Принципы психологического анализа анамнестических данных

Собрав анамнестические данные о ребенке, психолог должен их проанализировать, руководствуясь следующими принципами:

– раскрывать особенности объективно существующих качеств и свойств ученика, опираясь на анализ его поведения и деятельности;

– рассматривать психические явления в их связях и отношениях на фоне личности в целом и в тесной связи с условиями ее формирования;

– видеть личность в развитии;

– искать причины и мотивы поступков и действий, выявлять диалектику внешнего – внутреннего;

– выявлять лучшие, сильные стороны личности, на которые можно опереться в процессе ее воспитания, и те слабые и отрицательные ее черты, которые следует преодолевать;

– определять своеобразие психики и опосредованность этого своеобразия условиями развития и воспитания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 17.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ[7]

Презентация как и любое публичное выступление должно строиться по определившимся положениям ораторского искусства, законам логики; быть рассчитано на особенности аудитории и пониматься основной массой слушателей, учитывать их интересы, потребности в информации.

Оратору следует опираться на тезис Аристотеля: «Ясность мысли, ясность речи, ясность общественных интересов»; слова Демокрита: «Умение хорошо мыслить, умение хорошо излагать свое мнение – это способность хорошо исполнить свой долг». При подготовке публичного выступления осмысливаются его цели, приемы предъявления информации, ее содержание. Остановимся на алгоритме подготовки, представленном по схеме А.В. Стешова (1989), который включает ряд вопросов:

Зачем говорить? – соединяет основную цель выступления, потребности в его проведении, определяющие мотивы к его подготовке. Чего хотелось бы достичь в результате выступления, к чему склонить аудиторию? Какие убеждения сформировать?

О чем говорить? – определяет выбор узловых вопросов, в зависимости от темы выступления, на основании анализа которых можно достичь поставленной цели.

Сколько говорить? – детерминируется лимитом времени: материалы темы должны быть связаны с содержанием речи, вопросами которые необходимо решить, учетом их ролевой значимости. Какие из них требуют больше времени, какие меньше, а чем можно просто упомянуть, что изложить подробнее?

Кому говорить? –связано с предварительной оценкой аудитории, уровня ее интеллектуальности, заинтересованности в получении искомой информации, отношении к обсуждаемой проблеме?

Где говорить? – требует анализа условий предстоящего выступления, определяющих композицию выступления и технику речи. Учитываются возможности применения наглядности, технических средств ее предъявления.

Как говорить? –детерминирует выбор аргументации, приемов убеждения, воздействия на сознание, чувства и волю слушателей. Определяет подбор проблемных ситуаций, приемов эмоционализации ряда важных положений речи, сохранения меры в их применении. Уточняет внутреннюю логику выступления.

Что говорить? –определяется учетом всех предшествующих положений, предопределяет подбор необходимых аргументов, приемов воздействия, примеров из художественной литературы, реальной жизни, научных публикаций. В выступление включаются стилистические фигуры:

– антитезы (противопоставления):«Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог»;

– анафоры (повторение смежных отрезков речи: слов, фраз для усиления их воздействия): «Послушайте, послушайте…»;

– тропы (обороты речи, употребляемые в переносном значении): метафоры (перенесение свойств одного предмета на другой на основе общего признака), например, «бронза мускулов», метонимии (замены одного слова другим на основе связи их значений), например, «стадион рукоплескал»;

– ставятся риторические и проблемные вопросы, стимулирующие к обсуждению соответствующей проблемы. Методом дедукции выводятся определенные версии, исходные посылки. Методом индукции слушатели подводятся к необходимым обобщениям, практическим рекомендациям.

При планировании и проведении выступления, придерживаясь системности в изложении материала, следует ориентироваться на основные определяющие его тезисы. По аналогии можно сослаться на шутливое английское стихотворение «Дом который построил Джек». Упоминаем, например, забор,… «возле дома, который построил Джек»; калитку… «в заборе возле дома, который построил Джек». Указали на собаку «у калитки в заборе, возле дома, который построил Джек». Увидели ошейник, но «на собаке, у калитки в заборе возле дома, который построил Джек» и т.д. Все вокруг узлового тезиса. Если узловых тезисов несколько, то логическая цепочка строится вокруг каждого из них.

Столь же необходимо обоснованно изложить суть узловых тезисов, определяющих цель выступления: «зачем говорить?»

Изложение основного тезиса (или основных тезисов) целесообразно строить с учетом ряда требований:

1. Название выступления должно отражать целевую направленность главного тезиса. Другие блоки информации необходимо связать с этим тезисом, по аналогии с приведенным выше примером о: «доме, который построил Джек»;

2. Если действовать дедуктивным методом, то в начале выступления следует сразу же охарактеризовать главный (стержневой) тезис, отражающий основную цель выступления. Последующая информация направляется на аргументирование, подтверждение главного тезиса, в том числе, целесообразными иллюстрациями;

3. Исходные суждения должны пониматься однозначно, не содержать противоречий, а характеризовать опорные понятия, не меняющиеся до конца выступления;

4. Узловая информация передается доступным понятным языком, без излишне сложных терминов и удобна для запоминания. Она должна быть связана логическими цепочками с другими блоками информации, ранее усвоенными знаниями;

5. Обращения к следующим вопросам темы осуществляются после достаточной проработки предшествующего тезиса, с которым они должны быть связаны;

6. Если применяется индуктивный метод, то материал представляется пошагово, ступенька за ступенькой. Аудитория участвует в процессе логического развертывания узловой проблемы;

7. В содержании выступления должна содержаться новая информация, неизвестная аудитории или новое толкование фактов, пусть даже, ранее известных.

Публичное выступление (как и лекции по учебным дисциплинам) должны иметь компоненты с эмоциональной окраской, вызывающие переживания, сопереживание. Для интериоризации информации даже отрицательные эмоциональные реакции полезнее нейтрального равнодушного отношения к информации и выступающему. В любых эмоциях запоминание материала происходит быстрее и прочнее. Представим себе, как долго мы помним сведения, полученные не только в состоянии восторга, радости, но и в горе, в несчастье.

Эмоциональные реакции вызываются, прежде всего, элементами острого содержания, приведением фактов, волнующих аудиторию, примерами из реальной жизни, которые радуют или возмущают. Активно эмоционируют аудиторию обращения к образному мышлению, применение «крылатых фраз», умелая реализация техники речи (интонации, паузы), использование мимики, пантомимики, средств наглядности, в том числе, технических. Высокой эффективностью отличается музыкальное сопровождение устного публичного выступления.

Выступающий должен хорошо владеть излагаемым материалом, по крайней мере, быть способным периодически отрываться от текста своего выступления. Это позволяет видеть аудиторию, оценивать позитивные и негативные реакции, вносить, при необходимости, соответствующие коррекции, в том числе в связи с оценкой динамики внимания слушателей. Заметив, что внимание падает, оратор может сделать «лирическое отступление», обратиться к какому-либо афоризму, сатирическому примеру и т.п. Если же выступающий прочно привязан к конспекту, он аудитории не видит, управлять ею не способен.

Владение материалом, в определенной мере, определяет и стиль выступления. Стиль – это способ применения языка, выражения мысли, представляющий оптимальное использование его многообразных запасов, что обеспечивает лучшее общение с аудиторией. Это различные языковые средства, их выразительные возможности, строй речи, образность, понимание категории меры

Оратору важно сразу же овладеть вниманием аудитории, осуществить замысел по передаче необходимой информации, формированию и закреплению убеждений в стремлении следовать какому-то стимулу.

В заранее подготовленном плане выступления разворачивается его структура: зачин, приемы привлечения внимания, предусматриваются посылки, отступления, афоризмы, примеры, аргументы, контраргументы, обобщения, выводы, распределяемые по трем обязательным частям выступления: вступлении, основной части, заключении.

Во вступлении для привлечения и активизации внимания применяется ряд средств:

1. Привлекательное название выступления;

2. Установление первичного контакта;

3. Проблемный ввод в содержание;

4. Создание по ходу ряда проблемных ситуаций;

5. Представление положений, вызывающих интерес;

6. Применение вопросно-ответных приемов изложения материала;

7. Акцентирование внимания на острых моментах рассматриваемой проблемы;

8. Обсуждение фактов, хорошо известных аудитории и вызывающих эмоциональную оценку;

9. Опора на распространенные в аудитории личностные установки, что еще раз подтверждает необходимость сбора первичной о ней информации, в том числе, психодиагностической;

10. Привлечение информации, ярко контрастирующей с обыденной жизнью.

В основной части выступления для реализации его замысла используется:

1. Изложение сути обсуждаемой проблемы с постановкой акцентов на узловую информацию;

2. Художественные образы, включая материалы из кино– и телевизионных фильмов, периодической литературы, журнальных статей;

3. Характеристика интерпретаций различных понятий социальной жизни, быта, профессиональной деятельности;

4. Использование экспрессивной лексики, эмоционально окрашенной информации;

5. Образное изложение материала, речевые аналогии, контрастные положения, парадоксы, афоризмы;

6. Наглядные средства: таблицы, графики, картинки, структурно – логические схемы, представляемые с помощью плакатов или технических средств: фрагменты из кинофильмов, диафильмов, звукозаписи;

В основной части выступления обязательно должна быть отражена какая-либо новая информация, вызывающая интерес у достаточно большого количества слушателей. Целесообразно объяснение практической значимости предъявляемого материала, перспективы его дальнейшего использования. Необходимо предъявление необходимых аргументов, интересных поучительных фактов, их обобщение, сравнение, систематизация.

В заключении подводятся итоги: подчеркиваются основные положения, изложенные в выступлении; раскрываются возможные дальнейшие перспективы решения обсуждаемых проблем; закрепляется и усиливается впечатление от прослушанной речи; осуществляется ряд призывов к дальнейшей деятельности.

В ходе изложения материалов выступления, при составлении его композиции и содержания, должен быть реализован ряд законов формальной логики.

Закон тождества:«Каждая мысль в процессе одного рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы оно не повторялось». Отсюда определенность как признак логической речи, т.е. ясность и точность рассуждения, изложение постулируемого положения.

Закон противоречия: «две противоречивые мысли об одном и том же предмете, в одно и то же время, не могут быть одновременно истинными».

Закон исключения третьего связан с законом противоречий. Он гласит, что «если одна из противоречивых мыслей отражает истину, то другая является ложной, третьего не дано». Из этого закона вытекают положения о непротиворечивости двух каких-либо мыслей, если они одинаково противостоят третьей мысли, и последовательности мыслей, усиливающих очередные суждения.

Закон достаточного основанияопределяет, что «всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых, безусловно, доказана». Это предостережение против необоснованных «волевых» утверждений. На этом положении строится обоснованность речи.

Особое значение имеет подтверждение правильности выдвигаемых положений примерами из реальной практической деятельности. Такие примеры должны быть очевидно достоверными. Важно, чтобы факты, приводимые в речи, были хорошо знакомы аудитории и не вызывали сомнений.

Логичность, доказательность речи строится на обосновании значимого исходного тезиса, приведении доводов (аргументов) в его доказательство и демонстрации фактических материалов, иллюстраций, цифровых данных, подтверждающих обоснованность представленного тезиса.

К исходному тезису, предъявляются следующие требования:

– он должен быть четко сформулирован;

– не должен меняться в ходе доказательства;

– не должен содержать нелогичных положений, противоречий.

Аргументы, выдвигаемые для подтверждения выдвинутого тезиса, должны быть истинны, проверены на практике, подтверждены значимой совокупностью фактов. Важно, чтобы истинность и достоверность приводимых аргументов возможно было доказать и без связи с обсуждаемым тезисом.

Демонстрация материалов, фактов, подтверждающих правильность защищаемого тезиса, может проводиться в форме как прямых, так и косвенных доказательств. Важно, чтобы они были логично связаны с защищаемым тезисом.

Такимидоказательствамимогут служить:

1. Яркие убедительные факты в русле дискутируемой проблемы;

2. Научные сведения, уже принятые на уровне неоспоримых положений, в связи с решением других сходных проблем;

3. Доказательства по аналогии, когда можно показать идентичность и общие психологические механизмы рассматриваемых явлений;

4. Неоспоримые причинно-следственные связи в анализируемых явлениях, выявленные в условиях, когда достаточно четко видны причины, первопричины и их следствия, оцениваемые на уровне выявленных фактов;

Условиями успешности предъявления фактологического материала являются: достоверность, конкретность, системность, лаконичность, умеренность, связь с контекстом выступления; краткое и доступное разъяснение их сущности, опора на мнение безусловно авторитетных людей.

На основании вышеизложенного предлагаемая к исполнению студентам организация выступлениясостоит из последовательных этапов:

1. Оценка потребностей возможных участников презентации.

2. Подготовка проекта работы с искомой группой.

2.1. Цель (по запросу участников).

2.2. Характеристика аудитории (учащиеся, родители, учителя).

2.3. Тема презентации (в соответствии с поставленной целью: психопрофилактика, психокоррекция, рекомендации по результатам психодиагностики; и составом слушателей).

2.4. Материалы (наглядность), оборудование (мультимедийный проектор, компьютер и др.).

2.5. Время, необходимое для проведения.

2.6. Методические комментарии: набор риторических вопросов и проблемных ситуаций.

2.8. Построение системы психологической деятельности с группой обследуемых в целостном педагогическом процессе.

3. Реклама мероприятия.

4. Планирование обратной связи (выбор методов адекватной оценки работы с группой).

5. Проведение презентации.

6. Реализация обратной связи (анкетирование участников презентации).

7. Самоанализ результатов проведения презентации.

8. Анализ результатов проведения презентации однокурсником.

9. Итоговая оценка деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 18.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ КАРТОТЕЧНОГО ОПИСАНИЯ

Наши рекомендации