Упражнение «Что лишнее в ряду?»
Ведущий предлагает детям посмотреть на рисунок и догадаться, что лишнее в каждом ряду (рис. 57).
Рис. 57
Рис. 58
Упражнение «Сосчитай всех животных»
Детям нужно обвести и сосчитать всех животных, изображенных на рисунке (рис. 58).
Упражнение «Сделай всех рыбок одинаковыми»
Дети дорисовывают рыбок так, чтобы все они стали одинаковыми (рис. 59).
Рис. 59
Упражнение «Найди картинки»
Детям нужно найти картинки с противоположными действиями и соединить их линиями (рис. 60).
Упражнение «комплименты»
Сидя в кругу, все берутся за руки, затем, глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых слов, можно за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
Спасибо всем!
На этом наше занятие завершается. До свидания!
Рис. 58
ЗАНЯТИЕ 22
Приветствие. Игра «ладошки»
См. занятие 14.
Сказка «Шапка-невидимка»
Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»
В «Лесной школе» появился еще один новый ученик., Это Мышонок.
Мышонок был очень способным ребенком. Об этом ему постоянно говорили мама с папой, а дедушка с бабушкой всегда восхищались им. «Самый умный, самый находчивый, самый веселый...» — твердили они ему. Пропищит Мышонок пронзительно, а дедушка ликует: « Ты просто соловей у нас!»
Перекувырнется Мышонок через хвостик, а бабушка радуется: «Ой, акробат!» Да и родители говорили, что он точно будет отличником, ведь учится почти с пеленок и все уже знает. И Мышонку на самом деле стало казаться, что он исключительный. Осталось только дождаться того дня, когда будет возможность доказать это всем жителям леса.
В «Лесной школе» его почему-то приняли без восторгов и восхищения. Учитель Еж спрашивал всех учеников. Если Мышонок выкрикивал ответ, перебивая школьников, учитель расстраивался и все равно дожидался ответа других учеников. Мышонок, конечно, тоже отвечал, но ему казалось, что недостаточно часто. И если ответ был верный, то Мышонок гордо вертелся во все стороны, чтобы насладиться вниманием одноклассников. Но ожидания не оправдывались: ни ученики, ни учитель не замечали «гениальности» Мышонка.
Тогда Мышонок решил удивить всех своим «соловьиным» писком. И это ему удалось/ Учитель внимательно и строго посмотрел на Мышонка, а ученики громко рассмеялись. «Вот, наконец-то, — думал Мышонок, — все заметили меня!» Он, забыл об уроке, начал мучительно думать, чем еще поразить окружающих. Особенно Мышонку понравилось, когда Белочка рассмеялась над его прыжком через хвостик во время урока. Только учитель не улыбался, он подошел и тихо спросил проказника:
— Почему ты нам мешаешь?
Но вместо ответа все услышали пронзительный писк Мышонка. Ребята - зверята смеялись, и Мышонок был счастлив. Когда за первоклассниками пришли родители, новый ученик чувствовал себя героем. Учитель Еж спросил у мамы и папы Мышонка, что могут означать его действия. Но увидев восхищение своим сыном в глазах у родителей, он призадумался: «Что же делать? Как помочь Мышонку стать настоящим учеником «Лесной школы»? Ведь пока он поступает, как маленький ребенок, а не как ученик/Как научить его быть терпеливым и выполнять школьные правила? Как научить Мышонка веселить всех на перемене, а не на уроке? Как научить его помогать, а не мешать своим товарищам? Как научить его радоваться успехам своих новых друзей?»
На следующий день учитель Еж начал урок с истории о «шапке-невидимке», которая хранилась в самом секретном месте кабинета директора школы. Эта шапка — невидимая, и она делает невидимыми тех, кто ее надевает. Еж «держал» ее в своих руках и готовился надеть на голову ученику, который всем мешает учиться. Мышонок захотел, чтобы надели ему, в ней он еще больше поразит окружающих. Еж с грустью подошел к парте Мышонка и дотронулся до его головы. Казалось, что ничего особенного не произошло, только ребята-зверята перестали обращать внимание на кривляния Мышонка, да и на звуки тоже. Мышонок старался проказничать изо всех сил, но потом ему это надоело (ведь никто уже не смеялся, не обращал на него внимания). Через некоторое время он стал прислушиваться к заданиям учителя. Пытался их выполнить правильно и захотел выйти с ответом к доске. Но его желания никто не заметил. Мышонок обиделся и надул щеки: «Ну и пусть, они еще пожалеют/» Наконец прозвенел звонок, началась перемена. Когда ученики ушли играть в коридор, учитель вновь дотронулся до головы Мышонка и «снял» шапку.
— Правда, грустно чувствовать себя в одиночестве, — тихо сказал Еж и добавил: — Порадуй ребят на перемене, поиграй, отдохни вместе с ними, а когда прозвенит звонок на урок, «шапка-невидимка» вновь вернется к тебе, пока ты не научишься помогать друзьям в учебе, а не мешать им.
Мышонок сидел молча и к ребятам играть не пошел. Он думал...
Так прошла перемена, потом прошел урок, на котором всем было интересно. Перед уроком математики Мышонок вновь остался в классе, не играл с ребятами и чувствовал себя самым несчастным. Но вдруг он заметил Белочку, которая никак не могла решить домашнюю задачку.
— Что, пропрыгала дома, а теперь пытаешься задачку решить? — ехидно спросил Мышонок.
— Нет, я вчера весь вечер решала, но ничего не получается! — обиженно ответила Белочка.
Мышонок подошел к Белочке и посмотрел ее решение:
— Хочешь, я помогу тебе?
Белочка молча кивнула. Они вместе справились с задачкой, и Мышонок вновь услышал звонкий, радостный смех Белочки и увидел благодарность в ее глазах! Никогда Мышонок не чувствовал себя таким нужным и взрослым! Ему было очень приятно!
На уроке математики Зайчонок отвечал у доски, а помогать ему учитель Еж пригласил Мышонка. И вновь Мышонок почувствовал себя нужным и увидел благодарность в глазах Зайчонка! Ведь он не отвечал за товарища, не перебивал его, а добавлял и вопросами помогал быстрее вспомнить необходимое. После того как учитель поблагодарил Зайчонка и Мышонка за хорошую работу и пригласил их сесть на места. Мышонок вдруг вспомнил про «шапку-невидимку».
— Что же с ней случилось, почему и куда она исчезла? — удивлялся Мышонок.
А учитель Еж и ребята-зверята дружелюбно улыбались.
После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.
Игра «Составь картинку»
Для этой игры ведущему потребуются: разрезанная на несколько частей пиктограмма «Самодовольство», целая пиктограмма «Самодовольство» (рис. 61).
Психолог предлагает детям собрать картинку и догадаться, какое чувство на ней изображено (после выполнения задания он показывает пиктограмму «Самодовольство»): «А вот еще одно лицо. Этот человек хочет с нами общаться или нет?.. Почему вы так решили?.. Как вы думаете, он хочет поиграть с кем-то в свою любимую игрушку или всем покажет и никому не даст?.. Да, этот человек, скорее всего, никому не даст свою игрушку. Чувство на его лице называется самодовольство. Да-да, когда вы хвастаетесь, на вашем лице появляется такое же или очень похожее выражение. Теперь по кругу мы с вами будем хвастаться, кто чем захочет. Можно хвастаться тем, что у вас есть, можно что-то придумать. Я начну... Замечательно!»
Рис.61
Игра со шляпой
Дети сидят в кругу. Ведущий включает музыку, и дети начинают передавать друг другу шляпу-невидимку. Как только ведущий останавливает музыку, тот из детей, у кого в этот момент оказалась шляпа, надевает ее на себя и проходит по кругу, изображая самодовольного Мышонка.
Упражнение «Сделай все мячики одинаковыми»
Детям нужно дорисовать все мячики так, чтобы они были одинаковыми (рис. 62).
Рис. 62