Социальная психология детства (экзамен)

1. Подходы к проблеме периодизации развития личности в социальной психологии.

2. Феномен неформальных молодежных объединений. Функции неформальных групп в процессе социализации.

3. Детство как социальный феномен. И. С. Кон о трех аспектах изучения детства.

4. Возрастные особенности на разных этапах социализации.

5. Понятия «социализации» и личности.

6. Общая характеристика процессов общения в группах детей разного возраста.

7. Категория возраста в психологии.

8. Место коллектива сверстников в процессе формирования личности ребенка на разных возрастных этапах.

9. Представления о жизненном пути личности (тезисы Л. Р. Шеррода и О. Г. Брима-младшего).

10. Общая характеристика основных институтов социализации.

11. Социализация как социально-психологический процесс.

12. Проблема развития детской группы.

13. Процесс социализации в условиях глобальных социальных изменений.

14. Феномен лидерства в детской группе

15. Понятия «институт социализации» и «социализирующая среда».

16. Общая характеристика специфических особенностей детской группы. 17. Особенности социализации детей и взрослых. Психологическое содержание кризисов развития.

18. Структура и функции психологической службы в школе.

19. Сравнительный анализ концепций развития личности Э.Эриксона и Л. Кольберга.

20. Политическая, правовая, гражданская социализация как различные аспекты установления отношений «личность-социум».

21. Методические аспекты изучения межличностных отношений в детских группах.

22. Профессиональное самоопределение как этап профессиональной социализации. 23. Функции школы как института социализации.

24. Этническая социализация. Основные закономерности формирования этнического самосознания личности.

25. Подход к периодизации развития в работах Л. С. Выготского.

26. Общая характеристика поло-ролевой социализации. Понятие психологического пола. Этапы поло-ролевой социализации.

Вопросы для подготовки к зачету «Социальная психология влияния»

1. Феномен «нога в дверях».

2.Понятия психологического влияния, социального влияния, манипуляции.

3. Психологические и непсихологические средства влияния.

4. Цели влияния.

5. Формальные признаки различных вариантов психологического влияния.

6. Произвольное и непроизвольное влияние.

7. Прямое и косвенное влияние.

8. Непосредственное и опосредованное влияние.

9. Явное и скрытое влияние.

10. Групповое давление в неформальном социальном общении.

11. Социальная зависимость и конформность.

12. Факторы проявления конформизма: размер группы, единомыслие, сплоченность, статус, публичный ответ, отсутствие предварительных заявлений.

13. Убеждение: два способа убеждения.

14. Социальная фасилитация и социальная ингибиция.

15. Аргументация. Техники аргументации.

16. Контраргументация. Техники контраргументации.

17. Психологическая защита. Механизмы психологических защит.

18. Распознавание манипуляции в живом общении.

19. Критическое мышление: принципы и признаки.

20. Двадцать один распространенный ложный довод, по Д. Халперн.

21. Убеждение как метод психологического влияния в управленческом общении.

22. Внушение в управленческом общении.

23. Подражание, принуждение, манипуляция, критика, формирование благосклонности и комплименты как виды управленческих воздействий.

24. Манипулирование во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.

25. Влияние телевизионных новостей на поведение и сознание человека.

26. Понятие деструктивного культа. Основные типы культов.

27. Втягивание в секты.

28. Оценка деструктивного потенциала культовой группы: лидерство, организация, доктрина.

29. Психологические проблемы бывших членов сект. Стратегии восстановления.

30. Концепция социальных автоматизмов Р. Чалдини.

31. Понятие реактивного сопротивления.

32. Влияние и убеждение в процессах воспитания и убеждения.

33. Аттитюды и атрибуции как фильтры и факторы влияния.

34. Рефлекторные и рефлексивные механизмы психики человека.

35. Зависимость человека от влияний социума и других индивидов, уязвимость для негативных влияний и иллюзий.

36. Невербальные компоненты коммуникации как средство психологического воздействия.

37. Социальная конформность

Наши рекомендации