Сказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы.
Сказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми. Возможности работы со сказкой в дошкольном возрасте, в подростковом и взрослом возрастах. Основные приемы работы со сказкой: написание историй, проективные рассказа, работа с архетипами (воин, мать и др). Восприятия и переживания сказки ребенком.
Сказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми.
Сказкотерапия это – - процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нѐм; - процесс переноса сказочных символов в реальность; - созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего. - процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки; - терапия средой, особой сказочной обстановкой; Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы направленности (логопедической), поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребѐнка.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.
Задачи применения сказкотерапии: - развивать речь детей (пересказывание сказок; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу; сочинения сказок); - выявить и поддержать творческие способности; - снизить уровень тревожности и агрессивности; - развить способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также навыки конструктивного выражения эмоций. Пользуясь зашифрованным в сказках опытом прошлых поколений, дошкольники проникают в мир бессознательного и на внутреннем уровне могут разглядеть мир собственных чувств и переживаний. Поэтому не случайно сказки успешно используют в своей практической деятельности и педагоги, и психологи, и логопеды.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок [5]: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.
Возможности работы со сказкой в дошкольном возрасте, в подростковом и взрослом возрастах.
Основные приемы работы со сказкой: написание историй, проективные рассказа, работа с архетипами (воин, мать и др).
Для создания психокоррекционной сказки психологу можно использовать следующий алгоритм.
1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3.Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.
4. Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.
5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.
----Архетип (изначальный, исконный, архетипический образ) - основополагающий термин аналитической психологии К. Юнга.
Архетипами Юнг называл сложные состояния сознания, передаваемые по наследству и воспроизводящие глубинные мифологические символы.
Образ (или архетип) мудрого старца, или любой другой типический образ, именно которые сказки и мифы отображают, в психологии называются архетипическими образами. Эти бессознательные образы, выраженные в сказках посредством фантазии, свойственны всем людям (по крайней, мере в данной культуре). Архетипические образы присущи бессознательному человека изначально, генетически, всем людям и каждому человеку. Наши фантазии, например, о прекрасной и, одновременно, мудрой девушке-жене, принце-спасителе, добром и злом волшебнике (маге, экстрасенсе) и, в конце концов, о мудром советчике - присущи нам не потому, что сказки "навеяли" эти образы, а потому, что они присущи нашей психике изначально, как инстинкты. Сказки же только выражают архетипические образы посредством фантазии авторов сказок, которых столько же, сколько и рассказчиков. Так как сказка является плодом коллективного творчества - сами образы сказок называют еще образами коллективного бессознательного, подчеркивая этим их всеобщность, этнокультурную (и даже межкультурную) универсальность.
Восприятия и переживания сказки ребенком.
Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. А.В. Запорожцем, Д.М. Дубовис-Арановской и другими было выделено специфическое действие для этой деятельности. Это содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б.М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет основу художественного восприятия. Весомый вклад в решение этой проблемы внесли также работы В.А. Бахтиной, А.Д. Кошелевой, Е. Трубецкова и др.
При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка находиться главный персонаж. Детей 3-4 лет интересует его внешность, действия, поступки. После 4 лет дети начинают четче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами. В этом возрасте формируются первые представления о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ, небылица). У детей 4 лет развивается воссоздающее воображение.