Развитие психологии в рамках философских воззрений (западная традиция).
Философская традиция
(с 6в до нэ – до сер 19в)
Античная психология.
Материалистическое направление | Идеалистистическое направление |
Фалес, Гераклит, Анаксимен, Демокрит | Платон |
Душа – это субстанция, первоэлемент, животворящий мир, наравне с водой, огнем.
Демокрит (учение атомизма) – «Мир состоит из атомов, а душа – это продукт распределения атомов в теле». Душа телесная.
Аристотель применил объяснительный принцип в науке, появляются причинно-следственные связи.
Платон (космология) – учение о мировой душе и царстве идей. Душа существует независимо от тела. Соединяясь с телом, она вспоминает то, что знала в царстве идей. Жизнь – есть припоминание идей.
3 начала души человека:
1) Душа вожделеющая (неразумная: удовольствие, страдания, влюбленность)
2) Разумное начало (самопознание, внутренняя речь)
3) Яростный дух (чувства и характеристики личности: упрямство)
Средневековье
Человек и природа – родственные создания, бессмертные и бесконечные. Всё из вне – от Бога!
Фома Аквинский – душа осуществляется в материи и не существует в неактивном состоянии. Целостность души от Бога. Душа – центр мироздания.
Эпоха Возрождения и Новое время
Существует культ человека, развивается анатомия, искусство, открытия науки. Мир и человека нужно изменять.
Декарт – дуализм (материалисты/идеалисты)
1) Наука – многообразный опыт, который получается множеством идей.
2) Наука предполагает интеллектуальную деятельность по осмыслению опыта. Внешний мир познаваем через эксперименты. Учение «механицизм» - появляются ж.духи и ж.механизмы
3) Существует душа разумная и бестелесная, противостоящая механическим действиям тела (ощущение, ассоциации, страсти)
Т.Гоббс – 17в, позиция материализма психологии. Признает единую субстанцию – материальный мир. Душевные явления и идеи, выводящиеся из этих явлений – это побочный продукт деятельности материального тела (эпифеномен). Знания, единичные факты, опыт дают лишь вероятностные характеристики внешнего мира. Всё субъективно.
Б.Спиноза – материалист, стремится доказать единство мира. Выстроил душевные явления в единую материальную субстанцию. Природа – причина самой себя, которая обладает множеством явлений. Человек - часть природы, обладает телом и душой, которые можно отнести к атрибутам единой субстанции. Они обладают протяженностью и мышлением.
2 части души
Разум | Аффекты |
-это непосредственное усмотрение и интуиция | -чувственные знания |
Цель знания – совершенствование самого человека.
Джон Локк – 18в, занимался Э. и полит. деятельностью в Англии. Психика – единый источник всех идей, которые можно получать через опыт. Человек рождается, не имея никакого психического понимания. Душа – чистая доска, на которую внешний мир воздействует и может нанести любой след. Идеи, приобретенные из опыта, являются основанием для знания. Знание – это усмотрение не/соответствия идей по отношению друг к другу.
Д.Гартли – англ. медик, материалист. Психический мир складывается постепенно, путем усложнения ассоциаций. Объекты внешнего мира воздействуют на органы чувств через сенсорные нервы, которые передают вибрации в мозг и к мышцам. Внешние воздействия вызывают ощущения и идеи. Повторение одних и тех же идей ощущений вызывает восстановление следов, оставленных в нервной системе других ощущений, прежде связанными с ними. Если раздражителями выступают слова, то они вызывают по ассоциации те поступки, которые вызывали прежде прямые чувственные воздействия.
Развитие психологии в рамках философских воззрений (Российская традиция).
Философская традиция
(с 6в до нэ – до сер 19в)
Г. Сковорода – философское понимание человека. Поднимает проблемы зависимости развития человека от просвещения и самосознания. Для того, чтобы Ч.развивался, его надо учить, просвещать.
М.Ломоносов – естественно-научное направление, изучал ощущения, пришел к выводу, что ощущение – это продукт воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. В различии ощущений главную роль играет головной мозг. Особо интересовала зрительная система.
А.Н.Радищев – психика-это функция мозга и нервов. Мышление активно само по себе, но Ч.властен над ним. В формировании сознания велика роль языка и речи. Душа смертна, но мысль уничтожить невозможно. Воспитание должно производится с учетом природных данных ребенка.
Н.Г. Чернышевский – впервые выдвинул идею изучения Ч.на основе антропологического принципа. Обнаруживает родство физиологических, телесных и психических явлений. Предлагает использовать достижения различных наук для изучения психики. Потребности Ч. и Ж. отличаются. У Ч. потребности порождаются его активностью. (Н/п потребность в красоте и искусстве)
Михайловский и Ковалевский – представители социологии, провели анализ поведения масс и сделали выводы: психологический фактор очень сильно влияет на исторический процесс.
Н.Н.Ланге – впервые открывает экспериментальную лабораторию, изучал вопросы наследственности, приходит к выводу, что биологическая наследственность присуща лишь Ж, а у Ч передача культуры происходит ч/з подражание и обучение путём социальной преемственности. При соц. преемственности высока роль языка, благодаря которому в сознании Ч вводятся нормы, категории, которые оказывают влияние на формирование личности. С помощью наблюдения невозможно изучить явления восприятия и внимания. Господствующий метод психологии на тот момент – интроспекция. Необходимы эксперименты.
Психология начинает быть, как самостоятельная наука.
М.М.Троицкий – занимался вопросами православной этики – именно эту линию он выдерживает в науке. заведует кафедрой философии в московском универе. Предмет психологии: явление «духа», но сущность духа не постижима, потому что это вера. Дух может познавать себя в различных формах своего существования, и может быть предметом собственного наблюдения. В этом и заключается психические явления.
П.А.Флоренский (1882-1937) – религиозный философ, ученый с энциклопедическими знаниями, занимался культурно-исторической психологией. Всё развитие человечества – это развитие орудий труда (слово, речь, язык). Слово – это воздушное орудие мысли. Развивает идею органопроекциии, считает, что человек создает орудия труда по образу подобия его внутренних органов и предметов деятельности. Расстрелян в 1937г.
Деятельность человека
Деятельность осмысливанияàмежду ними символ, словоß Деятельность реализации
Осмысленность вещей /// то, что мы осмыслили, мы воплощаем в видимые объекты (осуществляем смыслы)
Культура и психология преодолеть разделение между: смысл/реальность; дух/плоть; истина/сила
Мы имеем 2 царства: 1.субъективных истин, 2. неистинных объективностей
5. Эволюция предмета психологии как самостоятельной науки (западная традиция).
Самостоятельная наука
(с сер 19в до н.дней)
Вильгельм Вундт – родоначальник экспериментальной психологии. 1879г-открытие первой экспериментальной лаборатории в Европе.
1) Аналитическая (Титченер, Вундт) – полное расчленение чувственного образа на элементы, не впадая при этом в ошибку стимула. Взгляд со стороны.
2) Метод симантических (=смысл) свойств. Вюрбургская школа – прослеживают стадии процесса мышления с использованием ретроспективного отсчёта (прокручивать периоды жизни назад). Ч сам отслеживает, как он мыслит.
3) Метод феноменологического самонаблюдения – от наивного испытуемого требовали непредвзятого описания психологических феноменов в их непосредственности и целостности.