Тема «Психическое развитие ребенка младшего школьного возраста»
Напишите кратко (3-5 страниц ) о возрастных особенностях младшего школьного возраста
2. Практические задания:
1. Сережа (6 лет 5 мес.) учится в первом классе. Он сообщает маме: «Саша теперь у нас не главный».
- А когда он был главным? – удивилась мама.
- В детском саду. Он умел хорошо бегать, прыгать и падать, когда мы играли.
- А теперь он не умеет этого делать?
- Мама, как ты не понимаешь? Умеет, конечно, но теперь это не главное!
- А что же теперь главное?
- Теперь главное: как ты учишься.
С каким явлением в развитии ребенка связано его поведение?
2. Ребенок (ученик 1 класса) отказывается идти в школу. Определите возможные причины поведения ребенка и пути помощи.
3. В младших классах учительница поручила неуспевающим школьникам помогать другим неуспевающим. В результате повысилась их собственная успеваемость.
За счёт чего повысилась успеваемость таких школьников?
4. Учительница первого класса старалась активизировать учебную деятельность учащихся на уроке. Она стремилась, чтобы ее уроки проходили живо и эмоционально. Когда кто-то из учащихся тянул время с ответом, она нетерпеливо прерывала его и спрашивала других.
Постепенно класс разделился на очень активных, быстрых учеников и пассивных, медлительных. Среди пассивных оказался Петя, который нередко заикался во время ответа. Учительница сразу делала выводы: «Садись, не выучил».
Проанализируйте данную ситуацию. Дайте оценку взаимоотношений учителя и учеников.
5. Витя (6 лет) в начале обучения в школе с трудом усваивал процесс письма. Его навыки письма очень медленно развивались.
Мама, расспрашивая сына о школе, узнала, что он порой не слышит, что говорит учительница, часто не знает, что задано на дом.
С чем может быть связано это явление? Как помочь Вите?
5. Папа задал Юре (7 лет) такую задачу: «Коля старше Сережи, а Сережа старше Васи. Кто из мальчиков самый младший?»
Юра несколько раз повторил задачу и никак не мог её решить. Тогда он взял три спички, отломил от двух из них по куску разной величины и с помощью этих спичек правильно и быстро решил задачу.
О каких особенностях умственных действий ребенка этот пример?
6. Младшим школьникам очень трудно сосредотачивать внимание на непонятном сложном материале.
В чём причина? Как должен решать этот вопрос учитель?
II. Будущему учителю
1. Разработай рекомендации для родителей по общению с младшим школьником, или для учителя по взаимодействию с младшими школьниками.
2. Проведи диагностику развития одного из познавательных процессов учащегося в ходе овладения учебной деятельностью. /Приложение 2/
3. Подбери игры или упражнения, направленные на развитие познавательных процессов младших школьников (на выбор).
4. Выяви особенности личностного развития ребенка в процессе обучения в начальной школе с помощью методик «Цветик-семицветик», «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» или др. (на выбор) /Приложение 3/
5. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – младший школьник».
Работай по плану:
1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о младших школьниках, «говорят дети»; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании младших школьников; картинки, фотографии с детьми; игры для младших школьников);
2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:
- высказывания о ребёнке, «говорят дети»;
- стихи, песня о данном возрасте;
- собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первая дружба», «Первая победа», «Первый учитель» или «Первая пятёрка (двойка)»), воспоминания о данном возрасте;
- дополнительная информация о данном возрасте;
- советы для родителей по воспитанию и развитию младшего школьника;
- игры для дошкольников и др;
Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.
- список использованной литературы.)
Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.
Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);
Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)
III. Тест для самопроверки
1. Закончи фразу:
а) Новообразованиями младшего школьного возраста являются _____________, _____________, _____________ _____________, _____________, _____________ _____________.
б) Ведущим видом деятельности младшего школьника является _____________ _____________
в) В начале обучения у младшего школьника преобладает такое внимание как _____________
2. У младшего школьника мышление:
а) наглядно-действенное б) наглядно-образное в) словесно-логическое
3. Младший школьный возраст является сензитивным для:
а) самовоспитания б) развития речи в) формирования двигательных навыков
4. Причины рассеянности младших школьников на уроке:
а) __________ б) __________ в) __________ г) __________ д) __________
5. Мотивы учения младших школьников:
а) __________ б) __________ в) __________ г) __________ д) __________
IV. Рефлексия
Продолжи фразу: «Учебная деятельность является главной деятельностью для младшего школьника, т.к ……………………………………………………………
Вариант 5