольно сложно, и это вызывает отрицательное отношение к психологу (→ недоверие) + интерес «что пишет» (→ отвлекается).
+ надо фиксировать отклонения, которые могут быть в стандартизированном обследовании, чтобы при интерпретации увидеть – оказал влияние этот фактор (и как?) или нет.
7. Завершение обследования – очень важно показать клиенту, насколько вы удовлетворены этим обследованием (важно для дальнейшей мотивации/ для следующих обследований).
Билет 28.