К 93 Куражева Н. Ю., Козлова И. А.
К 93 Куражева Н. Ю., Козлова И. А.
Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. — СПб.: Речь, 2007. — 240 с.
ISBN 5-9268-0621-6
В предлагаемой книге читатель найдет подробное описание психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к обучению в школе. В книге обобщены и структурированы различные подходы к психическому развитию ребенка дошкольного возраста; раскрыты основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе.
Книга будет интересна специалистам, работающим с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также родителям, которые хотят самостоятельно подготовить ребенка к обучению в школе.
Подписано в печать 30.06.2007.
Формат 60 х 88 1/1в- Объем 15 печ. л.
Тираж 2500 экз. Заказ № 1388
ООО Издательство «Речь»
199178, Санкт-Петербург, а/я 96, «Издательство "Речь"» Тел. (812) 323-76-70, 323-90-63
[email protected] Интернет-магазин: www.rech.apb.ru
Представительство в Москве: (495) 502-67-07, [email protected]
За пределами России вы можете заказать наши книги в Интернет-магазине www.internatura.ru
Отпечатано с готовых диапозитивов
в ГУП «Типография "Наука"» 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия, 12
ISBN 5-9268-0621-6
© Н. Ю. Куражева, И. А. Козлова, 2007
© Издательство «Речь», 2007
© П. В. Борозенец, обложка, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Описание программы
Структура и концептуальная основа
Основной метод воздействия
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет
Возрастные нормы психического развития детей 7 лет
Тематическое планирование психологических занятий
Программа психологических занятий
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Занятие 11
Занятие 12
Занятие 13
Занятие 14
Занятие 15
Занятие 16
Занятие 17
Занятие 18
Занятие 19
Занятие 20
Занятие 21
Занятие 22
Занятие 23
Занятие 24
Занятие 25
Занятие 26
Занятие 27
Занятие 28
Занятие 29
Занятие 30
Занятие 31
Литература
Приложение 1. Карта психологического развития ребенка
Приложение 2. Анкета для родителей
Приложение 3. Анкета для педагогов
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в массовом порядке наблюдается стремление многих родителей и педагогов дошкольных учреждений как можно лучше подготовить детей к школе. При многих общеобразовательных школах сегодня организованы специальные классы (группы), в которых ведется подготовка детей к обучению. В течение года дети один раз в неделю посещают занятия, направленные на усвоение тех первоначальных знаний, умений и навыков, которые облегчат им деятельность в период обучения в начальной школы.
На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста нет. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, отсутствует четкое разделение педагогических и психологических задач. В то же время большинство дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникает противоречие в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; раскрыть основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе. Это позволит достичь более эффективного взаимодействия между педагогом и психологом. Данная программа психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой набор стратегий, направленных на достижение определенных целей:
- развитие познавательных и психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения;
- развитие интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления; - развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;
- развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;
- развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе; - формирование позитивной мотивации к обучению.
И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА
Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс). На основании теоретического изучения психологических исследований, посвященных психологической готовности ребенка к обучению и психопрофилактике, направленной на преодоление механизмов возникновения школьной дезадаптации, была разработана комплексная программа «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Приключения будущих первоклассников"», содержащая элементы сказкотерапии, в структуру которой вошли модифицированные варианты развивающих программ для детей дошкольного возраста[1].
Повышение эффективности программы основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Методологической основой программы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации.
Согласно концепции интегральной социальной сущности человека индивид включен в социальную деятельность изначально, так как имеет внутренние предпосылки для этого. Человеческая социальность как основное свойство может и должна развиваться в свободном от принуждения диалоге с окружающими.
Первой и определяющей формой социализации выступает идентификация. Идентификация является основой двух других форм социализации — индивидуализации и персонализации. Сущность индивидуализации заключается в способах проявления и обретения индивидом его социальной неповторимости, приводящей к возникновению индивидуального стиля деятельности. Персонализация выражает способность человека пользоваться многообразием созданного им самим мира вещей для саморазвития и утверждения своей самобытности.
Ребенок не просто приспосабливается к ситуации, пассивно реагируя на систему воздействия. На основе возникших потребностей, сформированных качеств личности, усвоенного нравственного опыта он преломляет воздействие внешней среды и относительно осознанно занимает внутреннюю позицию. В каждом разделе программы все три формы социализации реализуются одновременно, хотя содержательно они представлены по-разному.
На занятиях необходимо создавать условия для переживания общности с другими, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности; стремиться подвести ребенка к переживанию собственной индивидуальности, ее неповторимости, уникальности; помогать ему в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения. Это является
основой для перехода ребенка на следующий уровень — персонализации, который характеризуется индивидуальным выбором поведения, формированием ценностных ориентации. Через социально ориентированную деятельность нужно стремиться направить ребенка на другой субъект социальной жизни, развить восприимчивость, эмпатию.
Особенность программы в том, что она направлена на развитие социально-перцептивных способностей и реализацию факторов развития (модально-специфических, произвольной регуляции, энергетического обеспечения и др.). Программный материал включает переход от первичной перцепции, основанной на восприятии сигналов первой сигнальной системы, к социальной перцепции, необходимой детям дошкольного возраста. Развитие социальной перцепции, эмоциональной сензитивности, эмоциональной близости служит основой механизмов развития мозговых структур, принимающих участие в акте общения и отвечающих за социально-эмоциональное развитие ребенка.
Построение программы и проведение занятий основывается на следующих принципах:
- системность подачи материала;
- наглядность обучения;
- доступность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала;
- комплексность построения занятий;
- активность участников;
- наличие обратной связи на занятиях;
- коммуникативная эффективность;
- обогащение жизненного опыта детей;
- доверие и анонимность;
- социально-личностное развитие.
В программе учтены возрастные особенности психики детей дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра).
В предложенной программе особое внимание уделено подбору литературных произведений сказочного содержания, предъявляемых в качестве стимульного материала. Специально подобранный стимульный материал на основе сказок является эффективным инструментом воздействия, способствующим формированию коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы. Продолжительность однократного занятия составляет 40 минут. Общая продолжительность программы — 30 часов и 2 диагностических занятия.
Программа построена таким образом, что содержание материала можно использовать в индивидуальных и групповых занятиях с детьми. Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребенка) и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем).
Образовательная программа «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Приключения будущих первоклассников"» разработана на базе кафедры специальной психологии Нижегородского государственного педагогического университета; НОУ ОЦ «ДИВО» г. Нижнего Новгорода. Программа апробирована в НОУ ОЦ «Диво» и школе №78 г. Нижнего Новгорода.
ОСНОВНОЙ МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ
Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Сказкотерапия является самостоятельной методикой, относящейся к библиотерапии, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения. Этот вид библиотерапии оптимален для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками.
В сказкотерапии возможно использование уже готовых сказок (народных, авторских), после восприятия которых проводится беседа с ребенком, где события сказки связываются с личным опытом ребенка, с его проблемами, а также составление психологом специально-направленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию ребенка. Последний вариант сказки по структуре и содержанию должен быть связан с жизнью и трудностями ребенка.
Сказка удовлетворяет три доминирующие психологические потребности ребенка:
1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2. Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. В сказке «некто», маленький и слабый вначале, к концу превращается в сильного, значительного и самодостаточного героя.
3. Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии: куда-то идет, от кого-то убегает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то борется, кому-то помогает и т. д. Дети охотно принимают предложения поиграть в сказку. На занятиях нет разницы между сказкой и игрой: сказка плавно переходит в игру, игра в сказку. Сказка, в сущности, есть не что иное, как фабула игры, — независимо от того, была эта игра сыграна или нет.
Психологическое занятие с дошкольниками можно разделить на три этапа.
Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой, задействуя все репрезентативные системы. Рассказывая сказку, необходимо выражать подлинные эмоции и чувства, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и обман. Основные моменты необходимо выделять соответствующей интонацией голоса, громкостью или паузой.
Второй этап (активизация и развитие познавательных процессов). Акцент делается на развитии познавательных психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
Третий этап (эмоционально-эстетический). Предусматривает смысловую законченность (начало и конец занятия должны быть взаимосвязанными); применение нетрадиционных форм организации обучения, где дети
могут проиграть те или иные ситуации, предложенные психологом, высказывать свободно свои мысли и чувства.
Рассказ сказки обычно сопровождается инсценировкой сюжета. По ходу сказки взрослый действует куклами, от имени кукол представляет детям проблемные ситуации. Дети не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они то придумывают ее продолжение, то пробуют сами разрешить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить. После прослушивания сказки можно постепенно подойти к ее обсуждению, используя приведенную ниже схему. Цель работы на этом этапе — вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их личный опыт.
Каждое занятие должно быть посвящено одной теме. Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.
ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ
Память
Зрительная образная: объем — 7-8 предметов.
Слуховая образная — 7 звуков.
Слуховая вербальная — 7-8 слов.
Тактильная — 7 предметов.
Словесно-логическая. Произвольность памяти.
Внимание
Объем — 7-8 предметов.
Устойчивость — 25-30 минут.
Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения.
Воображение
Творческое: способность изменять сюжет сказки, сочинять свои сказки с использованием выдуманных персонажей, умение преобразовывать один предмет в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов.
Интеллектуальная сфера
Анализ
- Умение устанавливать причинно-следственные
связи.
- Умение находить решение проблемных ситуаций.
- Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
- Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
- Выполнение заданий: «найди девятое», «логические цепочки» по 3 и более признакам.
- Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Способность составить целое из 9 частей без образца, из 12 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений
Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка:
- Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.
- Выполнение сериации по всем свойствам предметов.
- Умение выстраивать серию из 8-10 последовательных картинок.
- Выполнение операции классификации по существенным признакам.
Волевая сфера
- Способность принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.
- Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
- Умение планировать свою деятельность. - Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Личностная сфера
- Умение критически относиться к своим поступкам.
- Появление элементов рефлексии, устойчивой самооценки.
Новообразования
- Внутренний план действий.
- Произвольность всех психических процессов.
- Возникновение соподчинения мотивов.
- Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
- Возникновение первой целостной картины мира.
- Появление учебно-познавательного мотива.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Сентябрь | Сказки для школьной адаптации: 1. Создание «Лесной школы» 2. Букет для учителя 3. Смешные страхи 4. Игры в школе |
Октябрь | 5. Школьные правила Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды: 1. Собирание портфеля 2. Белочкин сон 3. Госпожа Аккуратность |
Ноябрь | 4. Жадность 5. Волшебное яблоко (воровство) 6. Подарки в день рождения Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям: 1. Домашнее задание |
Декабрь | 2. Школьные оценки 3. Ленивец 4. Списывание 5. Подсказка |
Январь | Сказки о здоровье, в том числе психическом: 1. Обманный отдых 2. Бабушкин помощник 3. Прививка 4. Больной друг |
Февраль | Сказки о школьных конфликтах: 1. Ябеда 2. Шапка-невидимка (демонстративное поведение) 3. Задача для Лисенка (ложь) 4. Спорщик |
Март | 5. Обида 6. Хвосты (межгрупповые конфликты) 7. Драки 8. Грубые слова |
Апрель | 9. Дружная страна (межполовые конфликты) 10. В гостях сказки 11. Диагностика 12. Диагностика |
ЗАНЯТИЕ 1
Приветствие. Игра «Давайте познакомимся»
Игра проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени и берет у психолога любую понравившуюся ему цветную полоску (из бумаги), на которой взрослый записывает имя ребенка и с помощью степлера надевает именной браслет на руку. Остальные дети хором проговаривают имя участника, ставшего обладателем браслета. После того как каждый из детей получит именной браслет, психолог предлагает детям прокатиться на поезде.
Игра «Поезд»
Дети изображают вагоны, ведущий — паровоз. Паровоз двигается ритмично, с песенкой, останавливаясь на каждой станции — у вагонов, собирая детей в поезд. Поезд ездит в разном темпе с ритмичными движениями и проговариванием звуков «чух-чух», «ту-ту-ту»: тише — медленнее; громче — быстрее. Каждый последний в поезде ребенок во время остановки спрашивает, обращаясь к ребенку, около которого остановились: «Как называется станция?» Тот отвечает (называет свое имя), и его приглашают сесть в поезд. Все вместе дают гудок к отправлению: «Ту-у-у». Одновременно выполняют движение рукой, согнутой в локте, сверху вниз.
Поезд прибывает на лесную поляну. Детей приглашают в комнату, где оборудовано место для показа кукольного спектакля. Декорации на ширме обозначают, что действие спектакля происходит на лесной поляне. Разыгрывается начало сказки «Создание "Лесной школы"».
Сказка «Создание "Лесной школы"»
Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.
Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для «живого уголка» еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки...
Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...
И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.
Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоя-
щую школу для зайчат, лисят, волчат, мышат и других зверят. Учитель Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники — книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать.
Сорока принесла в «Лесную школу» блестящий звонкий колокольчик.
— Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? — спросил у Сороки сторож Крот. — Ведь в школе не играют, а учатся!
Сорока важно ответила:
— Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.
— А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина?! — удивился Крот.
— Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок — значит, пора на урок. А если на уроке звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! — затрещала Сорока.
— Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?
— Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, — ответила Сорока.
— Это верно! — подхватил Еж. — Именно так делают настоящие школьники.
— Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? — заволновался Крот.
— Придут в школу и узнают! — вновь затрещала Сорока.
— Да, — подтвердил Еж, —узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.
Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают:
— Пора, пора! — объявляет всему лесу клен.
— В школу, в школу! — шепчет березка.
После того как дети прослушали сказку, ведущий обращается к «учителю Ежу».
— Посмотри, учитель Еж,это наши ребятки, они тоже хотят учиться в Лесной школе. Познакомься: это Сашенька, это Мишенька... Психолог называет по имени каждого ребенка.
— Ребята, я к вам обязательно еще приду! Мы будем вместе учиться и играть! А сейчас мне пора уходить. До свидания, ребята, до новых встреч!
«Учитель Еж» прощается с детьми. Каждому подает лапку, каждого называет по имени, говорит что-нибудь доброе.
Игра «ветер дует на...»
Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на...». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, задания могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются вместе. «Ветер дует на того,укого...естъсестра», «...кто любит животных», «.. .кто много плачет », «.. .у кого нет друзей» и т. д.
Ведущего необходимо менять, давая возможность каждому ребенку побыть в его роли.
Упражнение «Раскрась ежика»
Детям нужно раскрасить ежика в соответствии с условными обозначениями, приведенными на рисунке (рис. 1).
Рис.1
Рис.2
Игра «Доброе животное»
Ведущий: «А теперь встаньте в круг и давайте поиграем в "Доброе животное". Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук — делаем шаг вперед, тук — шаг назад. И еще раз тук — шаг вперед, тук — шаг назад».
Спасибо всем!
На этом наше занятие завершается. До свидания!
ЗАНЯТИЕ 2
Приветствие. Игра «Делай, как я»
Ведущий: «Давайте начнем наше занятие вот с чего. Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и прохлопаю его в ладоши. Можно топать ногами или делать что-то еще, но так, чтобы все сидящие в круге смогли повторить ваши действия. Итак, я называю свое имя и прохлопываю его, а все остальные повторяют за мной... Отлично! Продолжит тот, кто сидит справа от меня» и т. д. v
Сказка «Букет для учителя»
Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»
В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для сынишки. Зайчонок собрался завтра в школу, а портфеля нет. Как же ему книжки да тетрадки носить?Белка обещала помочь. Она своей дочке-то портфель настоящий смастерила, с отделениями, с ремешками и кармашками.
А Медведица трудится над костюмчиком для Медвежонка: «Ведь в школу надо нарядным идти, как на праздник», — ласково приговаривала она, отглаживая белый воротничок у рубашки.
Лисичка волнуется: «Надо Лисенка помыть, расчесать, красиво и аккуратно хвостик уложить, а его все нет, все где-то с Волчонком играет!»
Но Лисенок, Волчонок и Медвежонок вместе с Белочкой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Наши будущие первоклассники в лесу собирали букет для своего учителя. Собирали и разговаривали.
— Ой, Белочка, как же ты будешь в школе учиться? Ты все прыгаешь да прыгаешь, — волновался за подружку Лисенок.
— Не знаю, — ответила Белочка, — я действительно не могу усидеть на месте спокойно.
— Ничего, — успокоил ее Зайчонок, — там, говорят, перемены будут, вот на них и попрыгаешь.
— Перемены? — удивился Волчонок. — А мне папа говорил, что в школе будут уроки, на которых мы будем учиться, узнавать что-то новое.
— Это правильно! — поддержал друга Медвежонок. — Для этого мы в школу-то и идем.
— Да, но все время учиться, долго сидеть за столами мы не сможем, устанем, — объяснял Зайчонок, — поэтому придумали перемены, где можно отдохнуть, поиграть.
— Поживем — увидим, — проворчал Медвежонок, — а сейчас давай цветы самые красивые выбирать, чтобы Учителю-Ежу понравились.
—А какой он — учитель? — поинтересовалась, Белочка. — Добрый он или злой?
— Незнаю... — размышлял Волчонок. — Самое главное, мне кажется, чтобы он был умным, чтобы много знал и умел.
— А я хочу, чтобы добрым был, — продолжала Белочка, — чтобы все разрешал.
— Представь себе, что тогда за уроки будут ?! — удивился Лисенок. — Одному разрешили кричать, другому скакать, а третьему в игрушки играть!
Все ребята-зверята весело засмеялись.
— Мне хотелось бы учителя доброго, но строгого и справедливого, чтобы смог понять и простить, помочь в трудную минуту и чтобы на уроке с ним было интересно, — закончила свои рассуждения Белочка.
— Да, это было бы хорошо... — подтвердил Медвежонок.
— А мне кажется, что каждому из нас свой учитель мечтается, — тихо произнес Зайчонок.
— Ты что-то загрустил, Зайчонок, боишься? — удивился Волчонок. — Смелее! Пусть будет учитель такой, какой он есть, а не выдуманный!
— А мне мама говорила, что в учителя идут только те, которые любят детей и хотят их многому научить! — воскликнула Белочка.
— Ой, ребята, смотрите, какой у нас большой и красивый букет получился! — обрадовался Лисенок.
«Наверное, нашему учителю будет очень приятно!» — подумали завтрашние первоклассники.
После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного и выполнить задание «Букет».
Рис.3
Упражнение «Букет»
Назови цветы, которые здесь изображены (рис. 3). Найди среди них такие, которые встречаются только один раз.
Упражнение «Профессии»
Детям нужно назвать профессию и род занятий каждого человека, изображенного на картинке (рис. 4), а затем показать стрелкой и рассказать, кому какие предметы понадобятся в работе.
Рис.4
Игра «Составь картинку»
Для этой игры ведущему потребуются: разрезанная на несколько частей пиктограмма «Радость», целая пиктограмма «Радость» (рис. 5), фотографии людей, испытывающих чувство радости.
Психолог просит детей собрать картинку и угадать, какое чувство на ней изображено. После выполнения задания детьми он показывает пиктограмму «Радость»: «Как вы догадались, что это радость?.. Конечно, глаза чуть прищурены, на лице улыбка. Посмотрите на эти фотографии. Какое чувство испытывают эти люди? Kak вы догадались?.. Попробуем изобразить радостных учеников. Маша изобразит радостного Волчонка...»
Рис.5
Рис.6
ЗАНЯТИЕ 3
Приветствие. Игра «все, кого зовут...»
Ведущий: «Сейчас мы с вами будем играть в игру "Все, кого зовут..." Внимание! Все, чьи имена я буду называть, должны быстро выйти в указанное место в комнате и выполнить задание. Начали!» Дети, чьи имена называются, выбегают и выполняют указания ведущего.
Сказка «Смешные страхи»
Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»
Наступило первое сентября. Каждому ученику понятно — В этот день дружно идем в школу! А для первоклассников — это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом.
Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, еще теплый ветерок подгонял их в пути. Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе.
Около школы учеников встречал учитель Еж, Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. «Спасибо!» — произнес учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками.
Сорока шумно приветствовала учеников звонком, который эхом разнесся по всему лесу.
— Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! — торжественно произнес Еж.
Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись и смело нашли себе подходящее место.
— На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, — спокойно произнес Еж. — Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься.
Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дрожащие ушки. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.
— А как тебя зовут ? И чем ты любишь заниматься? — прозвучало над заячьим ушком.
— Я? Не-не-не знаю! — дрожащим голосом прошептал Зайчонок.
— Кто тебя так напугал? — забеспокоился Учитель.
— Бра-братишка... — ответил Зайчонок, — он сказал, что в школе меня проучат как следует да еще будут наказывать хворостинками.
Все первоклассники рассмеялись.
— А что еще рассказывал твой братишка про школу? — продолжал спрашивать Еж.
— Он говорил... — уже смелее произнес Зайчик, — что у вас очень острые иголки и что непослушных учеников вы больно ими колете.
Еж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.
— Да, твой братишка — фантазер! — с улыбкой сказал учитель Еж. — Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.
— Наверное... — уже спокойно отвечал Зайчонок, — еще он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать.
— А ты любишь бегать и прыгать?— уточнил учитель.
— Очень! — радостно ответил Зайчонок.
— Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене будешь помогать организовывать подвижные игры для отдыха.
После этих слов прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил ребят в коридор отдохнуть.
Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.
После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.
Игра «Составь картинку»
Ведущему потребуются: разрезанная на несколько частей пиктограмма «Страх», целая пиктограмма «Страх* (рис. 8), фотографии людей, испытывающих страх.
Ведущий: «Давайте вспомним, о каком чувстве мы с вами говорили на прошлых занятиях?.. Да, о чувстве радости. Что нам помогало определить это чувство?.. Да, это выражение лица, интонация голоса. А теперь попробуйте собрать другую картинку и догадайтесь,
Рис.7
Рис.8
какое чувство здесь изображено (когда дети выполняют задание, ведущий показывает пиктограмму с изображением страха)? Посмотрите на эту фотографию. Как вы думаете, какое чувство испытывает этот ребенок? Смотрите внимательно... У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Его правая рука выставлена вперед. Он как будто бы хочет что-то оттолкнуть или отгородиться от кого-то. Какое же это может быть чувство?.. Да. Это чувство страха. Попытаемся изобразить испугавшегося зайчонка».
Игра «Бывает, не бывает»
Ведущий: «В конце нашего занятия мы с вами поиграем в игру, которая называется "Бывает, не бывает". Внимание! Сейчас мы с вами узнаем, что же бывает, а чего не бывает летом, осенью, зимой и весной. Если я говорю правду — вы хлопаете один раз в ладоши, если неправду — вы топаете один раз ногой».
Спасибо всем!
На этом наше занятие завершается. До свидания!
Рис.9
ЗАНЯТИЕ 4
Упражнение «лабиринт»
Дети помогают мальчику найти дорогу в Лесную школу (рис. 12).
Упражнение «Времена года»
Дети соединяют каждую предметную картинку с изображением определенного времени года, объясняют свои действия, перечисляют знакомые признаки всех сезонов (рис. 13).
Спасибо всем!
На этом наше занятие завершается. До свидания!
Рис.10
Рис.11
Рис.12
Рис.13
ЗАНЯТИЕ 5
Сказка «школьные правила»
Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»
На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников