Схема и количественная оценка данных
Нейропсихологического обследования ребенка
Обследование начинается с беседы с ребенком, задача которой установить контакт с ним, а также получить данные по общей характеристике его психического функционирования. Затем у детей от четырех лет определяется с помощью вопросов и специальных проб (см. приложения 2 и 3) межполушарная организация психических функций.
Общая характеристика ребенка
Во время стандартизированной беседы с ребенком, вопросы которой в ходе апробации дифференцированы по возрасту (см. приложения 1-3), оценивается состояние 3 областей психического функционирования:
• ориентировка в месте, времени, в некоторых своих личных данных;
• критичность;
• адекватность поведения и эмоциональных реакций в ситуации обследования.
Кроме того, с помощью специально разработанного для дошкольников варианта корректурной пробы (лист 1 Альбома) исследуются умственная работоспособность и концентрация внимания ребенка. В этой пробе ребенку от 4 лет предлагается лист со 104 трудно вербализуемыми фигурами 10 видов, чередующимися в случайном порядке. Количество фигурок каждого вида различно. Исследователь зачеркивает фигурку типа четырехконечной звездочки и предлагает ребенку: «Мы с тобой поиграем в разведчиков. Разведчики всегда очень внимательны. Я сейчас засеку время и посмотрю, сколько ты найдешь точно таких же фигурок, пока я не скажу "Стоп"». Регистрируются количество найденных за 1 минуту правильных фигурок, количество и тип ошибок: перцептивно близкие/перцептивно далекие (например, различные звездочки или звездочка/сердечко).
Выявляемые симптомы
1.1. Незнание времени года (у детей старше 5 лет).
1.2. Незнание места нахождения.
1.3. Трудности воспроизведения своих личных данных (имя, возраст, имя мамы, адрес проживания).
1.4. Отвлекаемость, полевое поведение в ситуации обследования.
1.5. Отказ от задания и общения с обследующим.
1.6. Несформированность чувства дистанции (трогает волосы или одежду обследующего, некорректно называет его).
1.7. Расторможенность, общее возбуждение, невозможность усидеть за столом даже 10 минут.
1.8. Неадекватные эмоциональные реакции: плач, смех без видимых поводов.
1.9. Симптомы агрессии или самоагрессии.
1.10.Напряженность, растерянность, тревожность.
1.11.Нечувствительность к оценкам взрослого, незаинтересованность в результатах обследования.
1.12.Низкая умственная работоспособность и концентрация внимания (по сравнению с нормативными данными в корректурной пробе для каждой возрастной группы).
1.13.Несформированность избирательности в корректурной пробе:
1.13.1.Смешения перцептивно близких фигурок.
1.13.2.Смешения перцептивно далеких фигурок.
1.14. Отвлечения от выполнения задания (паузы более 10секунд).
КРИТЕРИИ БАЛЛОВЫХ ОЦЕНОК
Ориентировка
0 — Ребенок правильно называет место своего пребывания в данный
момент. Отвечает на вопросы: ходит ли он в детский сад, в какую группу
(с 4 лет). Правильно называет текущее время года (с 5 лет).
0,5 — Ребенок отвечает на вопросы неуверенно, ошибается, но сам исправляет свои ошибки без наводящих вопросов.
1 — Ребенок правильно отвечает, но только после наводящих вопросов обследующего или не может ответить только на 1 вопрос.
2 — Ребенок может правильно ответить не более чем на половину заданных вопросов.
3 — Ребенок не может правильно ответить ни на один вопрос.1
В случае сомнения здесь и далее ставятся баллы 0,5; 1,5 и 2,5.
Адекватность
0— Ребенок полностью контролирует свое поведение, и оно соответствует ситуации обследования.
0,5 — Выявляется один из вышеуказанных симптомов 1.4-1.10, слабовы-раженных и поддающихся самостоятельной коррекции ребенком без участия исследователя.
1 — Выявленный единичный симптом носит устойчивый, самостоятельно не корригируемый характер.
2 — Несколько многократно возникающих симптомов, которые ребенок может скорригировать после того, как исследователь укажет на них.
3 — Стабильные некорригируемые трудности.
Критичность
0 — Ребенок проявляет отчетливую заинтересованность в результатах обследования и в оценках взрослого, адекватно относится к сделанным
ошибкам, переживает их, старается исправить самостоятельно.
1 — Ребенок старается исправить все допущенные ошибки только после указания на них обследующим.
2 — Ребенок пытается исправить некоторые допущенные ошибки
после указания на них обследующим, но прилагает недостаточно усилий
к этому.
3 — Ребенок полностью безразличен к результатам обследования и выявленным ошибкам.
Корректурная проба
Балл | 4 года | 5лет | 6 лет |
6 найденных за минуту | 9 правильных фигурок и не | 11 правильных фигурок при | |
правильных фигурок | более 2 ошибок типа 1.13.1 | отсутствии ошибок | |
и не более 3 ошибок | |||
типа 1.13.1 | |||
0,5 | 1—2 импульсивные, самокорригируемые ошибки типа 1.13.2 | ||
5 правильных фигурок и/или | 7-8 правильных фигурок | 8-10 правильных фигурок | |
1-2 ошибки типа 1.13.2 без | и/или 1—2 ошибки типа 1.13.2 | и/или единичные ошибки | |
коррекции. Или более 3 | без коррекции. Или более 2 | любого типа без коррекции | |
ошибок типа 1.13.1 | ошибок типа 1.13.1 | ||
3-4 правильные фигурки | 5-6 правильных фигурок | 6-7 правильных фигурок | |
и/или более 2 ошибок типа | и/или более 2 ошибок типа | и/или более 2 ошибок любого | |
1.13.2. Или отвлечения от | 1.13.2. Или отвлечения от | типа без коррекции. Или | |
выполнения задания(паузы | выполнения задания(паузы | отвлечения от выполнения | |
более 10 секунд) | более 10 секунд) | задания (паузы более | |
10 секунд) | |||
Менее 3 правильных фигурок | Менее 5 правильных фигурок | Менее 6 правильных фигурок | |
за минуту | за минуту | за минуту |