Этапы психодиагностического обследования.

Шванцара Й.

Характеристика этапов психодиагностического обследования:

1. Изучение практического требования.

Требование обычно поступает либо от родителей, либо от учителей, а также от ученика.

Важно учесть: требования обычно формулируются в расплывчатой форме ð необходимо уточнить запрос → с заказчиком проводится уточняющая беседа. В ходе нее:

- уточнение;

- сбор первичной информации о клиенте;

- осознание заказчиком своих требований.

2. Формулировка психологической проблемы.

Проблема может быть сформулирована на основе получения достаточно полной информации об ученике.

Необходимая информация:

- сведения о социальной ситуации развития ученика («В какой тебя среде сформировало?..»);

- информация о семье (состав, воспитание, материальные условия, интересы, увлечения, вредные привычки и т.д.);

- сведения о развитии ребенка (начиная с пренатального периода):

* особенности психического развития;

* любимое занятие, игрушки, интересы и т.д.

- положение ребенка в системе межличностных отношений;

- сведения о соматических заболеваниях.

Необходимая информация – та, которая нужна для решения поставленной проблемы (для заказа).

Запрос является неоднозначным и имеет несколько уровней:

1) поверхностный уровень – то, что говорят при заказе (чаще всего).

2) глубинный уровень – та проблема, с которой приходится работать в дальнейшем.

Психолог, формулируя проблему, должен выйти на уровень причин, мотивов определенного поведения – на глубинный уровень.

3. Этап выдвижения гипотез.

Желательно выделить максимальное количество подобных причин такого поведения.

Процесс выдвижения гипотез очень тесно связан с предыдущим этапом.

4. Выбор метода обследования.

- количественная диагностика основана на идее повторяемости, качественная – неповторимости, уникальности человека. Важно сочетание этих подходов, гибкого их использования.

Некоторые психологи предлагают такую тактику: для получения общей картины использовать количественную диагностику, а потом использовать конкретные (качественные) методики для измерения того или иного качества.

- 3 и 4 этапы идут параллельно.

- при выборе метода исследования, необходимо выбирать такие методы, которые позволили бы нам получить разнообразную информацию о клиенте, чтобы объяснить причины и мотивы поведения.

Методики должны: одна подкреплять другую.

Чем больше признаков мы получим, тем точнее мы сможем сформулировать заключение (диагноз).

5. Формулировка психологического заключения.

- диагноз ставится не просто по результатам психодиагностического обследования. Он требует обязательного соотнесения результатов диагностики с особенностями жизненных проявлений поведения клиента.

- большое значение при постановке диагноза имеет возрастной анализ данных (возрастные нормыри постановке диагноза имеет возрастной анализ данных ()с особенносяледования. олили бы нам получить разнообразную информацию о) → психолог определяет – опережает ребенок в развитии или отстает. + определение ЗБР.

- пределы компетенции психолога.

Основные трудности при постановке психологического диагноза заключаются в том, что психолог не всегда может установить границы своей компетенции.

!! Психолог не должен браться за решение тех проблем, которые не входят в пределы его компетенции.

Вне компетенции психолога:

· органические нарушения (надо перенаправить к другому специалисту);

· социальные факторы (надо взаимодействовать с соц. педагогом, с администрацией и т.д.).

- заключение:

*Начинается кратким описанием поведения ребенка во время обследования (как реагирует на советы, указания психолога и т.д.).

*Описание психофизиологических особенностей клиента, которые могут оказать влияние на его учебу.

*Перечисляются особенности развития высших психических функций, особенностей познавательной деятельности и т.д.

*Характеризуются личностные особенности.

*Завершается кратким выводом, в котором психолог должен выделить наиболее сильные стороны ребенка, опираясь на которые можно проводить с ним коррекционную работу. Все заключение должно быть построено таким образом, чтобы выйти на положительные стороны ребенка.

Задача психолога – показать, что ребенок «не потерян».

Подобные заключения касаются не каждого обращения. Обычно такие заключения касаются проблемных учеников.

*Формулируя психологический диагноз, мы обязательно должны продумать – кому и в какой форме он будет сообщен.

*Психологические формулировки д.б. переведены на житейский язык.

- диагноз всегда должен содержать в себе и прогноз развития.

При формулировке прогноза, мы должны давать его в 2-х вариантах:

1) Ход развития при условии выполнения коррекционной работы;

2) Ход развития, если такой работы не будет выполнено.

При этом мы подчеркиваем активность самого ребенка.

Ступени психологического диагноза (Л.С. Выготский):

1. Симптоматический/ эмпирический диагноз – это диагноз, который ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых строятся практические выводы.

Выготский считал этот диагноз ненаучным, потому что он не устанавливает причин, не раскрывает сущности тех процессов, которые лежат в основе выявленных в процессе диагностики симптомов.

2. Этиологическая диагностика – указывает не только на симптомы, но и на причины их вызывающие.

3. Психологическая диагностика – заключается в определении типа личности.

Это не столько ступени психологического диагноза, сколько ступени познания.

6. Разработка программы психокоррекционной работы, рекомендаций, составление долговременного плана развития индивидуально-психологических особенностей ученика.

Практика обычно включает 2 части:

1. Психологическая – планирование и осуществление самим психологом.

2. Педагогическая – составляется на основе психологических рекомендаций совместно с педагогическим коллективом.

Рекомендации, которые выдаются родителям и педагогам, б.д. четкими и конкретными.

Содержание и адресат рекомендаций зависят от сложности решаемой проблемы.

Особенно интересны методики, которые ориентированы не только на диагноз, но и на прогноз развития.

Рекомендации состоят из 2 частей:

1) Психологическая – совместно психологом и пед. коллективом.

2) Педагогическая – осуществляется педагогами, родителями.

Рекомендации д.б. достаточно понятными и соответствовать уровню адресата, не должны содержать психологических терминов, и должны содержать слова, однозначно понимаемые.

Билет 29.

Нормативные требования к методикам.

Целесообразно придерживаться разных требований к психодиагностическим методикам разного типа.

Требования к тестовым (измерительным) методам.

1. Должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики.

- Предмет, диагностический конструкт должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов.

- Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т.п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение).

- Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т.п.

2. Процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний, или ЭВМ, используемой для предъявления заданий и анализа ответов.

3. Процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим и критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов.

4. Тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы).

5. Процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы.

6. Головная методическая организация определенного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.

Требования к клиническим (экспертным) методам.

1. Данный пункт повторяет содержание пункта 1) для тестов. Дополнение: инструкция по применению снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок.

2. Инструкции к проведению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (тестов, рисунков, звуко- или видеозаписей и т.п.).

3. Процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту.

4. Пользователи-разработчики должны иметь возможность воспроизвести (повторить) нормативное исследование по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных.

5. Головная организация должна вести банк данных, обеспечивая подготовку пользователей и переподготовку (в соответствии с пересмотренными стандартами экспертной методики).

Любая методика, не удовлетворяющая перечисленным выше требованиям, не может считаться профессиональной диагностической методикой. Билет 30.

Нормативные требования к пользователям психодиагностических методик.

Причины необходимости контроля за использованием психодиагностических тестов:

1) предотвратить всеобщую доступность содержания теста, которая делает его невалидным;

2) гарантировать использование тестов только квалифицированными специалистами.

Разные требования предъявляются к пользователям, являющимся профессиональными психологами, и пользователям-непсихологам.

Пользователь-психолог.

Психологом-пользователем является лицо, имеющее психологическое образование, работающее по этой специальности в исследовательских и практических учреждениях и использующее в своей работе психодиагностические методики.

1. Психолог должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по ПД, самостоятельно вести картотеку и личную библиотеку методик, применяемых в заданной области.

2. Квалификация пользователя должна быть не ниже той, которая указана в руководстве к тесту (для предупреждения неправильного использования теста).

3. Психолог должен осознавать границы своей компетентности и ограниченность своих средств и не предлагать свои услуги, а также не использовать методы, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в конкретных областях исследования.

4. Психолог-пользователь должен быть способен правильно выбрать тест, исходя из поставленной перед ним задачи и особенностей обследуемого человека или выборки.

+ в подборе методик в батарею (программу обследования) не должен руководствоваться собственными (субъективными) предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а должен исходить из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надежности при минимуме затрат.

5. Психолог несет свою ответственность за правильное применение теста и интерпретацию его результатов, а также за соблюдение этических норм по отношению к обследуемому.

+ психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза (применяя параллельные методики или при помощи экспертных оценок).

6. В своей деятельности психолог всегда должен соблюдать принцип «не навреди». Это относится главным образом к сообщениям как обращенным к испытуемому, так и о нем. Психолог должен выражать свое мнение, устное или письменное, с осторожностью.

+ пользователь должен избегать субъективизма (подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями), исключать любое возможное отрицательное воздействие.

+ при интерпретации данных обязательно следует рассматривать наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу.

7. Должен обеспечивать тщательное соблюдение всех стандартных требований при использовании методики. Не имеет права отклоняться от стандарта, вносить модификацию в уже изданную методику.

8. Недопустимо «заочное» тестирование (пр: по почте, отдать методику на дом и т.д.). Такой способ не только не обеспечивает контроль за соблюдением условий тестирования, но также предполагает интерпретацию тестовых показателей без привлечения необходимой для этого информации об индивиде. В этих обстоятельствах результаты теста могут оказаться бесполезными и даже вредными.

9. В своей профессиональной деятельности психолог-пользователь руководствуется своими знаниями и опытом, на основе которых он самостоятельно принимает решение и лично несет за него ответственность. В сомнительных и спорных случаях психолог обязан проконсультироваться с экспертом в соответствующей области и объективно рассмотреть полученные рекомендации.

10. Психолог обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия». Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его результаты. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики.

Пользователь-непсихолог.

В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать специалисты в свмежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.

1. Специалисты-непсихологи имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов (пр: тесты учебных достижений или проф. умелости).

Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами.

2. Пользователь-непсихолог должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен использовать именно их.

3. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о ПД или спец. подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан:

- либо выбрать др. методику,

- либо пройти соответствующую подготовку,

- либо привлечь к проведению ПД психолога,

- либо отказаться от проведения ПД.

4. Пользователь, получающий доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, следует всем этическим нормам в проведении обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам.

Билет 31.

Наши рекомендации