Проба на акустический гнозис

0 — Правильная оценка всех предъявленных ритмических структур и не более 2 самокорригируемых ошибок при их воспроизведении по слуховому образцу.

0,5 — Единичные импульсивные ошибки восприятия (дефекты акусти­ческого внимания) с самокоррекцией.

1 — Низкое акустическое внимание, ошибки корригируются при указании на них, воспроизведение только после повторного предъявления.

2 — Многочисленные пере- и недооценки с частичной коррекцией, быстрое забывание образца.

3 — Некорригируемые ошибки более чем в половине предъявленных для оценки или воспроизведения ритмических структур.

Проба на узнавание пространственно ориентированных простых фигур

0 — Безошибочное узнавание (соединение линией) всех предъявленных
изображений.

1 — Одна пространственная или импульсивная ошибка с самокоррекцией.
1,5 — Единичные ошибки, коррекция которых возможна только после

привлечения внимания обследователем.

2 — Множественные ошибки с частичной коррекцией.

3 — Некорригируемые ошибки при узнавании более половины изображений.

Проба на идентификацию эмоций

0 — Безошибочное узнавание (соединение) всех 10 рисунков.

0,5 — Единичные импульсивные ошибки идентификации качества эмоций с самокоррекцией без дополнительной стимуляции обследова­телем.

1 — Единичные импульсивные ошибки идентификации качества эмоций с самокоррекцией при легкой стимуляции обследователем («Так? Правильно?»).

1,5 — Единичные ошибки идентификации качества эмоций, коррекция которых возможна только после привлечения внимания обследователем («Посмотри еще раз: эта киска в таком же настроении?») или грубая им­пульсивность с самокоррекцией.

2 — Множественные ошибки идентификации качества эмоций или единичные ошибки идентификации знака эмоций с частичной коррекцией.

3 — Некорригируемые ошибки при идентификации более половины изображений.

Исследование речевых функций

Исследование речевых функций включает следующее.

1. Оценку спонтанной речи в диалоге и при описании картинок: просодики речи (отсутствие смазанности, гнусавости, заикания, скандированности, монотонности, дисфонии); грамматического оформления речи (развернутость фраз не менее чем до трехчленной субъект-предикат-объектной конструкции; отсутствие аграмматизмов (нарушений согласования слов в предложении, замен или пропусков служебных
слов)); сформированность активного словаря (наличие глаголов и определений, а к 5 годам — местоимений, отсутствие вербальных и литеральных парафазии).

2. Пробы на называние 12-14 (в зависимости от возраста) предметных
изображений, а с 4 лет и низкочастотных слов (ножка у скамейки, пряжка у ремня, носик у чайника и (с 5 лет) вилка у лампы (листы 2-3 Альбома).

3. Пробы на понимание (соотнесение с картинкой) слов: 6 отдельных слов для детей 3 лет и 4 пары слов для детей старше 4 лет.

4. Пробы на понимание (соотнесение с картинкой) логико-грамматических конструкций: 3 прямые активные обратимые конструкции для 4-летних детей («Мальчик спасает девочку», «Мальчик поймал девочку», «Грузовик обрызгал машину») и 6 активных и пассивных обратимых конструкции для более старших детей («Мальчик спасает девочку», «Мальчик поймал девочку», «Грузовик обрызгал Проба на акустический гнозис - student2.ru машину», «Книга прикрыта газетой», «Дочка везет маму», «Мама везет дочку»).

Выявляемые симптомы

4.1. Нарушение просодики речи (смазанность, гнусавость, заикание, монотонность, дисфония).

4.2. Нарушение плавности (скандированность) речи.

4.3. Неразвернутость, бедность речи, несформированность даже простых
трехсложных конструкций, включающих субъект, предикат и объект.

4.4. Нарушения грамматического оформления высказывания (аграмматизмы: неправильное употребление предлогов, окончаний, нарушения согласования слов).

4.5. Поиск номинаций (названий предметов).

4.6. Парафазии при назывании и в спонтанной речи.

4.7. Инертность (персеверации) при назывании, соотнесении слова (фразы) с картинкой и в спонтанной речи.

4.8. Импульсивность в речевых пробах.

4.9. Речевая аспонтанность, трудности включения в речь.

4.10. Нарушение понимания предметно отнесенных слов (отчуждение смысла слов).

4.10.1. Фонетические замены.

4.10.2. Семантические замены.

4.11. Нарушение понимания логико-грамматических отношений.

4.12. Сужение словаря.

4.13. Сужение объема речевого восприятия (пропуск одного элемента в пробе на соотнесение с картинкой пар слов).

КРИТЕРИИ БАЛЛОВЫХ ОЦЕНОК

Анализ спонтанной речи

0 — Плавная, развернутая, просодически неизмененная речь без поиска слов и парафазии.

0,5 — Речевая аспонтанность, трудности включения в речь.

1 — Легкие изменения просодики с возможностью улучшения разборчивости речи при дополнительных усилиях ребенка; или 1-2 парафазии, персеверации или аграмматизмы с самокоррекцией; или единичный поиск слов.

2 — Грубые дефекты просодики; или множественные парафазии, персеверации, аграмматизмы с неполной коррекцией.

3 — Вышеуказанные некорригируемые нарушения делают речь ребенка полностью неразборчивой и непонятной.

Проба на называние

0 — Безошибочное называние всех предъявленных изображений предметов.

1 — Поиск номинаций, увеличение латентного периода называния или единичные парафазии с самокоррекцией при актуализации низкочастотных слов.

2 — Множественные парафазии и персеверации с частичной коррекцией при подсказке первого звука в слове.

3 — Некорригируемые парафазии и персеверации не менее чем в половине предъявленных для называния стимулов.

Проба на понимание слов

0 — Безошибочное и уверенное соотнесение всех предъявленных слов, пар слов с картинками с первого предъявления.

1 — Единичные ошибки в понимании по типу импульсивности с самокоррекцией или однократная необходимость повторного предъявления.

2 — Многократные ошибки (отчуждения смысла слов, фонетические и семантические замены, персеверации или пропуски при показе пар картинок) с частичной коррекцией или многократная необходимость повторного предъявления.

3 — Некорригируемые ошибки всех указанных выше типов более чем в половине предъявленных слов.

Наши рекомендации