ЧАСТЬ П. Особенности психического развития личности
Содержание
Главный редактор Е. Строганова
Заведующая редакцией (Москва) Т. Калинина
Руководитель проекта И. Кулагина
Художник Е. Дьяченко
Корректоры В. Макосий, Н. Шелкокникова
Верстка Б. Файзулин
ББК 88.374я7 УДК 159.922.6(075)
Сорокоумова Е. А.
С65 Возрастная психология. Краткий курс. — СПб.: Питер,2007. — 208 с: ил. — (Серия «Краткий курс»).
ISBN 978-5-469-00943-6
Учебное пособие состоит из трех частей, раскрывающих теоретические и практиче ские проблемы возрастной психологии и особенности психического развития лично на разных возрастных этапах. К каждой теме прилагается список используемой литературь и словарь основных понятий. Кроме того, представленное пособие содержит приложение в которое входят тестовые задания для проверки и самопроверки знаний, полученных в про цессе изучения курса.
Учебное пособие предназначено для студентов-психологов очных и заочных отде лений высших учебных заведений.
© ООО «Питер Пресс», 2007
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни i форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 978-5-469-00943-6
ООО «Питер Пресс», Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, 73, лит. А29. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,
том 2; 95 3005 — литература учебная.
Подписано к печати 15.02.07. Формат 60x90'/,,,. Усл. п. л. 13. Доп. тираж 4000. Заказ 925
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Техническая книга».
190005, СанК1-Петербург, Измайловский пр., 29.
Предисловие................................................................................ 5
ЧАСТЬ I. Теоретические проблемы возрастной психологии........... 7
Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.... 8
Основные понятия......................................................... 15
Список литературы....................................................... 15
Тема 2. Проблема возрастной периодизации психического
развития........................................................................ 17
Основные понятия......................................................... 32
Список литературы....................................................... 32
Тема 3. Теории детского развития
в зарубежной психологии............................................ 33
Основные понятия......................................................... 53
Список литературы....................................................... 54
Тема 4. Движущие силы и условия психического развития
ребенка.......................................................................... 55
Основные понятия........................................................ 63
Список литературы....................................................... 64
ЧАСТЬ П. Особенности психического развития личности
в детском, подростковом и юношеском возрасте...................... 65
Тема 1. Развитие ребенка в младенческом возрасте............... 66
Основные понятия........................................................ 81
Список литературы....................................................... 81
Тема 2. Развитие ребенка в раннем возрасте........................... 83
Основные понятия......................................................... 95
Список литературы....................................................... 96
4 _______________________________________________________ Содержание
Тема 3. Развитие ребенка в дошкольном возрасте.................. 97
Основные понятия...................................................... 118
Список литературы.................................................... 118
Тема 4. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте.... 120
Основные понятия...................................................... 133
Список литературы.................................................... 133
Тема 5. Психологическая характеристика развития
в подростковом возрасте........................................... 135
Основные понятия...................................................... 158
Список литературы.................................................... 159
Тема 6. Психологическая характеристика развития
в юношеском возрасте............................................... 161
Основные понятия...................................................... 168
Список литературы.................................................... 169
ЧАСТЬIII. Особенности психического развития личности
в зрелом истарческом возрасте........................................ 171
Тема 1. Психология зрелого возраста.................................... 172
Основные понятия...................................................... 183
Список литературы.................................................... 184
Тема 2. Психология старения................................................. 185
Основные понятия...................................................... 199
Список литературы.................................................... 199
Приложение.Практические и тестовые задания по курсу
«Возрастная психология»......................................... 201
ПРЕДИСЛОВИЕ
Перед вами, уважаемые читатели, учебное пособие по возрастной психологии, входящей в обязательный блок дисциплин факультетов психологии всех высших учебных заведений, готовящих специалистов-психологов. К его созданию в виде краткого курса нас подтолкнула необходимость обобщить уже имеющиеся исследования, начиная с момента возникновения возрастной психологии до настоящего времени. Мы сочли необходимым дополнить этот ряд своим видением проблем, существующих в этом разделе психологических знаний на современном этапе. Кроме того, в пособии освещаются некоторые проблемы акмеологии игеронтопсихологии.
Каждый возраст прекрасен по-своему. Надо только постараться увидеть эту красоту, надо понять значение каждого возрастного периода для своей собственной жизни.
Социально-культурные иэкономические изменения, происходящие в нашей стране и в обществе в целом, обогащают знания о развитии человека новыми сведениями, позволяющими понять его и по-иному строить межличностные отношения на основе взаимодействия в различных видах деятельности.
Целью данного пособия является формирование способности студентов ориентироваться в методологических проблемах возрастной психологии, а также в проблемах психического развития современного человека на различных этапах онтогенеза.
Основные задачи, пособия:
• анализ общетеоретических проблем психологии развития и возрастной психологии;
• формирование знаний об отечественных изарубежных концепциях, движущих силах и источниках психического развития человека на различных возрастных этапах;
• конкретизация знаний о современных условиях развития личности ребенка и взрослого человека.
Учебное пособие предназначено, в первую очередь, для студентов психологических факультетов. Оно также будет полезно и всем тем,
Предисловие
кто работает как с детьми (дошкольниками, подростками), так и со взрослыми людьми и людьми преклонного возраста, — школьным психологам, учителям и родителям.
Пособие состоит из трех частей, каждая из которых включает ряд тем, рассматривающих теоретические проблемы возрастной психологии и особенности психического развития личности на разных возрастных этапах. Каждая тема снабжена списком используемой литературы и словарем основных понятий темы. Кроме того, пособие содержит приложение, в которое входят практические и тестовые задания для проверки и самопроверки знаний студентов, полученных в процессе изучения курса. Часть заданий носит рефлексивный характер, что позволяет студентам направить свои знания на самих себя и еще лучше и глубже понять собственную личность.
В первой части пособия «Теоретические проблемы возрастной психологии» изучаются предмет и задачи возрастной психологии, рассматривается ее значение и место в системе психологических знаний о закономерностях развития личности. Дается общая характеристика разделов возрастной психологии, методов возрастной психологии, рассматривается понятие возраста в психологических исследованиях.
Проблема периодизации психического развития в детском возрасте излагается на основе взглядов Л. С. Выготского. Также рассматриваются современные периодизации развития личности, достаточно полно представлены подходы к периодизации детского развития, существующие в зарубежной психологии. Значительное внимание уделено проблеме неравномерности развития различных психических процессов. Таким образом, автор обозначает всю многогранность и важность курса возрастной психологии в системе психологических знаний.
Во второй части учебного пособия «Особенности психического развития личности в детском, подростковом и юношеском возрасте» наряду с концептуальными исследованиями представлены современные данные о развитии человека на различных этапах его жизнедеятельности: новорожденности и младенчестве, раннем и дошкольном возрасте, младшем школьном и подростковом возрасте, ранней юности. В этой части пособия использованы результаты исследований автора, а также некоторые результаты дипломных исследований студентов.
В третьей части пособия «Особенности психического развития личности в зрелом и старческом возрасте» представлены современные исследования как отечественных, так и зарубежных авторов, посвященные проблемам психологии зрелого возраста и психологии старения.
Часть I
60,
Биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.
Условия развития позднее были более подробно описаны А. Н. Леонтьевым. Это морфо-физиологические особенности мозга и общение. Эти условия должны быть приведены в движение деятельностью субъекта. Деятельность возникает в ответ на потребность.
Потребности также не врожденны, они формируются, причем первая потребность — потребность в общении со взрослым. На ее основе младенец вступает в практическое общение с людьми, которое позднее осуществляется через предметы и через речь.
По Л. С. Выготскому, движущая сила психического развития — обучение. Важно отметить, что развитие и обучение — это разные процессы. По словам Л. С. Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения. Он рассматривает развитие как формирование человека или личности, совершающееся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях. Обучение, по Л. С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, т. е. вызывает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.
Зона ближайшего развития - это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а ночками развития, цветами развития.
Уровень актуального развития характеризует успехи развития — итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.
Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской
и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка.
Зона ближайшего развития — логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.
Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. По словам Л. С. Выготского, обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие функции.
Обучение и деятельность неразрывны, они становятся источником развития психики ребенка. Главные изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.
А. Н. Леонтьев указывал, что жизнь или деятельность в целом не складываются механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для развития личности, другие1 — меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие — подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности.
Когда Д. Б. Эльконин занялся проблемой периодизации психического развития ребенка, перед ним возникла проблема установления характера ведущей деятельности для каждого из выделенных им периодов детства, и он обратился к признакам ведущей деятельности, указанных А. Н. Леонтьевым в общепсихологической теории деятельности.
1. Внутри такой деятельности возникают и дифференцируются но
вые виды деятельности.
2. В ведущей деятельности формируются и перестраиваются пси
хические процессы.
62__________________ Часть I. Теоретические проблемы возрастной психологии
3. От ведущей деятельности главным образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психические изменения личности.
На основе этих признаков Д. Б. Эльконин определил, что в младенческом возрасте (от рождения до 1 года) ведущий вид деятельности — эмоциональное общение со взрослым, благодаря которому развивается предметно-манипулятивная деятельность, которая становится ведущей в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет). Ребенок учится пользоваться различными предметами иузнает их значение через непосредственное общение со взрослыми.
Ведущая деятельность для дошкольного возраста (3-7 лет) — игровая, поскольку именно в игре у дошкольника постепенно возникает новая деятельность — учение. Именно в игре у дошкольника развиваются основные функции и нормы поведения различных людей и это является основным в формировании его личности. В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности становится учебная деятельность, которая направлена не только на усвоение предметных знаний, но и подготавливает ребенка к новому виду деятельности, ведущему кразвитию личности в подростковом возрасте — интимно-личностному, эмоциональному общению со сверстниками.
Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д. Б. Эльконин выделяет две группы.
В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело, главным образом, с системой отношений «ребенок — общественный взрослый» или, шире, «человек—человек».
Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста — математикой и грамматикой, их деятельность мало похожа внешне, но, по существу, ито и другое — освоение элементов человеческой культуры. Деятельности
Тема 4.Движущие силы и условия психического развития ребенка
второго тина имеют дело с системой отношений «ребенок—общественный предмет» или «человек—вещь».
Д. Б. Эльконин формулирует закон периодичности,суть которого заключается в том, что к каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек-человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек-предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, иназываются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Одна из сторон подготавливает развитие другой.
Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, возрастными новообразованиями. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.
Основные понятия
Ведущая деятельность— вид деятельности, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.
Высшие психические функции— сложные прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительной особенностью ВПФ является их опосредованный характер и произвольность.
Движущие силы— факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития и направляют его в нужное русло.
Зона ближайшего развития— расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым спомощью задач, решаемых под руководством взрослых.
Обучение— процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков.
Общение— процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности ивключающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Развитие психики— закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Часть I.Теоретические проблемы возрастной психологии
Социализация — процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентации, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.
Список литературы
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М., 1996.
2. Выготский Л. С. Детская психология// Собр. соч. в 6 т. Т. 4. — М ,
1983.
3. Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собр. соч. в 6 т.
Т. 3. - М., 1983.
4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. — М., 1999.
5. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. — М., 1968.
6. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. —
М., 1995.
7. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошев-
ского. - М., 1990.
8. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — СПб., 1997.
9. Шаглаева О. А. Детская психология. — М., 2001.
10. Эльконин Д. Б. Введение в детскую психологию // Избр. психол.
труды. - М., 1989.
11. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М., 1960.
Часть II
ОСОБЕННОСТИ
ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В ДЕТСКОМ, ПОДРОСТКОВОМ
И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
3 3«. 925
Основные понятия
Автономная речь— слова, которые: во-первых, с фонетической стороны не совпадают с речью взрослого; во-вторых, отличаются от слов взрослого человека и по значению; в-третьих, общение с помощью детских слов возможно только с теми людьми, которые понимают их значение; в-четвертых, автономная речь практически бессвязна и состоит из ряда восклицаний.
Безусловные рефлексы— наследственно закрепленные механизмы.
Комплекс оживления— эмоциональная реакция ребенка на появление взрослого, выражающаяся в повороте головы, гулении, моторной реакции.
Кризис 1-го года жизни— переломный момент в жизни ребенка, характеризующийся становлением ходьбы, наличием латентного периода в становлении речи ребенка, проявлением аффектов и воли.
Условные рефлексы— реакции ребенка, возникающие при повторении ряда различных действий.
i
Список литературы
1. Авдеева Н. Я., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец. — М., 1991.
2. БожовичЛ. И. Проблемы формирования личности. — М., 1995 .
2. БрунерД. Психология познания: за пределами непосредственной
информации. — М., 1977.
3. Выготский Л. С. Младенческий возраст // Собр. соч. в 6 т. Т. 4. —
М., 1984.
4. Лисина М. Я. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.
5. Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педа
гогических институтов. — М., 1985.
6. Немое Р. С. Психология. Психология образования. Кн. 2. — М.,
1994.
82. |
Тема 2. Развитие ребенка в раннем возрасте |
Часть II.Особенности психического развития личности..
7. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы —
М., 1995.
8. Флэйк-Хобсон, Робинсон Б. Е., Пэтси Скин. Развитие ребенка и его
отношений с окружающими. — М., 1992.
9. Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рожде
ния до семи лет). — М., 1960.
Общая характеристика развития ребенка в раннем возрасте. Социальная ситуация психического развития ребенка в раннем возрасте. Предметно-манипулятивная деятельность — ведущий тип деятельности в раннем возрасте. Овладение речью в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого, их общения по поводу предметов. Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры. Возникновение стремления к самостоятельности. Характеристика кризиса 3 лет.
Возраст от 1 года до 3 лет многие называют «ходячим детством»из-за неуверенных первых шагов малышей и потому, что это первые шаги к взрослению. Вообще «ходячее детство» во многих отношениях является переходным периодом от младенчества к раннему детству.
Анатомо-физиологическое развитиеребенка этого возраста имеет свои специфические особенности. Если младенчество характеризуется быстрым ростом тела, то в период «ходячего детства» ребенок не только уверенно набирает в росте и весе, но и значительно совершенствует многие свои навыки и умения. Рост тела несколько замедляется по сравнению с младенчеством, но все же остается достаточно быстрым, хотя в последующие годы темпы его снова немного снижаются и остаются стабильными вплоть до подросткового возраста.
Все «ходячие дети» имеет типичный рост: к году он составляет примерно 75 см, к 2 годам — 85 см, а к 3 — 95 см. Вес их тоже заметно увеличивается, с 3,2 кг при рождении до 9,5 кг к концу первого года, 12,3 кг в 2 года и 14,6 кг в 3 года.
Вес 2-летнего ребенка составляет обычно одну пятую часть веса взрослого. К 2,5 годам дети весят в 4 раза больше, чем при рождении. Далее вес стабилизируется и увеличивается медленнее. Так продолжается вплоть до подросткового возраста, когда наблюдается резкий скачок не только в росте, но и в весе.
Часть II.Особенности психического развития личности...
Тема 2.Развитие ребенка в раннем возрасте
К 2 годам девочки набирают 53% своего будущего «взрослого» роста, мальчики — 50%. Но после 2 лет мальчики оказываются немного выше и тяжелее девочек, а к тому времени, когда они становятся взрослыми, рост и вес их существенно превышает эти характеристики у девушек. Одни «ходячие дети» — крупные и тяжелые, другие — маленькие и легкие.
Скорость общего развития тоже у всех разная. Генотип влияет на рост, вес и общее развитие детей сильнее, чем факторы внешней среды. Чаще всего дети, взрослея, достигают роста своих родителей. Это соотношение типично как для матерей и дочерей, так и отцов и сыновей. Общее правило здесь таково: у низкорослых родителей — невысокие дети, у высоких — высокие. Факторы среды больше влияют на вес детей, нежели на рост. Это физические упражнения, болезни, эмоциональное состояние, питание (количество и качество пищи) и некоторые другие.
В 2 года живот и грудная клетка по своим размерам почти равны друг другу, но к 2,5 годам грудь становится больше. Живот, однако, все еще выпячен и спина заметно прогнута, поскольку все внутренние органы ребенка должны уместиться в коротком туловище.
В этом возрасте у детей непропорционально большие руки и короткие ноги. Из-за большой головы и длинных рук центр тяжести смещен к верхней части туловища. Но к 2,5-3 годам ноги догоняют в развитии руки, а пропорции тела становятся похожими на пропорции тела взрослого.
Вес мозга к концу 2 года достигает '/3 веса мозга взрослого человека, и в 3 года он является наиболее развитой частью детского организма.
Продолжается отвердение костей, начавшееся еще в младенчестве. По форме череп становится похожим на череп взрослого. Укрепляется позвоночник, и если прежде его форма резко отличалась от формы позвоночника у взрослого, то теперь он больше напоминает не «С», а «8». Срастаются маленькие кости, образуя большие, а из хряща развиваются новые кости. Это особенно характерно для запястий и лодыжек. Но в целом у ребенка хрящей остается больше, чем костей. Поэтому к концу 2 года последние еще мягки и очень чувствительны к болезням, тяжело реагируют на недостаток питания, склонны к деформациям. Суставы более гибкие, чем у взрослых, связки менее прочные, мышцы плотно соединены с костями и хрящами.
Определить, нормально ли развивается ребенок, специалисты могут, обследовав количество, толщину и форму мелких костей руки и
измерив окружность головы. Развитие костей часто используется как общий показатель развития других систем организма.
К 2,5 годам у большинства детей вырастают все детские, или молочные, зубы. У других детей возникают проблемы с ростом челюстей. Неправильное схождение (прикус) верхней и нижней челюстей приводит к нарушению пропорций лица, затрудняет нормальное пережевывание пищи.
Развитие мышечных тканей (по сравнению с другими тканями) на 2 году жизни замедляется, и вплоть до подросткового возраста скорость его не увеличивается.
Рост жировой ткани, интенсивный в первые 9 месяцев, к 2,5 годам резко сбавляет темп, а затем наблюдается медленный спад, продолжающийся примерно до 5,5 лет. Потеря жировой ткани ведет к тому, что ребенок становится грациозным, стройным, постепенно превращаясь по общим физическим характеристикам в дошкольника.
В это время совершенствуются их общие и специфические двигательные навыки (тонкая и грубая моторика). Дети лучше управляют телом, причем навыки управления руками развиваются быстрее, чем процесс «овладения» ногами и особенно стопами. Хотя главным достижением этого периода является ходьба, но одновременно формируется и навык преимущественного использования правой или левой руки, совершенствуется общая координация движений, усложняются многие двигательные умения.
Как и формирование любого двигательного навыка, выработка предпочтения правой или левой руки — это процесс. Сначала малыши попеременно используют обе руки для манипулирования различными предметами. В первые месяцы после рождения, когда функции управления руками еще не поделены, они «работают» на равных. Но уже около 6 месяцев некоторые малыши начинают отдавать предпочтение какой-то одной руке, хотя у большинства детей этот навык полностью формируется к 1-1,5 годам. Закрепление навыка продолжается до 7-8 лет, но и позже, включаясь в новые виды деятельности, дети могут «менять» руки.
Большинство детей — праворукие. Сложилось общее мнение, что на «выбор» правой или левой руки влияют наследственность и среда. Родители поощряют использование ребенком правой руки, подавая ему различные предметы именно в эту руку. Но переориентировать левшу на правую руку гораздо сложнее, чем сразу приучить ребенка брать предметы ею. «Перенастроить» ребенка на новый рефлекс вооб-
Часть И.Особенности психического развития личности...
Тема 2.Развитие ребенка в раннем возрасте
ще труднее, чем сформировать его изначально. Это относится к любому навыку, привычке и т. д., ибо любое переучивание связано с эмоциональными перегрузками детского организма, его нервной системы. Нередко из-за настойчивости родителей или воспитателей, особенно если она чрезмерна и граничит с насилием над детской психикой, может начаться заикание или возникнуть трудности при чтении, в общении с окружающими. Большинство авторитетных специалистов советуют родителям и учителям не мешать природе и позволять использовать ту руку, которой им более удобно управлять.
В 1,5 года дети могут судить о весе какого-нибудь предмета по его размеру. Они уверены, что если предмет большой, то он наверняка тяжелый, а если маленький, то значит — легкий. Беря предметы, они хорошо координируют два необходимых для этого навыка: касание и хватание. Это позволяет заниматься разными предметами, придумывая все более сложные манипуляции. Малыши получают большое удовольствие от того, что могут схватить что-то большим и указательным пальцами, и поэтому с наслаждением подбирают все, что попадается под руку, вплоть до самых мелких предметов.
К концу «ходячего детства» ребенок умеет прыгать, бегать, ударять ногой по предметам и бросать их. Теперь резкие повороты и старты, остановки и скачки удаются ему лучше, чем прежде, хотя еще не все трудности в этих движениях преодолены полностью.
Вслед за физическими изменениями начинают меняться и формы повседневной активности детей.
В конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. Содержание этой совместной деятельности ребенка и взрослого — усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром. Совместная деятельность опосредуется предметом, которым полностью поглощен ребенок. Несмотря на то, что в этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности (появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия к предметам), диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек. И прежде всего, он присутствует путем конструирования предметов, которыми ребенок манипулирует. Д. Б. Эльконин считал, что это явление исключительное, оно наблюдается только в конце младенческого возраста. В более старших возрастах оно не встречается.
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому. А ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления.
Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым.
Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.).
В раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память, внимание, речь. Среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие.Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов.
К 2 годам система зрительного восприятия совершенствуется и во многих других отношениях. Глазное яблоко по размеру и весу приближается к глазному яблоку взрослого человека. У большинства детей в этом возрасте обычно наблюдается хорошая координация зрения — они могут следить за объектом, движущимся не только с равномерной, но и с изменяющейся скоростью и под разными углами зрения. Малыши отличают горизонтальные поверхности и линии от вертикальных.
Однако, несмотря на определенные достижения, в целом система восприятия еще далека от совершенства. Дети с трудом различают форму предметов: они с одинаковым интересом рассматривают как правильно лежащий перед ними, так и перевернутый «вверх ногами» рисунок, не понимая разницы. В «ходячем возрасте» процесс полной интеграции зрительной и двигательной систем еще только подходит к завершению. Точность слуховых и зрительных восприятий также ограничена небольшим расстоянием. Неразвитая способность зрительного изучения предметов служит причиной неполноты и неточности
Часть II.Особенности психического развития личности... |
суждений малышей. Они не могут одновременно воспринимать объект в целом и отдельные его части.
Важная характеристика восприятия в этом возрасте, как считает Л. С. Выготский, — его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит и к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное повед