Самочувствия и состояния здоровья
Психогенные заболевания. Понятие о психогенных заболеваниях. Психологические причины, из-за которых чаще всего обращаются в психологическую консультацию при недомоганиях. Необходимость знания психологом-консультантом предыстории заболевания клиента и попыток его лечения. Выделение и анализ симптомов, в которых проявляется психогенное недомогание клиента. Типичные случаи психологического консультирования по проблемам психогенных заболеваний. Действия психолога-консультанта в каждом из случаев.
Психогенные сердечные недомогания. Первые практические действия психолога-консультанта при обращении к нему клиента с жалобой на боли в области сердца. Причины, по которым консультант должен обязательно выяснить предысторию сердечного заболевания клиента. Анализ того, как сам клиент пытался решать свою проблему. Типичные случаи и связанные с ними способы практического решения проблемы устранения причин психогенных сердечных заболеваний клиента.
Нарушения пищеварения. Взаимосвязь нарушений пищеварения человека с его нервно-психическим состоянием. Типичное начало консультирования на эту тему. Вопросы, которые психологу-консультанту следует задать клиенту, оказывая ему помощь в решении проблемы. Выяснение того, каковы на самом деле органические и психологические причины пищеварительных расстройств у клиента. Типичные случаи психогенных нарушений пищеварения и связанные с ними рекомендации. Приемы быстрого избавления клиента от сильных рефлекторных болей в области желудка, применение их в зависимости от вызвавших их причин, индивидуальных особенностей и жизненного опыта клиента.
Изменчивость настроения клиента. Причины неожиданного и непредсказуемого изменения настроения человека, отрицательные последствия такого изменения. Теория когнитивного диссонанса и объяснение дискомфорта при изменчивости настроений человека. Консультирование в том случае, если непредсказуемая смена настроения вызывает у клиента состояние подавленности, но сам он не признает существования у себя этой проблемы. Признаки, по которым можно определенно судить о наличии у клиента такой проблемы.
Депрессивные состояния. Депрессия, ее причины, признаки и последствия. Условия, при которых клиент может рассчитывать на помощь консультанта в избавлении от депрессивных состояний. Практическое выявление причин депрессии. Вопросы, которые в этой связи психолог-консультант может задать клиенту. Последующие шаги в практике консультирования по данному поводу. Учет психологом-консультантом индивидуальных особенностей клиента. Действия психолога-консультанта по отношению к клиентам с разными индивидуальными особенностями при избавлении их от депрессивных состояний.
Снижение работоспособности. Физиологические причины снижения работоспособности человека. Рекомендации психолога-консультанта в случае повышенной утомляемости клиента от длительной и напряженной работы. Усиление мотивации деятельности клиента как средство повышение его работоспособности. Специальная формула для практического определения уровня мотивации человека. План конкретной работы с клиентом, направленной на усиление его мотивации. Устранение причин снижения работоспособности, связанных с тяжелыми эмоциональными переживаниями, не относящимися непосредственно к содержанию выполняемой деятельности. Условия и вопросы, при помощи которых можно установить эти причины.
Бессонница. Бессонница как психогенная проблема человека. Индивидуальность отношения людей к своей бессоннице, разные способы реагирования людей на нее. Практическое решение проблемы бессонницы в том случае, если ею страдает мнительный человек. Общие советы, которые можно дать разным людям для решения проблемы бессонницы.
Эмоциональные расстройства. Роль эмоций в жизни человека. Оптимальный уровень эмоциональности человека, его признаки. Типичные эмоциональные проблемы человека, требующие проведения психологического консультирования. Сведения об эмоциях, необходимые клиенту для того, чтобы научиться управлять ими. Практические действия психолога-консультанта в том случае, если клиент сам не в состоянии контролировать свои эмоции. Первые и последующие шаги в консультировании, направленные на решение проблемы контроля клиентом собственных эмоциональных состояний. Причины безразличного отношения человека к происходящему и способы их устранения.
Тема 19. Практические рекомендации по деловому