Психологическая коррекция личностных нарушений в дошкольном возрасте
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Характер причин нарушений
Причины могут быть "внешними" или "внутренними". Соответственно, нарушения—первичными и вторичными.
"Внешними" причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустраторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми (нарушения отношений в семье или в детском саду, в школе и т.д.).
Действие "внутренних" причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую. Так, фрустри-рованность как эмоциональное нарушение деформирует познавательную сферу личности, снижает способности к обучению и пр.
Характер проявления нарушений
Нарушение может проявиться как деформация уже развитых структур психики (травматический страх и пр.) либо как недоразвитие их (слабоволие и пр.).
В соответствии с названными критериями можно выделить четыре вида нарушений:
7. Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативного воздействия на ребенка (например, боязнь собак, появившаяся после того, как собака случайно испугала ребенка).
2. Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативных отношений окружающих к ребенку, что привело к отсутствию в его психике социально важных стуктур: социально-позитивных мотивов, способности к сопереживанию, социальной компетентности и т.д. Само по себе отсутствие необходимых для социального взаимодействия структур уже можно назвать нарушением, так как оно препятствует развитию личности, приводит к дезорганизации общения с окружающими людьми и порождает отставание в развитии психических процессов (так, у ребенка с нарушениями воли может быть отставание в развитии произвольной памяти и пр.).
Часто первый вид нарушений оказывается связанным со вторым. Так, например, негативные отношения с родителями могут не только приводить к отставанию в развитии ребенка, но и к формированию у него различных эмоциональных нарушений (страхов, агрессивности и пр.).
3. Вторичные нарушения какой-либо сферы личности или психических процессов вследствие появления какой-либо деформации психики. Например, повышение тревожности личности ребенка в результате развода родителей может де-зорганизующе повлиять на развитие произвольности мышления и пр.
Как изменения одной сферы личности влияют на другую, в настоящее время полностью не исследовано. Возможно, что влияние происходит непосредственно либо через какие-то базальные структуры личности (например, тревожность, приводя к ослаблению всей личности, благоприятствует и негативным процессам в познавательной и др. сферах личности). Однако, как конкретные психологические исследования, так и системное рассмотрение человеческой психики позволяют утверждать взаимосвязь всех психических процессов и свойств и предполагать, что нарушение в какой-либо одной области психики будет негативно сказываться на развитии других.
Те случаи, когда отставание, например, в развитии мышления или памяти не дестабилизирует эмоциональную сферу, не приводит к появлению страхов и агрессивности, объясняются тем, что каждый ребенок вступает в отношения двоякого рода: социальные (субъект—субъектные) и отношения с предметами (субъект—объектные). И если недостатки познавательного развития не проявляются в общении (например, ребенка любят в семье и не акцентируют внимание на его интеллектуальных недостатках), то на влияние социальных структур психики ребенка это не отразится. Однако в силу системного характера психики отставание в развитии познавательных процессов может повлиять на формирование мотивов и чувств ребенка, так как они имеют когнитивные элементы в своем строении.
4. Отставание всех сфер личности и психических процессов в своем развитии.
Ф.Блум описал случаи, когда родители не занимались воспитанием ребенка, начиная с рождения, ребенок находился в тотальной депривации: сенсорной и эмоциональной. Это приводило к серьезным нарушениям психики, фиксируемым даже ЭЭГ, а иногда к дебильности, несмотря на то, что при рождении ребенок был вполне здоров.
ЗАМКНУТОСТЬ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ
Замкнутость—нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.
Причинами этого нарушения могут быть: длительный стресс (например, развод родителей), недостаток эмоционального общения (например, длительные пребывания в больнице или ситуация, когда ребенок является в семье нежданным, нежелательным, родители не проявляют любви к нему и пр.), индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы (сверхвозбудимость, инертность психических процессов и т.п.).
Замкнутый ребенок, т.е. ребенок с уменьшенной возможностью установления и поддержания контакта, не "допускает" к себе других людей, что часто вызывает негативное отношение к нему и родителей и сверстников. Это еще более усугубляет положение ребенка. Замкнутый ребенок приспосабливается жить в одиночестве, и это существенно деформирует его личность. Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Если ребенок раним и гиперчувствителен, то замкнутость охраняет его психику от перенапряжения.
Замкнутый ребенок выглядит хмурым, недовольным. И тогда родители, как им кажется, обоснованно обижаются: "И чем он недоволен, мы ему создали все условия". В таком случае необходимо объяснить родителям, что их притязания на "заслуженную благодарность" лишь ухудшают состояние ребенка, а их вопросы к нему подобно таким: "Почему ты не разговариваешь со мной, почему не смотришь в глаза?"— не только не позволяют установить с ним контакт, но будут расцениваться ребенком как вторжение в его мир, несущее опасность. Замкнутость качественно отличается как от стеснительности, так и от аутизма, но в поведенческом плане они бывают похожи. Стеснительность является следствием несформирован-ности социальной компетентности. Ее коррекция, следовательно, заключается в обучении ребенка навыкам общения, умению воспринимать и интерпретировать поведение другого человека и пр. Для замкнутости подобные действия — заключительный этап коррекционной работы. Иногда повышение социальной компетентности проводится параллельно другим видам коррекции (на завершающих стадиях), но оно никогда не должно опережать основные, необходимые при наличии замкнутости, коррекционные действия.
В отличие от аутизма, как крайней формы отчуждения, выражающейся в уходе от контактов с окружающей действительностью, замкнутость не является патологическим явлением и может быть устранена психологом, а не психиатром. Замкнутость оставляет некоторую возможность "разбивания скорлупы", в которую попал ребенок. Коррекция здесь может занять большее количество времени, чем при устранении других нарушений.
СТРАХИ
Страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и пр.), не являются однозначно "вредными" для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ребенку и взрослому человеку ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам и т.д. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется "охранительная" функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение.
Помимо того, что страх помогает строить поведение, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики. Подобно тому, как организму ребенка нужен не только сахар, но и соль, так и психика нуждается в неприятных, даже "острых" эмоциях. Часто дети сами вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у ребенка потребности в переживании страха.
Замечено, что иногда дети, собравшись вечером вместе, начинают рассказывать страшные истории, причем с острым эмоциональным завершением—рассказчик вскрикивает на последнем слове и, хватая за руки рядом сидящих, пугает их. За этим обычно следуют "ужасные крики", смех и высвобождение психической энергии—мортидо (говоря словами Э.Берна), направленной на разрушение и агрессию.
В психологическую консультацию часто обращаются родители, которые обеспечивают детям "тепличные" условия, охраняют их от любых неприятных сильных переживаний. Такие условия часто приводят к "разлаживанию" психического аппарата, которому необходимы переживания различной интенсивности и модальности.
Детские страхи—это обычное явление для детского развития. Они имеют важное значение для ребенка. Так, В.В.Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть "свои" страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка, например, с началом самостоятельной ходьбы и получением большей "степени свободы" в освоении пространства, или тогда, когда ребенок начинает узнавать своих близких, и появление чужого, незнакомого лица может вызвать у него страх. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и в целом имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.
Необходимо отделять патологический страх, требующий корреции, от нормального, возрастного, с тем чтобы не нарушить развития ребенка.
Патологический страх можно отличить от "нормального" по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее—аутизму, психосоматическим заболеваниям, то этот страх, бесспорно, патологический.
Страх может быть как самостоятельным нарушением (например, следствием сильного испуга от встречи с большой собакой), так и проявлением каких-либо нарушений личности. В любом из этих случаев полезна общая оздоравливающая психотерапия, с тем, чтобы улучшить работу всей психики в целом. Такое неспецифическое воздействие может быть оказано через ряд закаливающих процедур, путем налаживания режима дня и питания ребенка. Полезны прогулки перед сном—это хорошо влияет на организм ребенка и его психику, так как, устав от прогулки, он будет думать не о страхах, а об отдыхе.
Поскольку организм и психика—составляющие одного целого, то хорошее или плохое состояние одного влияет на состояние другого.
Коррекционная работа по устранению страхов ребенка может вестись по нескольким направлениям. Эффективность коррекции и выбор коррекционных приемов определяются индивидуальными особенностями ребенка.
Ниже будут изложены основные коррекционные приемы. Первоначально—общие, которые можно использовать вне зависимости от конкретного вида страха. Затем будет дано описание основных методов коррекции с указанием вида страха и причин его появления.
АГРЕССИВНОСТЬ
Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции адаптации человека к окружающей среде.
Гнев, как у животных, так и человека, направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели, отдыха, получения приятных впечатлений и т.д. Поэтому не каждое проявление агрессивности может считаться нарушением. Гнев-ситуативная реакция, и необходима она, пока продолжается опасная для человека ситуация. Если же гнев "выкристаллизовывается", то это не может считаться нормальным. Длительное действие стрессора в норме ведет к адаптации к нему, тогда как появление в этом случае агрессивности, высокой тревожности, страхов и других невротических симптомов считается "поломкой" системы саморегуляции.
Согласно Б.Споку, нормальными явлениями могут считаться: замахивание годовалого ребена на мать за то, что она сделала что-то неприятное ребенку, попытка двухлетнего ребенка ударить другого ребенка, отнявшего в песочнице игрушку, лопаткой по голове и др. Все эти реакции гнева являются ситуативными и адекватными, но они могут "перерасти" в нарушение. Любое нарушение берет свое начало из конкретной ситуации. Условиями "перерастания" реакции гнева в нарушение являются:
—постепенное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок и "заражается" их агрессивностью. Это обусловлено тем, что система эмоциональной саморегуляции ребенка строится по типу эмоциональной саморегуляции его родителей;
—проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира;
—длительные и частые фрустрации, источником которых являются родители или какие-либо обстоятельства;
—унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей. Это частный случай фрустрации, но он настолько важен для формирования личности ребенка, что его необходимо рассматривать отдельно в процессе диагностики и коррекции.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ