Схема и количественная оценка данных

Нейропсихологического обследования ребенка

Обследование начинается с беседы с ребенком, задача которой установить контакт с ним, а также получить данные по общей характеристике его пси­хического функционирования. Затем у детей от четырех лет определяется с помощью вопросов и специальных проб (см. приложения 2 и 3) межполушарная организация психических функций.

Общая характеристика ребенка

Во время стандартизированной беседы с ребенком, вопросы которой в ходе апробации дифференцированы по возрасту (см. приложения 1-3), оцени­вается состояние 3 областей психического функционирования:

• ориентировка в месте, времени, в некоторых своих личных данных;

• критичность;

• адекватность поведения и эмоциональных реакций в ситуации обследования.

Кроме того, с помощью специально разработанного для дошкольников ва­рианта корректурной пробы (лист 1 Альбома) исследуются умственная рабо­тоспособность и концентрация внимания ребенка. В этой пробе ребенку от 4 лет предлагается лист со 104 трудно вербализуемыми фигурами 10 видов, чередующимися в случайном порядке. Количество фигурок каждого вида раз­лично. Исследователь зачеркивает фигурку типа четырехконечной звездочки и предлагает ребенку: «Мы с тобой поиграем в разведчиков. Разведчики все­гда очень внимательны. Я сейчас засеку время и посмотрю, сколько ты найдешь точно таких же фигурок, пока я не скажу "Стоп"». Регистрируются количество найденных за 1 минуту правильных фигурок, количество и тип ошибок: пер­цептивно близкие/перцептивно далекие (например, различные звездочки или звездочка/сердечко).

Выявляемые симптомы

1.1. Незнание времени года (у детей старше 5 лет).

1.2. Незнание места нахождения.

1.3. Трудности воспроизведения своих личных данных (имя, возраст, имя мамы, адрес проживания).

1.4. Отвлекаемость, полевое поведение в ситуации обследования.

1.5. Отказ от задания и общения с обследующим.

1.6. Несформированность чувства дистанции (трогает волосы или одежду обследующего, некорректно называет его).

1.7. Расторможенность, общее возбуждение, невозможность усидеть за столом даже 10 минут.

1.8. Неадекватные эмоциональные реакции: плач, смех без видимых поводов.

1.9. Симптомы агрессии или самоагрессии.

1.10.Напряженность, растерянность, тревожность.

1.11.Нечувствительность к оценкам взрослого, незаинтересованность в результатах обследования.

1.12.Низкая умственная работоспособность и концентрация внимания (по сравнению с нормативными данными в корректурной пробе для каждой возрастной группы).

1.13.Несформированность избирательности в корректурной пробе:

1.13.1.Смешения перцептивно близких фигурок.

1.13.2.Смешения перцептивно далеких фигурок.

1.14. Отвлечения от выполнения задания (паузы более 10секунд).

КРИТЕРИИ БАЛЛОВЫХ ОЦЕНОК

Ориентировка

0 — Ребенок правильно называет место своего пребывания в данный
момент. Отвечает на вопросы: ходит ли он в детский сад, в какую группу
(с 4 лет). Правильно называет текущее время года (с 5 лет).

0,5 — Ребенок отвечает на вопросы неуверенно, ошибается, но сам ис­правляет свои ошибки без наводящих вопросов.

1 — Ребенок правильно отвечает, но только после наводящих вопросов обследующего или не может ответить только на 1 вопрос.

2 — Ребенок может правильно ответить не более чем на половину заданных вопросов.

3 — Ребенок не может правильно ответить ни на один вопрос.1

Схема и количественная оценка данных - student2.ru В случае сомнения здесь и далее ставятся баллы 0,5; 1,5 и 2,5.

Адекватность

0— Ребенок полностью контролирует свое поведение, и оно соответствует ситуации обследования.

0,5 — Выявляется один из вышеуказанных симптомов 1.4-1.10, слабовы-раженных и поддающихся самостоятельной коррекции ребенком без уча­стия исследователя.

1 — Выявленный единичный симптом носит устойчивый, самостоятельно не корригируемый характер.

2 — Несколько многократно возникающих симптомов, которые ребенок может скорригировать после того, как исследователь укажет на них.

3 — Стабильные некорригируемые трудности.

Критичность

0 — Ребенок проявляет отчетливую заинтересованность в результатах обследования и в оценках взрослого, адекватно относится к сделанным
ошибкам, переживает их, старается исправить самостоятельно.

1 — Ребенок старается исправить все допущенные ошибки только после указания на них обследующим.

2 — Ребенок пытается исправить некоторые допущенные ошибки
после указания на них обследующим, но прилагает недостаточно усилий
к этому.

3 — Ребенок полностью безразличен к результатам обследования и выявленным ошибкам.

Корректурная проба

Балл 4 года 5лет 6 лет
6 найденных за минуту 9 правильных фигурок и не 11 правильных фигурок при
  правильных фигурок более 2 ошибок типа 1.13.1 отсутствии ошибок
  и не более 3 ошибок    
  типа 1.13.1    
0,5 1—2 импульсивные, самокорригируемые ошибки типа 1.13.2
5 правильных фигурок и/или 7-8 правильных фигурок 8-10 правильных фигурок
  1-2 ошибки типа 1.13.2 без и/или 1—2 ошибки типа 1.13.2 и/или единичные ошибки
  коррекции. Или более 3 без коррекции. Или более 2 любого типа без коррекции
  ошибок типа 1.13.1 ошибок типа 1.13.1  
3-4 правильные фигурки 5-6 правильных фигурок 6-7 правильных фигурок
  и/или более 2 ошибок типа и/или более 2 ошибок типа и/или более 2 ошибок любого
  1.13.2. Или отвлечения от 1.13.2. Или отвлечения от типа без коррекции. Или
  выполнения задания(паузы выполнения задания(паузы отвлечения от выполнения
  более 10 секунд) более 10 секунд) задания (паузы более
      10 секунд)
Менее 3 правильных фигурок Менее 5 правильных фигурок Менее 6 правильных фигурок
  за минуту за минуту за минуту

Наши рекомендации