Авторские модели психологической службы, или как обрести свое лицо

Ко времени второго издания этой книги разработана зако­нодательная основа школьной психологической службы (с 1988 г. издано более 40 нормативных документов, касающих­ся деятельности практических психологов системы образова­ния). В учреждениях образования работают 3—4 тысячи психо­логов, сформирована система подготовки и переподготовки этой важной категории специалистов. Однако по-прежнему нет яс­ности и четкости в определении функций школьного психолога и круга решаемых им задач, сложно выделяются собственно пси­хологические вопросы в море школьных проблем. В числе об­щих трудностей практических психологов фигурирует проблема профессионального самоопределения при недостаточно каче­ственной профессиональной информации, проблема обретения своего лица и создания адекватной конкретным условиям ав-


торс кой модели психологической службы при отсутствии на­дежной методической помощи со стороны администрации школ и специалистов профильных центров. В этой ситуации многие психологи нуждаются в определе­нии общих принципиальных подходов в создании школьной службы, которые предостерегали бы их от излишних крайно­стей. Принципы организации психологической службы

Таким образом, любая авторская модель школьной психо­логической службы предполагает выделение приоритетов, си­стемность, гибкость, многообразие форм и методов работы, преемственность. Эта служба должна быть нравственной и экологичной, т. е. культивировать право каждого ребенка на уникальность и неповторимость. Она опирается на действу­ющий оптимизм, творчество и профессиональное содруже-

Крайности

Ограниченная узкая спе­циализация

Морализаторство

Застой, идеализация про­шлого

Внутренняя пассивность, самоизоляция

Ригидность, психологиче­ское самодурство

Трудность эмоционально­го характера

Пессимизм, отчаяние

Акцентирование на еди­ничных принципах

Золотая середина

Многообразие форм и ме­тодов работы психолога

Нравственность, эколо-гичность

Преемственность в рабо­те

Самоактивизация творче­ского начала

Профессионатьное содру­жество, гибкость, готов­ность к компромиссу

Выделение приоритетов в работе

Действенный оптимизм, разумная самоирония

Системность в работе, ос­нованная на взаимосвязи принципов

Крайности

Хаос, бессистемность, по­верхностность

Безнравственность

Разрушение, отрицание старого опыта

Самосгорание на работе, потеря профессионально­го самоощущения

Приспособленчество,

угодничество, предатель­ство

Трудности логического ха­рактера, непоследователь­ность. Эйфория, излиш­няя самоуверенность

Перемешивание принци­пов, утрата специфики службы

ство психологов.

Содержание психологической службы школы определяется следующими задачами:

1. Значимостью психолого-педагогического изучения школь­
ников на протяжении всего периода обучения в целях обеспе­
чения к ним индивидуального подхода.

2. Важностью полноценного личностного развития учащих­
ся на каждом возрастном этапе, успешной адаптации к школе.

3. Необходимостью ранней профилактики и коррекции от­
клонений в развитии, поведении и деятельности учащихся.

Из поставленных задач вытекает вывод о необходимости со­четания диагностики развития личности учащихся и выявления психолого-педагогических причин его нарушения, принятия про­филактических, предупредительных мер.

Итак, основными направлениями деятельности школьного психолога являются диагностическая, профилактическая и пси-хокоррекционная, консультативная работа. Как правило, начи­нающие специалисты злоупотребляют первым направлением работы в ущерб остальным, что не может не отразиться на прак­тических результатах. В результате постепенно снижается кри­вая их популярности. Поэтому большее значение имеет не раз­мах деятельности, а ее глубина. Психолог может обследовать большое число детей и сообщить об итогах своих наблюдений. Но он может изучить одного ребенка и помочь ему справиться с единственной проблемой. Здесь важен практический резуль­тат: и для того, с кем работает психолог, и для окружающих. Для практического психолога очень важно не остаться только диагностом, а постепенно овладевать опытом консультанта, лек­тора, пропагандиста психологических знаний, арбитра, психо­терапевта, навыками психокоррекции.

Положение о школьной психологической службе составляет лишь общий ориентир, но не вносит конкретности в работу практического психолога. Содержание его деятельности будет оптимальным и результативным, если оно преодолеет безад-ресность и анонимность. На наш взгляд, лучший вариант пси­хологической службы в школе — авторский, адекватно отвеча­ющий потребностям школы. Начинающему психологу необхо­димо преодолеть путь проб и ошибок в построении содержания своей работы. Наиболее типичны на этом пути следующие ошиб­ки: либо специалист навязывает педколлективу свою програм­му, свои знания в невостребованном виде (это никому не нуж-

но), либо начинает работать по заявкам (всех, кому что-то нуж­но). И в том и в другом случае задерживается профессиональ­ное самоутверждение психолога, теряется эффективность его работы. Чтобы избежать этих ошибок, имеет смысл в самом начале деятельности получить ответ на вопросы: «Кого что ин­тересует?», «Кто в чем нуждается?» и «Кто какой помощи ждет?» Ответы на эти вопросы можно получить через диагностические анкеты для учащихся, педагогов и родителей. Приводим один из наиболее простых вариантов диагностики потребностей в пси­хологической службе:

АНКЕТА УЧЕНИКА (родителя)

класс

Фамилия, имя

I. Что в твоем характере тебя радует? Подчеркни соответст­
вующее. (Что в характере вашего ребенка вас радует? Подчерк­
ните соответствующее.)

A. 1 — хорошие способности к учению

2 — хорошая работоспособность на уроке

3 — хорошая память, внимание

Б. 4 — сильная воля, внимание, уверенность в себе

5 — дисциплинированность, вежливость, послушание

6 — умение быть всегда в хорошем настроении

7 — доброта, чуткость, внимательность к людям

8 — умение находить общий язык с учителями, сверстни-

ками, родителями

9 — умение вести себя в обществе

B. 10 — отсутствие мстительности, злопамятности
И — умение трудиться, трудолюбие

12 — скромность

II. Что в твоем характере тебя огорчает, приносит много
неприятностей? От чего ты хотел (а) бы избавиться? Под­
черкни соответствующее. (Что в характере вашего ребенка
вас огорчает, в чем ему необходима помощь? Подчеркните
соответствующее.)

А. 1 — слабые способности к учению

2 — низкая работоспособность на уроке

3 — плохая память, внимание

Б. 4 — слабая воля, неуверенность в себе

5 — недисциплинированность, грубость, непослушание

6 — неумение держать хорошее настроение

7 — озлобленность, жестокость, невнимательность к людям

8 — неумение находить общий язык с учителями, сверст-

никами, родителями

9 — неумение вести себя в обществе
В. 10 — злопамятность, мстительность

И — неумение трудиться

12 — скромность

АНКЕТА УЧИТЕЛЯ

I. Что в вашей работе с учащимися, родителями вам удается,
чем вы могли бы поделиться с коллегами? Подчеркните соот­
ветствующее:

A. 1 — развитие умений и навыков учебного труда у учащихся

2 — развитие познавательных способностей учащихся

3 — развитие творческих способностей детей

4 — работа по профилактике педагогической запущенно-

сти учащихся, работа со слабоуспевающими

5 — обучение школьников навыкам общения

Б. 6 — работа по созданию благоприятного психологическо­го микроклимата в классе 7 — работа по формированию классного коллектива

B. 8 — нравственное воспитание учащихся

9 — воспитание сознательной дисциплины, культуры по-

ведения

10 — индивидуальная работа с трудновоспитуемыми

11 — воспитание трудолюбия у детей и подростков
Г. 12 — работа по педагогической пропаганде

13 — организация педагогических консультаций

14 — вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

15 — индивидуальная работа с семьей

II. Что в вашей работе с учащимися у вас не получается, в
чем вы испытываете затруднения, в какой помощи нуждаетесь?
Подчеркните соответствующее:

А. 1 — развитие умений и навыков учебного труда

2 — развитие познавательных способностей учащихся

3 — развитие творческих способностей учащихся

4 — работа по профилактике педагогической запущенности
Б. 5 — работа по созданию благоприятного психологическо­
го микроклимата в классе

6 — обучение школьников навыкам общения

7 — работа по формированию классного коллектива В. 8 — нравственное воспитание учащихся

9 — воспитание сознательной дисциплины и культуры по-

ведения учащихся

10 — воспитательная индивидуальная работа с трудными

11 — воспитание трудолюбия у детей и подростков
Г. 12 — работа по педпропаганде

13 — организация целевых педагогических консультаций

14 — вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

15 — индивидуальная работа с семьей

Данные диагностирования обобщаются психологом в диаг­ностических картах («Учителя», «Учащиеся», «Родители»), ко­торые могут стать основой для составления программы методи­ческой работы, психолого-педагогической пропаганды, группо­вых и индивидуальных консультаций, факультативных курсов для учащихся и т. п.

Сложность заключается в том, что, даже сгруппировав выяв­ленные потребности, школьный психолог не в состоянии удов­летворить все заявки. Поэтому необходимо привлекать помощ­ников в лице администрации и опытных педагогов, актива пси­хологической службы. Целесообразно наиболее характерные для школьного коллектива запросы включить в план работы психо­лога на учебный год.

Наши рекомендации