Психологические особенности подростка
Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии. Проблема ведущей деятельности подростка. «Чувство взрослости» как основное психологическое новообразование подросткового возраста, его виды. Своеобразие структуры коллектива и отношений подростков. Дружба у подростков. Становление нового типа взаимоотношений со взрослыми.
Учебная деятельность подростков. Формирование интересов и мотивов поведения. Проблема формирования профессиональной направленности. Формирование личности в подростковом возрасте. Развитие и основные закономерности формирования самосознания. Проблема оценки и самооценки. Уровень притязаний подростка. Возникновение идеалов как воплощение уровня притязаний.
Развитие аффективно-потребностной сферы. Особенности развития характера. Развитие воли. Формирование направленности личности.
Опосредованность, осознанность и произвольность как основные показатели развития познавательных процессов. Развитие творческого воображения, начальных форм творческого рассуждающего мышления. Развитие функций и форм речи.
Психология юношеского возраста
Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в отечественной и зарубежной психологии. Проблема ведущей деятельности. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Развитие потребности в общественной жизни и формы участия юношества в общественных организациях. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития. Психологический склад юноши и девушки, общие и отличительные черты. Любовь в юношеском возрасте. Развитие самосознания и образа «Я». Оценка юноши коллективом и его самооценка. Мотивы и ценностные ориентации. Особенности эмоциональной жизни. Формирование воли. Развитие творческой активности как выражение потребности самовыражения. Особенности мышления и условия его воспитания.
Психология зрелого возраста
Общие условия перехода к зрелости. Социальное значение периода зрелости. Общественно-полезный труд как ведущая деятельность зрелого возраста. Особенности познавательной деятельности в период зрелости. Особенности социальной активности в период зрелости. Формы участия в общественной жизни. Периодизация периода зрелости. Проблема кризиса зрелого возраста.
Период старения и старости
Биологические и социальные критерии и факторы старения. Периодизация старения. Психические изменения в старости и роль психологического фактора в процессе старения. Профилактика старения. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Значение общественных интересов в формировании деятельной старости. Компенсаторные механизмы в период старения. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.
Развитие личности в условиях депривации и особых условиях
Понятие психической депривации. Виды депривации. Абсолютная и относительная депривация. Формы депривации: двигательная, сенсорная, материнская, социальная, их характеристика.
Развитие личности в условиях депривации и особых условиях. Психологические причины нарушения социально-эмоционального развития детей. Особенности развития личности ребенка в условиях материнской депривации. Исследование психологического статуса, последствий социальной депривации детей раннего возраста.
Рекомендуемая литература
а) основная
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2007.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
б) дополнительная
Дебесс М. Подросток. – СПб.: Питер, 2004.
Диксон У. Двадцать великих открытий в детской психологии. – СПб.: ПРАЙМ ЕВРО Знак, 2004.
Кайл Р. Развитие ребенка. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000.
Психология развития ребенка. – М.: Смысл, Эксмо, 2004.
Психология развития человека. – М.: Смысл; ЭКСМО, 2004.
Психология современного подростка /Под ред. проф. Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2005.
Шапаваленко Н.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) – М.: Гардарики, 2004.
Дисциплина 3. Социальная психология