Предмет и задачи возрастной психологии
Возрастная психология – одна из наиболее качественно изученных отраслей науки.
Возрастная психология изучает особенности психического развития в онтогенезе.
Предметом исследования ВП является:
1. Возрастная динамика,
2. Закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности на возрастных этапах жизни.
Возрастная психология связана с рядом отраслей психологии. Например, ее связь с общей психологий заключается в том, что в психологии личности, например, изучается мотивация, самосознание, ценностные ориентации и др.; а ВП отвечает на вопрос, - когда эти образования появляются у личности, каковы их особенности в каждом из возрастов человека.
Связь возрастной психологии с социальной психологией проявляется в том, что социальная психология дает возможность изучить становление ребенка в зависимости от групп, в какие он входит (детский сад, класс, семья, уличная компания и т.д.). Связь с педагогической психологией в том, что педагогическая психология изучает целенаправленное обучение и воспитание ребенка взрослыми.
Кроме возрастных закономерномернотей развития, у каждого есть индивидуальной особенности, их изучает дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем развития параметров психики.
Возрастная психология характеризует разные возрастные периоды, т.е. циклы развития, оперируя такими понятиями, как возраст, детство (психологический возраст может не совпадать с хронологическим). Каждый возраст как цикл развития специфичен и по структуре и по динамике. Возрастной период всегда имеет границы, причем, эти границы возраста могут сдвигаться (в зависимости от эпохи, конкретной ситуации и др. причин). Особенно «плавают» границы подросткового возраста.
Начальный период развития человека образует детство – историческое явление, содержание и продолжительность которого в филогенезе разная: в первобытном обществе детство – самое короткое, в средние века – больше, а у современного ребенка оно растянулось во времени и наполнилось сложным содержанием, разными видами деятельности. Специфика детства определяется социально-экономическим и культурным уровнем развития общества, в котором живет ребенок.
Традиционно детством считается период от рождения до 7 лет. Возрастные периоды отличают сравнительно медленные качественные и количественные изменения при переходе от возраста к возрасту. Эти изменения зависят от следующих факторов: биологического созревания и физиологического состояния организма, от места ребенка в системе отношений его с другими людьми, достигнутый к каждому из возрастов уровень интеллекта и личностного развития.
Р.С. Немов назвал изменения, связанные с этими факторами, эволюционными (сравнительно медленные в отличие от революционных, более глубоких и быстрых).
А изменения под влиянием ситуаций он назвал ситуационными (такие изменения могут происходить, например, в специально организованных условиях обучения).
Первые два вида устойчивы и меняют человека как личность, не требуя систематического подкрепления, а последние изменения обратимы и укрепляются в постоянных упражнениях.
В предмет возрастной психологии (психологии развития) входят движущие силы и законы психического развития - факторы, источники, причины психического развития.
Таким образом, в предмет возрастной психологии входят несколько составляющих:
1. Изучение основных особенностей психологии развития ребенка и представление их в виде факторов и теорий;
2. Сочетание психологии и поведения индивида в определенном психологическом возрасте;
3. Движущие силы, условия и законы психического развития личности.
Из предмета возрастной психологии вытекают и ее задачи:
- Проблема органической и средовой обусловленности психического развития личности. Известно, что генетические аномалии приводят к задержке психического развития, а среда может стать и фактором совершенствования личности, и фактором деградации.
- Проблема влияния стихийного и организованного воспитания на развитие детей.
- Как соотносятся задатки и способности в развитии ребенка и другие.
Отрасли, входящие в возрастную психологию как науку, таковы:
1. Детская психология (психология дошкольника);
2. Психология младшего школьника;
3. Психология подростка;
4. Психология юности;
5. Психология взрослого человека;
6. Геронтология – психология преклонного возраста.
К интересным выводам пришли, например, геронтологи: границы сохранения активной жизни дальше, чем предполагалось – они могут быть смещены за счет определенной организации жизни HS.