Коррекция речевых нарушений в раннем возрасте

В коррекции речевых расстройств при ДЦП необходима согласованная деятельность психолога, логопеда, педагога и родителей.

Существует множество методов коррекции артикуляции у детей с ДЦП, начиная с самого раннего возраста. Наибо­лее известными зарубежными программами психомоторной коррекции являются методы К. и В. Бобатов(1975—1980) и В. Войта(1974). В методе К. и В. Бобатовособое значение придается торможению примитивных рефлексов, их патоло­гической стойкости. Свой метод ученые назвали методом торможения постуральных рефлексов (Основы ортопеда-гогики, 1999). По мнению авторов, чтобы достигнуть адек­ватной сенсомоторной модели, необходимо развивать нор­мальные проприоцептивные системы и нормализовать мышечный тонус путем торможения патологических

Американские невропатологи и логопеды Н. 1аЬе и В. КиШег^огй(1961) разработали интерес­ную методику устранения нарушений речи у де­тей с ДЦП, состоящую из двух частей:

1) обследование фоноартикуляторных органов и произноше­
ния, т. е. состояния органов слуха и речи, дыхания и пе­
риферических функций речи в разных ситуациях;

2) использование нестандартных процедур для фониат-
рического лечения и подбор специфической техники для
развития потенциальных возможностей. Эта часть вклю­
чает изучение психологического статуса ребенка с ДЦП,
сенсоперцептивных данных (особенно важен 1-й год
жизни), развитие диалогической речи, свободной речи,
использование разнообразных фониатрических подходов
и упражнений.

Особенно важны методики, включающие обследование в позе релаксации, с дальнейшим акцентом на ощущение

8. Зак. 7784. Шипяцына

Глава IX. Коррекционная работа при ДЦП

§ 6. Коррекция нарушений речи



и воспроизведение движений в условиях сопротивления (дан­ный подход называется «стабили з а ц и я»). Чтобы пре­пятствовать развитию насильственных движений, нужно начинать лечение с нормализации периферических функци и для формирования произвольных движений: от общих к ин-; дивидуальным, от пассивных к сопротивлению.

Шведский логопед Не1еп Ми11ег [цит. по: Л.А. Даниловой, К. Стока, Г.Н. Казицыной, 1997] уделял большое внимание поведению ребенка и приспособлению к спонтанному поло­жению тела. Эта работа была одной из первых, в которой не­посредственно манипулировали во рту ребенка и обучали его сосанию. Был сделан вывод о том, что кормление из соски приводит к гиперстимуляции. Орально-тактильная чувст­вительность нормализовалась в процессе терапии и корм­ления.

Канадский логопед Мапе СгиЖтау [цит. по: Л.А. Данило­вой, К. Стока, Г.Н. Казицыной, 1997] разработала методику коррекции на основе методики К. и В. ВоЪаШ'з, которая явля­ется уникальным средством обучения детей с ДЦП. Особое вни­мание обращают на артикуляцию, движение языка, связанное с положением тела, подбирают необходимые позы для об­легчения движения головы и артикуляции.

Представляет интерес и методика Е.Ф. Архиповой (1989), базирующаяся на стимуляции и развитии психомоторных функций у детей, страдающих церебральным параличом, в доречевом периоде. Широко используются разнообразные подходы для стимуляции голосовых функций детей раннего возраста и тактильно-кинестетическая стимуляция.

Как было сказано, дети с ДЦП испытывают особые трудно­сти при сосании. Для активизации оральной области следует стимулировать тактильные рефлексы в области рта, губ, щек; вызывать ощущения температуры (холодная, теплая); вызы­вать ощущения вкуса (сахара, соли, хинина, лимона); ис­пользовать запахи (духи, цветы и др.).

Рекомендуется сочетание разных стимулов. Следует пом­нить, что лечение и коррекция дефектов функционирования артикуляторного аппарата детей с ДЦП на раннем этапе раз­вития является главной задачей.

Зарубежное направление в лечебной терапии акцентирует [внимание на способе и образовании позотонических движе-ний и правильном положении тела в отличие от российского шодхода, где обращают большее внимание на тренировку ар-иикуляционных поз и движений.

Для коррекции речевых нарушений необходимо выявить [состояние функций, связанных с произношением [К. Стока, '2001].

Для этого следует обращать внимание на:

— гипотонию/гипертонию мышц лица, насильственные
движения, резкие движения или изменение тонуса, объ­
ем движений;

— наличие или отсутствие рефлексов орального автоматиз­
ма, их влияние на дисфункции моторных структур, не­
обходимых для питания;

— рефлексы: сосание-глотание, кусание, рвотный, поис­
ковый;

— ответную реакцию при стимуляции области рта и вокруг
него при помощи пальца логопеда.

Важно проверить оральный мышечный тонус:

 

— челюсти во время движений и без движений (например,
в норме челюсти во время отдыха находятся в полуоткры­
том положении). У детей с ДЦП челюсти в нейтральной
ситуации часто находятся в открытом положении;

— тонус, подвижность, компенсаторные реакции, симмет­
рию губ;

— тонус мышц языка, его изолированные движения, воз­
можность их переключаемости;

— мягкое нёбо, твердое нёбо, координацию между ними,
подвижность;

— ритм, объем дыхания, координацию между дыханием
и речью (голосовыми реакциями), вдохом—выдохом,





 


Глава IX. Коррекционная работа при ДЦП

«обратное дыхание» (да/нет), сопровождение дыхание ро-бенка движениями тела и головы;

— взаимоотношение между моторным контролем, который используется во время еды и во время фонации, еды и зву-копроизношения; активность этого контроля, объем дви жений, наличие стереотипных движений.

Для стимулирования появления артикуляции необходи­мо, чтобы ребенок мог контролировать мелкие движения и дифференцировать движения губ и челюстей, языка через выполнение упражнений, которые требуют большой опреде­ленности. Для этого необходимо формирование контроля за положением тела. С этой целью проводится работа в «реф-лекс-запрещающей» позе ребенка, чтобы оценить мышечный тонус.

Коррекционную работу рекомендуется начинать с движе­ний и упражнений, которые доступны, легко получаются у ребенка. Упражнения и движения должны быть разнооб­разны, интересны для ребенка, но самое главное, они долж­ны быть функциональными, т. е. облегчать движения язы­ка, формировать координацию движений, серии движений, которые "необходимы в процессе кормления и речи.

Актуальным и перспективным является проведение с первых месяцев жизни ребенка комплексной работы психолога и ло­гопеда с физиотерапевтом и акцентирование внимания на проприоцептивной сфере и контроле движений.

Будущее ребенка с ДЦП во многом зависит не только от его потенциальных возможностей, но — особенно — от пра­вильности подбора коррекционных приемов для достижения максимальной возможности в развитии.

Наши рекомендации