Вопрос 9. процесс беседы: этапы и задачи, решаемые на каждом этапе.

КБ – это профессионально организованная беседа, содержанием которой являются психологические проблемы, к решению которых стремиться клиент. Это общение, в котором осуществляется общая ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений, оказывается психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы.

КБ может быть: начальной, процессуальной, завершающей, поддерживающей

Этапы консультативной работы

1.Построение надежных межличностных и конструктивных рабочих отношений. Психолог должен показать клиенту свою квалификацию и серьезное отношение к выполнению своих задач. Клиент должен быть уверен, что имеет дело с профессионалом и его проблемы могут быть решены. Многие клиенты проверяют психолога, их интересует методика работы, необходимое время для получения результата, действительно ли проблема разрешима. Важно обеспечить безопасность клиенту. Большинство клиентов хотели бы удостовериться в конфиденциальности бесед. Клиент нуждается в возможности: не ощущать напряжения, не ожидать осуждения или пренебрежения. чувствовать, что может довериться психологу, раскрыться и быть принятым таким, какой он есть.

2.Описание клиентом своей проблемы.Клиент рассказывает о своих затруднениях, симптомах и предположениях о том, каковы причины, породившие проблему. На этом этапе психолог может задавать наводящие вопросы, либо просто слушать , не вмешиваясь в процесс «исповеди». Важно внимательно слушать и вылавливать из его речи основные пункты, опираясь на которые можно создать ясную гипотезу. На этой стадии особенно важны внимательность, подстройка к клиенту и способность к эмпатии. Следует проявлять естественный резонанс его переживаниям (т.е. слушая трагическую историю уместно сказать «Это действительно ужасно»). Необходимо отделять сомнительные суждения клиента от тех фактов, которые вызывают доверие.

3.Проблемный анализ. Предполагает более активное вмешательство в работу со стороны клиента. Терапевт использует факты, сообщенные ему клиентом, для построения некой логической системы, он задает дополнительные вопросы, позволяющие уточнять информацию и дополнять ее, чтобы достроить свою гипотезу (о логической системе) до конца. Вопросы, которые задает терапевт касаются того, как проблема: проявляется здесь и теперь, как это связано с жизненной ситуацией клиента, когда впервые возникла эта проблема, какие события этому предшествовали, зачем эта проблема может быть нужна клиенту, какую функцию она выполняет в его жизни – этот вопрос очень важен, т.к. любая проблема имеет адаптивный характер. Проблема, с одной стороны, неудобна и создает много трудностей и неприятных переживаний, но, с другой стороны она дает возможность приспособления к каким-то жизненным обстоятельствам. Поэтому клиент сопротивляется попыткам психолога освободить его от проблемы, хотя на словах очень хочет избавиться от страданий. Психолог должен продумать стратегию работы, позволяющую помочь клиенту найти более позитивную адаптацию.

4. Идентификация проблемы. Выражение целей и плана работы.Проблемный анализ заканчивается, когда гипотеза терапевта становиться достаточно ясной и убедительной, когда ее можно просто сформулировать и доходчиво объяснить клиенту. Это называетсяидентификацией проблемы. Затем эта психологическая концепция излагается клиенту, он подтверждает или опровергает точку зрения терапевта. Если клиент не согласен, это не значит, что терапевт не прав, между ними может произойти дискуссия, в процессе которой они должны прийти к соглашению. В ряде случаев, когда терапевт понял по различным признакам, что клиент не готов услышать новую точку зрения, что это может настроить клиента против терапевта и терапии, он не объясняет свои соображения. После достижения согласия терапевт договаривается с клиентом о тех целях, которые они должны совместно достичь в работе и обсуждает основные способы их достижения и временные рамки. На данном этапе не уместно полное обсуждение всех деталей работы, т.к. может разочаровать клиента, лишить его искренних и спонтанных проявлений, создать иллюзию, что если он все этапы понимает, то работа как бы уже сделана. На этом этапе необходимо заключитьконтракт.

5. Рабочая стадия. Гипотеза по ходу работы может уточняться или видоизменяться, а контракт перезаключаться. Это самая сложная и неформализуемая стадия работы. Стиль работы будет зависеть от основных теоретических предпочтений психолога:

- психоаналитик, его работа соответственно будет носить психоаналитический характер, он будет фиксироваться на детских переживаниях клиента, выявлять сопротивления и переносы и добиваться осознания;

- гуманистический психотерапевт, будет применять методы роджерианской беседы для самопринятия и самоисцеления клиента;

- гештальтист, будет стремиться находить незавершенные гештальты из прошлого и завершать их здесь и тепреь;

- бихевиорист, будет развивать в клиенте полезные навыки, заменяющие патогенные;

- когнитивный терапевт, будет выявлять автоматические мысли, определяющие ошибочное эмоциональное реагирование.

Каждый терапевт имеет свой излюбленный стиль работы и соответствующие теоретические убеждения. Подлинная системность работы психолога определяется, точной психологической диагностикой и уверенным владением тем или иным целостным методом коррекции. Задачи, которые решает терапевт: 1. Ведет процесс самопознания клиента, 2. Помогает ему в работе по самоизменению. Чаще всего необходимо осознание со стороны клиента того, что он хочет изменить в себе, и его согласие на эти изменения, но в ряде случаев возможно и незаметное для клиента воздействие, например как в эриксоновском гипнозе. Главное, что эти изменения преследуют цель избавить клиента от психологических трудностей и страданий и расширить его сферу жизнедеятельности, вернуть ему психологическое здоровье. Результаты должны соответствовать принципам психологической экологии, т.е. не должны создавать других проблем и страданий.

6.Заключительная стадия. Если результаты терапии удовлетворяют клиента и терапевта, то остается подвести итоги и выразить друг другу удовлетворение от успешной работы. Можно дать клиенту какие-то советы на будущее, поговорит на общие темы психологии или философии жизни. Но могут быть и другие причины окончания работы:

- клиент хочет досрочно оставить терапию, следует обсудить причины этого и показать, что терапия необходима, несмотря на затрагивание неприятных для клиента тем;

- клиент убегает с терапии, не объясняя причин, поскольку понимают, что необходимо измениться, а они не хотят, либо чувствуют, что страдает их представление о самих себе, они вынуждены узнавать о себе нечто неприятное, и т.п.

- результат не достигнут, либо следует перенаправить клиента к другим специалистам, либо четко обозначить истинные, с точки зрения терапевта, причины неудачи, например, нежелание клиента выполнять рекомендации психолога и т.п.

- психолог прекращает терапию по своему усмотрению, если случай явно подходит для работы психиатра, если клиент стремиться манипулировать самим психологом, чем решать заявленную проблему, если терапевт понимает, что проблема не его профиля.

Во всех случаях занятия желательно заканчивать доброжелательно, и честно объявлять о истинных причинах завершения работы.

Наши рекомендации