Контрольная работа по возрастной психологии
Вариант 1
Тема «Психическое развитие ребенка младенческого возраста»
Напишите кратко (3-5 страниц) о возрастных особенностях младенческого возраста
2. Практические задания:
1. Какие чувства чаще всего испытывает при рождении ребенка его:
а) мать; б) отец; в) бабушка; г) дед; д) братья и сестры? Объясните почему?
- Разочарование 4. Трепет 7. Ревность 10. Опасение
- Страх 5. Удовлетворение 8. Радость
- Тревогу 6. Восхищение 9. Восторг
2. Может ли неумеющий говорить малыш выразить своё отношение к людям? Как он это делает?
3. Почему маленькие дети охотно играют в «ку-ку», например, прячут лицо, закрывают его, а потом со смехом открывают и повторяют это много раз?
4. Объясните ситуации с точки зрения новообразований младенческого возраста:
А) Малыш пробует разные звуки: «ла», «а», «да», «ма», пропевает их. Делает это по своей инициативе, находясь один.
Б) Как вы думаете, кого годовалый малыш мог назвать «атя»?
В) Ребенок видит за окном птиц, радуется им. Оглядывается на взрослых, акает, приглашая их порадоваться на птиц вместе.
Г) Ребенок в возрасте около года совсем не обращает внимания на игрушки и книжки, а тянется к кастрюлям, тарелкам, ложкам, чтобы что-нибудь делать с ними.
5. Умеет ли ребенок в возрасте до года различать знакомых и незнакомых людей, как это можно узнать?
6. Дайте психологический анализ ситуации:
Мама Наташи (девочке 4 мес.) все время: и на прогулке, и дома – говорит и говорит, напевает песенки
Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно еще ничего не понимает!»
7. Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушка и т.д.
Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын достает их и снова бросает на пол.
Как должна вести себя мама в данной ситуации? Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?
II. Будущему учителю
1. Составь рекомендации родителям по общению или развитию ребенка младенческого возраста.
(например: 1. Почаще играйте с малышом в «ладушки», в простейшие «прятки». Спрячьте лицо: «Где мама? Нет мамы. Вот мама!» Просто удивительно, как счастлив малыш, когда мама находится! Таких незатейливых и радостных игр можно придумать множество. Все они развивают и обучают ребенка.
2. Учитывайте темперамент вашего ребенка, его особенности. Очень возбудимые, нервные дети невероятно быстро устают от эмоциональных игр. Не особенно любят они и когда их подбрасывают вверх, теребят. Возможно, вашему сыну или дочке гораздо приятнее, когда вы играете с ними во что-то спокойное и нешумное: складываете пирамидку, укладываете кубики, двигаете игрушку и т.д.
3. Непрерывно разговаривайте с ребёнком, комментируйте все свои действия, обращайтесь к нему с вопросами, «подсказывайте» ответы.
2. Подбери игры для детей младенческого возраста и проанализируй их влияние на психическое развитие младенца.
3. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – младенец».
Работай по плану:
1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о младенцах; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании детей младенческого возраста; картинки, фотографии с младенцами; игры для младенцев);
2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:
- высказывания о младенце (о ребёнке);
- стихи, песня о данном возрасте;
- собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первое слово», «Первая улыбка» или «Первый шаг»), воспоминания о младенце;
- дополнительная информация о данном возрасте;
- советы для родителей по воспитанию младенца;
- игры для младенцев и др;
Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.
- список использованной литературы.)
Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.
3. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);
4. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?
III. Тест для самопроверки
1. Закончи фразу:
а) Новообразованием периода новорожденности является _____________ _____________
б) Ведущим видом деятельности младенца является _____________ _____________ _____________
в) Около года формируется речь, несовпадающая с речью взрослых. Она называется _____________
2. Ситуацией «_______» - единство матери и ребенка. Так называл социальную ситуацию развития младенческого возраста Л.С. Выготский.
3. В младенческом возрасте формируется чувство, которое выражается в том, что малыш ищет близости с любимым человеком, отличает знакомых от незнакомых людей. Это чувство:
а) чувство привязанности
б) чувство уважения
в) чувство уверенности
4. У младенца мышление:
а) наглядно-действенное
б) элементарное
в) наглядно-образное
5. Кризис одного года связан с:
а) стремлением ребенка к самостоятельности
б) со стремлением достичь желаемого
в) со стремлением к взрослости
Закончи фразу: «Главное для младенца………………………………
Вариант 2