Улучшение организаторских способностей клиента
Традиционно термин «организаторские способности» относится к умениям человека, связанным с организацией какого-либо дела или взаимодействия людей для его выполнения, включая распределение между ними обязанностей, налаживание эффективного взаимодействия друг с другом и установление нормальных личных и деловых взаимоотношений.
Хорошая организация предполагает максимально эффективную совместную деятельность людей. Организаторскими можно, например, назвать деловые способности. На дефицит развития или отсутствие таких способностей у себя обычно жалуются люди, которые еще только приступают к организации какого-либо нового для них дела и опасаются, что оно у них не пойдет именно из-за недостатка в развитии организаторских способностей.
Консультанту, к которому обращается клиент по поводу недостатка организаторских способностей, надо иметь в виду следующее.
Во-первых, то, что таких способностей у человека несколько, и в связи с этим необходимо прежде всего точно установить, чего на самом деле не хватает клиенту.
Во-вторых, развитие таких способностей у человека идет обычно довольно медленно и зависит от множества условий и факторов.
Далее желательно определить состав (структуру) тех организаторских способностей, которые необходимы клиенту, и общие требования к их развитию. И только после этого можно попытаться сформулировать те практические рекомендации, которые могли бы лечь в основу советов клиенту по развитию у него этих способностей.
В состав организаторских способностей человека определенно входят знания, связанные с деятельностью, которая подлежит организации. Если это – сфера управления людьми в экономике, то, соответственно, умелому организатору необходимы хорошие знания в области экономики и управления ею. Если это область промышленного производства, то здесь организатору дела нужно хорошо знать само производство. Человек, не имеющий достаточных практических знаний и умений в той или иной области, вряд ли когда-либо сможет стать хорошим организатором дела в этой области.
Можно, конечно, в качестве помощников в практической организации какого-либо дела привлечь специалистов, хорошо знающих его, но тогда у самого организатора возникнут дополнительные проблемы, касающиеся профессионального взаимодействия между людьми. Неопытному организатору понадобится слишком много помощников, и это чрезвычайно усложнит саму организацию дела.
Второй важный момент в организаторских способностях – это знание требований, предъявляемых самим организуемым делом к людям и к психологии включаемых в него людей, а также умение плодотворно сотрудничать с людьми.
Умелый организатор всегда должен быть готов дать четкие, обстоятельные, аргументированные ответы на следующие вопросы:
1. Сколько людей может потребоваться для того, чтобы полностью и высококачественно выполнить весь необходимый объем работы?
2. Какими профессиональными знаниями и умениями должны будут обладать эти люди?
3. Какие личностные, психологические качества необходимы этим людям?
Способный организатор дела также должен хорошо представлять себе, в чем будет заключаться работа каждого сотрудника, сколько времени потребуется на нее, какими могут быть ожидаемые ее результаты и как их можно будет проконтролировать.
Способный организатор должен уметь правильно распределять обязанности между людьми, налаживать их деловые взаимоотношения друг с другом.
В связи с этим психологу-консультанту рекомендуется в процессе проведения консультирования задать клиенту следующие частные вопросы:
• Какие профессиональные обязанности вы собираетесь возложить на каждого из подбираемых вами для совместной работы людей?
• Как эти люди будут согласовывать, координировать свои действия друг с другом в их работе?
У любого руководителя-организатора в работе с людьми неизбежно будут возникать какие-то проблемы. Для того чтобы они своевременно и успешно решались, для того чтобы дело не стопорилось и шло вперед, необходимо научиться предупреждать возникновение трудноразрешимых проблем, заранее их предвидеть. Гораздо легче нечто предупредить, чем устранить, когда это уже случилось.
Для того чтобы выяснить, умеет ли клиент это делать, психологу-консультанту рекомендуется поставить перед ним следующие дополнительные вопросы:
• Какие проблемы, по вашему мнению, могут возникнуть у каждого из привлеченных вами к делу людей?
• Как можно предупредить и заранее решить эти проблемы еще до того, как они возникли?
• Как вы поступите, если между привлеченными вами к делу
людьми возникнут противоречия и конфликты? Способный организатор дела должен уметь заранее определить и продумать способы решения межличностных проблем, предусмотреть возможные случаи и пути разрешения деловых проблем в возглавляемом им трудовом коллективе.
В этой связи организатору необходимо иметь ясные ответы на следующие частные вопросы:
• Каковы наиболее сложные проблемы, с которыми можно столкнуться в ходе практической организации данного дела?
• Каким образом такие проблемы можно будет решить?
• Как заранее предупредить возможность возникновения подобных проблем в будущем?
Хорошо должна быть организована и собственная деятельность руководителя-организатора. В ней все должно быть спланировано и до мелочей продумано.
С этого и следует начинать практическую работу по развитию и совершенствованию у клиентов организаторских способностей. Но это только начало дела. Далее должны последовать шаги, направленные на совершенствование всех других компонентов организаторских способностей, в том числе и тех, о которых шла речь выше.
Итак, примерная программа развития у клиента организаторских способностей, которую психолог-консультант мог бы предложить клиенту, выглядит следующим образом:
1. Развитие и совершенствование приемов оптимизации собственной работы клиента как организатора конкретного дела. Сюда входят, в частности, следующие умения:
– умение быстро находить оптимальные решения разнообразных проблем,
– умение рационально и экономно распределять свое рабочее время,
– умение в течение дня и в течение более длительного времени поддерживать на высоком уровне свою работоспособность,
– умение контролировать свои эмоции, действовать спокойно и уверенно во всех ситуациях,
– умение учиться на ошибках, делать из них должные выводы и не повторять ошибок впоследствии,
– быть восприимчивым к новому и обладать способностью к научению.
2. Знание психологии людей и человеческих отношений. Умение эффективно использовать эти знания в общении с людьми. К ним, в частности, относится следующее:
– знание особенностей темперамента и характера людей, умение учитывать их в реальной практике общения,
– знание интересов и потребностей людей,
– умение строить с людьми деловые и личные взаимоотношения таким образом, чтобы в максимальной степени способствовать удовлетворению их личных потребностей и интересов,
– знание психологии общения, умение управлять процессом общения,
– знание психологии практического воздействия на людей и умение эффективно пользоваться этими знаниями,
– знание причин, способов предупреждения и разрешения межличностных конфликтов.
3. Знание специфики организуемого дела, в том числе его содержания, технологии, умение на хорошем профессиональном уровне решать деловые вопросы.
4. Умение организовать дело практически, включая решение вопросов подбора людей, распределения обязанностей между ними, обеспечение оптимального делового взаимодействия людей друг с другом.