Тема: Организация деятельности преподавателя психологии.
План:
1. Психологическое просвещение в работе преподавателя психологии:
А) Формы и методы психологического просвещения;
Б) Работа с родителями;
В) Работа с учителями и учащимися.
2. Занимательная психология в преподавании;
3. что входит в организацию деятельности преподавателя:
А) Виды деятельности;
Б) разнообразие учебных программ;
В) Подготовка к занятию.
4. Подготовка преподавателей психологии в ВУЗе:
А) Преподавание психологии в ВУЗе;
Б) Функции преподавателя;
В) Знания, умения, навыки, способности и личностные качества преподавателя.
Вопрос.
Одна из важнейших функций психолога – психологическое просвещение. Его основные цели:
1. Знакомство населения с основами психологии личности, общения, деятельность, самообучения и самовоспитания;
2. Популяризация и разъяснение новейших психологических объяснений особенно в области обучения и воспитания;
3. Формирование потребности в психологическом знании и – лавное – использование их в повседневной жизни.
Формы просвещения таковы: научно – популярные лекции, беседы, семинары, выставки, встречи с психологом и т.д.
При проведении просветительской работы следует учитывать особенности преподнесения информации и методы преподнесения ее:
1. Доброжелательность должна выражаться в открытости для слушателя в искреннем желании психолога поделиться знаниями;
2. Содержание, формы и методы преподнесения информации должны соответствовать интеллектуальному уровню, возрастными и профессиональными особенностями аудитории.
3. Научность, то есть невозможность ни при каких обстоятельствах использовать оккультизм, знахарство, колдовство, гипноз.
4. Практическая необходимость и целесообразность для аудитории представляемого материала.
Наиболее перспективной в смысле просвещения стала работа со школьниками, учителями, родителями, руководителями производства, предприятий, менеджерами.
В работе с родителями целью просвещения должно стать не просто знание о закономерностях развития ребенка и его психики с последующим учетом его воспитания, но и научение пониманию ребенка умение ладить с ним.
Одна из самых эффективных форм работы с родителями организация психологического лектория. Однако, лекторий – это не цикл лекций (устаревшее представление), содержании его включает 2 части теоретическую и практическую. Теоретическая – это и есть научно – популярная лекция практического психолога с интересными содержательными характеристиками. При подготовке лекции следует помнить о таких возможных ее недостатков: теоретическое содержание без показательных примеров; голые советы без теоретических обоснований и аргументов; анализ поступков и ситуаций от собственного имени; неучет возраста, уровня развития и интересов слушателя. Родительская аудитория трудна для психолога: 1 категория родителей не осознает необходимости психологических знаний, так как уверена, что делает все правильно, воспитывает как их воспитывали (таких родителей сложно переубедить). Другая категория беспомощна перед лицом трудностей. Они не понимают ребенка, не знают, как грамотно его воспитывать и не пытаются что-то предпринимать (их нужно воодушевить, научить и показать, что они многое умеют).
Трудности будут связанны с ложными представлениями о закономерности психики ребенка, родители не могут переструктурировать отношения с учетом возраста ребенка, считают строгость панацеей от всех бед и т.д.
Кроме лекций теоретическая часть лектория включает беседы, обсуждения ситуаций, «круглые столы». Тематику лектория нужно планировать с родителями, учитывая конкретный возраст их детей, так как лекции общего характера, а воспитательные, как правило, неэффективны.
Формами практической части лектория могут быть: практикумы по обсуждению жизненных ситуаций, которые беспокоят родителей; занятия в вопрос - ответной форме, причем вопросы родителей нужно собрать заранее; тренинги.
Мало используются в работе с родителями практика обучения их оказанию помощи ребенку в учении: надо научить родителей руководить самостоятельной работой ребенка дома, тренировать их память, проявление эмоций. Диагностика занятия могут помочь родителям изучить ребенка, замечать малейшие изменения. С этой целью можно организовать развитие родительской наблюдательности.
Родительский лекторий будет неполным, если в нем не будет индивидуального консультирования, правила которого требуют соблюдать следующее:
1. Консультирование проводится в отдельном понимании сугубо индивидуально; никто не должен мешать, родители приходят к строго назначенному времени.
2. Доброжелательность – главное условие в установлении доверия и контакта.
3. Решение5 принимается только совместно;
4. Окончание беседы – всегда с надеждой на лучшее;
5. Планирование следующей встречи обязательно, чтобы знать, что изменилось в отношении и в ребенке.
Психологический лекторий для учителей обычно бывает эффективным в силу большой загруженности, недостаток времени, психологической литературы.
Учителя с неохотой посещают лекции, не считая их актуальными и относящимися к их профессиональной деятельности.
Для учителей лучше проводить проблемные лектории с циклом теоретических практических занятий на полгода или год, причем лучше проводить занятия раздельно для учителей начальных классов и средней школы. Темы таких полугодовых лекторий могут быть следующие: трудности подросткового возраста с привлечением к занятиям сексологов, наркологов, работников служб социальной защиты. Проблемы младшего школьного возраста; повышение коммуникативной культуры учителя. Популярные сегодня тренинги и ролевые игры весьма полезны, но они не должны становиться единственной формой работы с учителями. Систематическими должны стать обзоры психологической литературы, практические конференции для учителей.
Просветительской работа с учащимися включает факультативы, вечера, КВНы, научно – практические конференции, лекции, стенную печать с психологической тематикой.
Вопрос.
Занимательная психология – одно из самых эффективных средств повышения мотивация учения. Элементы занимательности безусловно должны сопровождать любые формы преподавания психологии. Педагоги не должны ограничиваться лишь аудиторной работой со студентами, ведь ограничение познавательным потенциалом обладают внеаудиторные формы занятий. Они могут быть разнообразными: 1. Лекции с занимательной тематикой (загадки сновидений, экстрасенсорикой в жизни человека, психология символов); 2. Тематические вечера (загадки памяти, знакомая незнакомка, вечер цвета, здравствуйте девочки, вечера вопросов и ответов); 3. Организация факультативов и кружков, научных обществ студентов или школьников со специальными программами по таким, например, курсам внушения, самовнушения, гипноз, межличностное общение. 4. Небольшие экспериментальные исследования с демонстрацией опытов силами студентов в рамках школы это может быть в помощь школьному психологу. Например, даже старшим школьникам можно поручить диагностику самооценки, межличностных отношений под руководством психологов. 5. Психологическая газета. Она должна быть стенная рубрики многообразны и кратки по содержанию. 6. Неде5ля психологии как предметная неделя. В течении недели в группах и классах проходят перечисленные выше формы работы. Конец недели заключительный КВН или Что? Где? Когда?
Чтобы вечер или КВН прошли удачно, нужен материал, биография ученых, их высказывания, афоризмы, стих, конкурсы, викторины, шутки, игры, каламбуры, причем весь этот материал используется строго по плану мероприятия.
Вопрос.
Преподаватель психологии, как правило, выполняет 3 вида деятельности: обучающую, научно – методическую, исследовательскую.
Обучающая (дидактическая) деятельность направлена на обеспечение усвоения студентами системы научных понятий, методов, законов науки. Для реализации этой цели предполагается проводить большую подготовительную работу: 1. Знакомится с учебно-методической литературой, учебным планом, ГОСТ (образцами), программой курса, учебниками, специальными методическими пособиями по курсу, монографиями, исследованиями, статьями; 2. Планирует учебный курс в соответствии с количеством часов и составляет календарный план; 3. Осуществляет планирование и подготовку лекций, семинаров, лабораторно-практических занятий, самостоятельной работы студентов.
Целесообразно составить полный план, включающий все структурные единицы, и на весь срок обучения. Только тогда преподаватель сможет ориентироваться в материале как некоем целостном объекте.
4.Готовит конспекты занятий. Учебный материал сортируется, выделяются теоретические положения, иллюстративные примеры (в тексте они выделяются пространственно или подчеркиваются). Преподаватель обращает внимание на новые термины, имена ученых, их труды, которые следует рекомендовать для изучения студентам. Он также продумывает возможность использования самых разнообразных средств обучения (наглядных, технических и др.). задания для самостоятельных работ студентов и список рекомендуемой литературы. Весь подготовленный текст преподавателю желательно прочитать в соответствующем темпе и обязательно пересказать. После прочтения лекции или проведения другого занятия преподаватель проводит рефлексивный анализ, отмечая свои удачи и промахи, стараясь не допускать их и впредь.
Целью нучно-методической деятельности преподавателя является овладение методами обучения, их совершенствования.
К этой же работе следует отнести поиск и переработку методической литературы, знакомство с опытом работы коллег, «взаимопосещение занятий», накопление и обобщение собственного опыта, создание и апробация собственных методических работ.
Исследовательская деятельность заключается в том, что помимо преподавания каждый преподаватель ведет научное исследование по избранной им теме: это может быть тема кандидатской или докторской диссертации. Этот вид деятельности обязателен для каждого преподавателя. Он включает как составляющую публикацию статей в журналах, издание монографий, научно – исследовательских книг, участие в научно – практических конференциях в публикации тезисов(не менее 2 – 3 раз в год) и т.д.
Научная деятельность преподавателя способствует профессиональному и личностному росту, развивает творческие способности, обеспечивает самоактуализацию личности и повышает уровень преподавания.
Все три вида деятельности взаимосвязаны, но развиты не в одинаковой мере: кто-то в большей степени занят организацией обучения, кто-то совершенствует методическую сферу деятельности, кто-то большее время уделяет исследовательским разработкам, прикладному аспекту научной деятельности – все зависит от индивидуальности педагога, но гармоничное сочетание оптимально или предпочтительно.
ВУЗовский преподаватель вынужден обладать способностью легко и быстро осваивать курсы новой дисциплины, потому что многообразие психологических школ не позволяет всем работать по единой учебной программе.
Преподаватель вынужден составлять учебные программы самостоятельно в соответствии с особенностями ВУЗа, факультета, количества часов на дисциплину и т.д. предположительно в его учебной нагрузке есть новый курс, включающий определенный уровень часов лекций, семинаров, которые он обязан выполнить в течении семестра или учебного года. Если не существует учебных программ, по этому курсу педагогом самостоятельно составляется учебная программа. С недавнего времени весь комплекс учебного процесса оформляется в УМК – учебно-методическом комплексе, включающего множество разделов, в том числе и учебную программу.
Прежде, чем приступить к составлению учебного курса преподаватель выясняет цели курса, его необходимость, возможности аудитории, с которой будет работать и возможности реализации (место, время, состояние преподавателя). Далее составляется содержание курса: формулируется его название и определяет продолжительность в часах и каждой его темой. Планируются разделы курса и каждый раздел разбивается на темы. Содержание каждой темы разбивается на мелкие, но существенные вопросы. Если теоретический курс сопровождается практикумом, то программа включает практические и лабораторные занятия, причем к каждой теме.
К каждой теме курса в программе указывается литература. Курс разрабатывается детально с содержанием каждого занятия. Программа сопровождается краткими методическими сведениями, а в приложении содержится список тем и заданий для самостоятельной работы студентов, вопросы для самоконтроля, индивидуальные задания, полный список рекомендованной литературой, основная литература иногда дается с аннотациями.
Такая программа входит составной частью в УМК. Оформление программы включает титульный лист, объяснительную записку (для чего предназначена программа, ее цель, в чем ее специфика – для каких студентов и для чего она составлена, что включает в себя – общее количество часов, из них лекций и самостоятельной работы); учебно-тематический план(см. таблицу ниже) содержит программы (,раздел I, тема 1, вопросы входящие в тему); список литературы, приложения(вопросы к зачетам и экзаменам по данному курсу).
Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | |||
лекции | семинар | ЛПЗ | С/р студентов | ||
1. 3. 4. | Раздел I Методика преподавания психологии в школе Тема 1 Предмет, цели и задачи курса Тема 2. ….. Тема 3….. | - - | |||
5. | Раздел II Тема 1 | ||||
Итого |
Подготовка преподавателя к занятиям начинается с составления учебно-тематического плана, в котором весь учебный материал разбивается на порции соответственно отведенным часам и видам занятий.
Целесообразно разбивку делать по 2 часа, чтобы рационально спланировать все время.
Учебно-тематический план составляется в расчете на дневное отделение, а в его основе конструируются планы вечернего или заочного отделения.
Содержание плана дневного отделения должно полностью войти в содержание плана у заочников. Но у заочников большинство тем выносится на самостоятельное изучение. Учебно-тематический план на весь семестр или на весь учебный год позволяет подготовить весь аудиторный материал , продумать задания для самостоятельной работы студентов и требований к ним, указать сроки выполнения заданий, формы отчетности, дать критерии.
Только после того как учебно-тематический план готов полностью, можно приступать к разработке плана. Для этого необходимо ознакомится с изложением данной темы не менее чем в 3 – 5 учебниках, нескольких монографиях, статьях из журналов. На основе изучения материала по всему его объему следует составить очень подробный, объемный план лекции
План по любому психическому процессу.
1. Определение и сравнение понятий, функции;
2. Физиологические основы;
3. Виды психического феномена;
4. Свойства и специфика, характеристики;
5. Теории о данном психическом явлении;
6. Методы изучения;
7. Онтогенез, развитие, патология и коррекция.
Далее определяется, какие из вопросов этого плана будут изложены в лекциях, какие будут даны в семинарских занятиях, какие в лабораторно-практических занятиях, какие – на самостоятельной работе. При подготовке к зачету преподаватель обязан сформулировать темы для самостоятельного изучения, дать им план, чтобы они не упустили существенные моменты темы, обязательно указать соответствующую плану литературу. Указать сроки выполнения и форму отчетности студентам.
Подготовка содержание темы начинается с просмотра научно-популярной литературы. Из-за большого объема источников преподаватель должен фиксировать самые существенные моменты каждого из просмотренного материала, чтобы просмотр в следующий раз был компактен. По крайней мере источники должны фиксироваться: автор, выходные данные, аннотация, просмотр оглавления с целью фиксации тех разделов, глав, параграфов, которые могут войти и в содержание лекции, и как пункт ее плана, далее следует быстрый просмотр с фиксацией интересных примеров из нее, схем, графиков, цитат с обязательным указанием страниц. Такой материал пригодится и при подготовке к семинарам и лекциям. Такие карточки и сведения в целом хранится в домашней картотеке. Важно научить правильно, работать с книгой.
Первоначально молодые преподаватели должны излагать весь материал лекции очень подробно в виде конспекта.
Та часть лекции, которую студентам необходимо записать должна выделяться цветом, знаками и т.п. Фразы в тексте лучше подбирать лаконичные, новые термины, запись на доске их обязательна. Объяснения лексического значения обязательна. Продуманное изображение на доске также обязательно. В тексте лекций теоретические положения должны быть визуально отделены от иллюстрирующих их примеров (пространстенно). Опытные преподаватели, чтобы не быть прикованными к столу или к кафедре носят с собой блок карточек. Теперь можно подумать и о манере изложения текста.
Текст полезно прочитывать вслух, стараясь выделять интонационно или замедлением темпа тексты, которые студентам необходимо записать. На первых парах можно использовать пантомимические способы, жесты, позу.
В результате работы по подготовке к занятию будет собираться методический материал. Поскольку его следует хранить, то можно ограничить себя поиском учебной, методической литературы, словарями для домашней профессиональной библиотеке. Остальной методический материал можно систематизировать по разным основаниям, соответственно определенным темам курса и извлекать нужное для конкретного вида занятий материал к теме.
У каждого преподавателя в ходе работы должны сложиться требования разных видов и форм заданий, которые предварительно даются или объявляются студентам на организационной части первого занятия.
Вопрос.
Традиционно во многих странах мира психологию преподают ученые и практики психологии, так как для ВУЗа важна научная классификация преподавателя.
В ВУЗе преподают педагоги имеющие дипломы, подтверждающие ученую степень, кандидаты или доктора психологических наук или практического психолога высшей профессиональной квалификации. Преподавательские должности таковы: декан факультета, заведующий кафедрой, профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент.
Заведующего кафедрой назначают перспективного в научном плане, а деканом человека хорошо пишущего отчеты и умеющего организовать деятельность студентов.
Как в России, так и в других странах мира подготовка преподавателя психологии для ВУЗов осуществляется в системе послевузовского профессионального образования. В 2001 году вышло Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования. В этом и других документах зафиксировано, что докторантура, аспирантура, адъюнктура – это основные формы послевузовского повышения уровня образования. Соискательство также является формой работы над диссертациями (кандидатской, докторской), но без зачисления в докторантуру, аспирантуру.
Целенаправленное обучение методике преподавания психологии в ВУЗах не проводится, но в связи с необходимостью организуется изучение дисциплины, готовящих к преподаванию методики (педагогика высшей школы, психология высшего образования).
Профессиональная квалификация работников ВУЗа определяется такими критериями как: базовое высшее образование, ученая степень (кандидат психологических наук или доктор психологических наук), ученого звания доцента или профессора, научные работы, отраженные в количестве и качестве научных публикаций и педагогическая работа.
В сфере практической психологии существует система оценки уровня профессиональной квалификации, включающей в себя вторую, первую, высшую квалификационную категорию. Повышение квалификации проводится не реже 1 раза в 5 лет. Через обучение, стажировки, участие в работе семинаров, защиты диссертаций.
Чтобы добиться успеха преподаватель должен обладать рядом умений и способностей: знать предмет (быть научно компетентным), быть интеллектуалом, уметь ясно излагать мысли, обладать артистизмом, ораторскими умениями, уметь создавать учебную мотивацию студентов, быть способным к рефлексии преподавательской деятельности, обладать умениями наблюдательности и понимании других.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 4
1. Предмет психологии как науки.. 4
2. Естественнонаучные основы психологии.. 7
3. Психология на современно этапе и ее связь с другими науками.. 10
4. Принципы, задачи и структура современной психологии.10
5. Методы психологических исследований.12
6. Общее понятие о деятельности. Структура деятельности.. 15
7. Освоение деятельности.. 18
8. Основные виды деятельности.. 19
9. Понятие о личности.. 20
10. Структура личности.. 21
11. Активность, направленность и самосознание личности.. 23
12. Внимание как общий компонент всех психических процессов.27
13. Физиологические основы внимания.27
14. Виды внимания. 28
16. Развитие внимания школьников.29
17. Ощущение как источник познания. Рефлекторная природа ощущений.30
18. Виды ощущений. Классификации ощущений.31
19. Свойства ощущений.31
20. Восприятие как перцептивная деятельность. 33
21. Эмпирические характеристики восприятия. Классификации восприятия. 34
22. Сравнительная характеристика форм чувственного познания - ощущения и восприятия. 35
23. Понятие о памяти. Теории памяти. Память и деятельность личности.. 36
24. Физиологические основы памяти.38
25. Виды памяти.38
26. Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти.39
27. Общее понятие о мышлении. Основные особенности мышления. 40
28. Мышление и решение задач.. 41
29. Операции мышления.42
30. Формы мышления. 42
31. Виды мышления. 43
32. Способы активизации мышления.44
33. Понятие о воображении.45
34. Способы создания образов воображения.46
35. Виды воображения.46
36. Понятие о чувствах.. 47
37. Физиологические основы чувств. 48
38. Формы переживания чувств.48
39. Виды чувств. Высшие чувства. 49
40. Понятие о характере. Типы характеров. 50
41. Структура характера. 50
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 53
1. Экспериментальная психология как наука, ее связь с другими науками.. 53
2. Методология экспериментального исследования. 53
3. Понятие о методе, методике в русле психологической методологии. Классификация методов исследования. 56
4. Эксперимент как основной метод научного исследования; классификация экспериментов.61
5. Характеристика основных понятий статистики.. 63
6. Описательная статистика. 64
7. Индуктивная статистика. 65
8. Корреляционный анализ. 67
РАЗДЕЛ III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 68
1.Краткая история психодиагностики как науки.. 68
2. Психодиагностика как наука. Методология получения данных.. 72
3.Основные методы исследования и диагностики (по Н.И.Шевандрину). 73
4. Психологическая информация в психодиагностической работе. 75
5. Использование психодиагностических данных при оказании психологической помощи.77
6. Применение данных психодиагностики в педагогической и социальной практике78
7. Критерии эффективности практической работы психодиагноста. 79
8. Что такое психологическая коррекция. 80
9. Общие сведения о написании психолого-педагогической характеристики.. 82
10. Задачи и содержание психологической профилактики.. 85
11. Психолого-педагогическое консультирование. 88
12. Цели и задачи психологической службы образования. 90
13...........................................................Содержание работы практического психолога. 91
14. Права и обязанности психолога. Критерии деятельности. Документация. Этика психолога. 93