Изменения социальных установок
Общественные изменения не могут не затронуть внутренние регуляторы поведения, «настраивая» их на произошедшие преобразования социальной среды. Конечно, эта перестройка происходит не сразу.
Изучение изменения аттитюдов в социальной психологии связано с так называемыми теориями когнитивного соответствия, созданными в 50-х годах XX столетия Ф. Хайдером, Т. Ныокомом, Л. Фестингером, Ч. Осгудом и П. Танненбаумом. Их основной идеей является стремление человека к психологической согласованности своих когниций (убеждений, мнений, представлений о собственном поведении). Изменение установки будет происходить именно тогда, когда когниции человека в ситуации социального воздействия будут вступать в противоречие друг к другу. Через изменение «старых» установок возможно принятие новой информации, которая в свою очередь будет способствовать формированию аттитюдов, согласующихся с ней.
Когнитивный диссонанс в данном случае происходит потому, что выбранная альтернатива редко бывает целиком положительной, а отвергнутая - целиком отрицательной. Люди начинают всяческими способами подтверждать успешность своего выбора, например, ищут информацию, подчеркивающую правильность их решения, игнорируя негативную информацию. Эти действия соответственно могут уменьшить привлекательность отвергнутого объекта и (или) увеличить привлекательность выбранного, т.е. изменить аттитюды.
Одной из наиболее известных моделей регуляции социального поведения является теория иерархической структуры диспозиций личности В. А Ядова. В этой концепции диспозиций личности представляют собой зафиксированные в социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность индивида и действия других, а также предуготовленность вести себя в определенных условиях соответствующим образом Основная функция диспозиционной системы - психическая регуляция социальной деятельности или поведения субъекта в социальной среде. Если структурировать деятельность в отношении ближайших или более отдаленных целей, можно выделить несколько иерархических уровней поведения. При этом каждый из уровней диспозиций «ответствен» за регуляцию определенного уровня поведения.
Первый уровень - элементарные фиксированные установки - отвечает за регуляцию поведенческих актов - непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию.
Второй уровень - социальные установки (аттитюды) регулирует поступки личности.
Третий уровень - базовые социальные установки - регулирует уже некоторые системы поступков, составляющие поведение в различных сферах жизнедеятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых и обеспечивается системой поступков.
Четвертый уровень - ценностные ориентации - регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности.
Диспозиционная регуляция социальной деятельности может быть, описана следующей формулой: «ситуации» (= условия деятельности) - «диспозиции» - «поведение» (=деятельность).
Разработкой теории социализации личности занимались такие ученые, как Г. Тард, Т. Парсонс и др.
Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, навыки, умения, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Сущность социализации: (Г.М. Андреева)
Социализация -это двухсторонний процесс, включающий в себя:
· с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем всех вхождений в социальную среду, систему социальных связей;
· с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности.
Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.
Становление личности осуществляется в трех сферах: 1.деятельности, 2.общении, 3. самосознании.
Общей составляющей всех трех сфер жизнедеятельности человека является процесс:
§ расширения,
§ умножения социальных связей индивида с внешним миром.
1. Деятельность – на протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. с освоением всё новых видов деятельности.
При этом у индивида происходит три важных процесса:
При этом у индивида происходит:
- ориентирование в системе связей деятельности и между ее отдельными видами
- центрирование вокруг главного и соподчинение всех остальных видов деятельности;
- освоение новых ролей и осмыслене их значимости.
2. Общениев контексте социализации следует расматривать со стороны расширения и углубления, т.к. общение неразрывно связано с деятельностью.
Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже
Углубление общения – переход от монологического общения к диалогическому, т.е. более адекватное (точное) восприятие партнеров по общению
3. Самосознание– становление в человеке образа его Я. Это контролируемый процесс, который не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.
Процесс социализации м.б. понят только как единство изменений всех этих трех сфер.
МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Принято выделять несколько социально-психологических механизмов социализации:
1) идентификация – это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим.
2)подражание – являющееся сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (манер, действий, поступков и т.д.);
3)внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;
4)социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее (“фасилитация” означает “облегчение);
5)конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении..
Так же относят процесс идентичности, который представляет собой отражение в сознании индивида его определяющие ее протекание.
СТАДИИ (этапы) СОЦИАЛИЗАЦИИ
Существуют различные подходы к выделению стадий социализации.
Представим их подробнее.
- Компромиссный подход, где в стадиях социализации учитываются как социологические, так и психоаналитические взгляды .
Как известно с точки зрения психоанализа, особое значения для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные не фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации в период именно юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятыми.
- Социологический подходакцентирует внимание на процессах усвоения человеком репертуаров социальных ролей, ценностей и норм, культуры, завоевания положения в той или иной общности.
Примером социологического подхода является точка зрения Андреевой Г.М. основанием для классификации стадий социализации личности служит отношение к трудовой деятельности.
Принято различать:
1. дотрудовую, 2. трудовую, 3. послетрудовую стадии (этапы) социализации.
Данный подход односторонен или однолинеен.
1. Дотрудовая стадия социализации включает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности и разделяется на два самостоятельных периода:
- ранняя социализация от рождения до поступления в школу (период детства);
- стадия обучения (имеется ввиду освоение принятой в данном обществе системы общих и обязательных для всех его членов знаний, навыков, умений, мировоззрения, стиля поведения и т.п.).
К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе.
Куда отнести ВУЗ? спорный вопрос
2. Трудовая стадия социализации включает период зрелости человека, весь период трудовой деятельности человека, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
3.Послетрудовая стадия социализации характеризуется разрешением проблем пожилого возраста, который рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. Сущностным признаком данного этапа социализации является изменение типа активности личности в этот период.
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭРИКСОНА.
Концепция Э. Эриксона о наличии 8 возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов – «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности и завершению периода социализации, приобретения соц опыта.
С точки зрения Э. Эриксона, последовательность стадий - результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. По Э. Эриксону, любой человек может пройти все эти стадии, к какой бы культуре он не принадлежал, все зависит оттого, какова продолжительность его жизни.
Институты социализации – это те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм, и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.
Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные и служебные коллективы и т.п.
Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.
Зависимость механизмов и институтов от хар-ра обществ. отношений
^ На дотрудовой стадии – семья, дошкольные детские учреждения, школа. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование черт маскульности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребёнка «образа – Я». Школа обеспечивает ученику систематическое образование, обязана подготовить человека к жизни в обществе. Школа расширяет возможности ребёнка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками.
Сверстники. Специфическая среда общения. Привлекательность её состоит в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда противоречит ему.
Вуз (студенческая группа).
^ На трудовой стадии – трудовой коллектив, организация.
Психология труда