Тесты, направленные на изучение личности

Тесты, направленные на изучение личности, можно разделить на несколько групп: личностные тесты, тесты интеллекта, тесты способностей и тесты достижений.

Личностные тесты

Личностные тесты направлены на изучение черт личности, интересов, мотивации; они оценивают самочувствие, активность, настроение человека.

Личностный тест представляет собой опросник, состоящий из вопросов или утверждений. Испытуемого просят дать либо конкретный ответ на вопрос, либо согласиться или опровергнуть утверждения. Опрос может быть устным, письменным, компьютерным. Ответы же представлены в открытой или закрытой форме. Закрытая форма — это выбор готовых ответов, открытая форма предусматривает свободный ответ.

По сравнению с другими методиками, например проективными, сложными в проведении и интерпретации, личностные тесты не требуют долгого обучения диагноста. Таким образом, достоинством этой группы тестов является простота проведения и интерпретации данных, возможность охватить разные аспекты личности испытуемого и его жизни.

Среди тестов личности наиболее известными являются многостадийный личностный вопросник штата Миннесота (MMPI), методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела, опросник САН (самочувствие, i активность, настроение), опросник на выявление личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера, оп-

Работа психолога-диагноста

росник Шмишека на акцентуации характера, тест Ай-зенка по определению темперамента.

Тест MMPIразработан американскими учеными С. Хатуэем и Дж. Маккинли. В отечественной психодиагностике он известен, как стандартизованный метод исследования личности (СМИЛ) и на сегодняшний день, пожалуй, самый популярный. Его популярность связана с тем, что он дает большой объем значимой информации, используемой для составления психологического портрета диагностируемого. Этот тест также позволяет определить уровень искажения результатов.

СМИЛ состоит из 566 утвердительных высказываний, с которыми обследуемый либо соглашается, либо нет. Содержание вопросов охватывает социальные, религиозные, сексуальные отношения, здоровье, эмоциональное состояние клиента.

После заполнения испытуемым бланка диагност подсчитывает баллы и отмечает их по шкалам. Шкала L (ложь) показывает, насколько правдиво отвечал клиент. Повышение результатов по этой шкале говорит о желании тестируемого представить себя в более выгодном свете. Чем выше показания по этой шкале, тем ниже интеллектуальные способности.

Утверждения, относящиеся к шкале F (валидность) касаются необычных желаний, ощущений и мыслей. Эта шкала дает возможность диагностировать психопатические и невротические расстройства, симуляцию.

Шкала К (коррекция) состоит из 30 утверждений, которые помогают выявить такую черту характера, как скрытность, либо, наоборот, открытость. Уровень интеллекта положительно связан с этой шкалой.

Разность между шкалами F и К показывает стремление испытуемого ухудшить реальные симптомы и вызвать сочувствие, смягчить свои проблемы.

Основные шкалы Hs, Ну, Pd, Pa, Pt, Sc показывают наличие акцентуаций характера. Шкалы Д и Ма описы-

Рабочая книга практического психолога

вают уровень самооценки, активность или пассивность жизненной позиции, отражают наличие или отсутствие депрессии.

Более подробно об интерпретации теста MMPI можно прочитать в книгах:

1. Собчик Л.Н. Методическое руководство по СМИЛ. М., 1990.

2. Березин Ф. Б. и др. Методика многостороннего исследования личности. М., 1976.

Второй, довольно часто используемый тест — это методика многофакторного исследования личности Кет-тела.Она создавалась типично по-американски: масштабы, время и средства на это были затрачены огромные. Изо всех словарей выбрали слова, описывающие состояния человека. По ним выявили основные качества личности и сформулировали вопросы, описывающие психические состояния. На сегодняшний день метод устоялся в рамках 16 факторов.

Опросник Кеттела содержит 187 вопросов. На них необходимо ответить: «да», «нет», «не знаю». Обработку данных производят с помощью «ключа». Полученное значение переводят в стены. Затем строится график, на котором отмечаются крайние значения каждого фактора. Показателям в первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивают знак «-», а во второй половине (от 5,5 до 10) — знак «+». При интерпретации уделяют внимание самым высоким и самым низким показателям. Тест исследует интеллектуальные, коммуникативные, эмоционально-волевые способности, а также: тревожность, интроверсию (экстраверсию), чувствительность.

Существует сокращенный вариант теста Кеттела. Он содержит 79 утверждений. Испытуемому нужно выбрать один из трех вариантов ответа, указав букву а, в, или с.

Тест Кеттела (сокрашенный вариант)

Бланк

I Итог Ср. значение Пояснения
1 авс 14 авс 27 авс 40 авс 53 авс 66 авс 79 авс      
2 авс 15 авс 28 авс 41 авс 54 авс 67 авс        
3 авс 16 авс 29 авс 42 авс 55 авс 68 авс        
4 авс 17 авс 30 авс 43 авс 56 авс 69 авс        
5 авс 18 авс 31 авс 44 авс 57 авс 70 авс        
6 авс 19 авс 32 авс 45 авс 58 авс 71 авс        
7 авс 20 авс 33 авс 46 авс 59 авс 72 авс        
8 авс 21 авс 34 авс 47 авс 60 авс 73 авс        
9 авс 22 авс 35 авс 48 авс 61 авс 74 авс        
10 авс 23 авс 36 авс 49 авс 62 авс 75 авс        
11 авс 24 авс 37 авс 50 авс 63 авс 76 авс        
12 авс 25 авс 38 авс 51 авс 64 авс 77 авс        
13 авс 26 авс 39 авс 52 авс 65 авс 78 авс        

Рабочая книга практического психолога

Вопросы

1. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:

а) бандитом; в) святым; с) тучей.

2. Когда я ложусь спать, я: а) засыпаю быстро;

в) нечто среднее;

с) засыпаю с трудом. ■*

3. Если бы я вел машину по дороге, где много других машин, я предпочел бы:

а) пропустить вперед большинство машин;

в) не знаю;

с) обогнать все идущие впереди машины.

4. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:

а) верно;

в) трудно сказать;

с) неверно.

5. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть:

а) верно; в) иногда; с) нет.

6. Я скорее занимался бы: а) фехтованием и танцами; в) затрудняяюсь сказать;

с) борьбой и баскетболом.

7. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:

а) да;

Работа психолога-диагноста

в) иногда; с) нет.

8. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь со всеми и вовсе не обижаюсь:

а) да;

в) не знаю;

с) нет.

9. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:

а) верно; в) не знаю; с) неверно.

10. Мне больше нравятся новые способы в выполнении какой-то работы, чем придерживаться испытанных приемов:

а) верно; в) не знаю; с) неверно.

11. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:

а) верно; в) иногда; с) нет.

12. Я думаю, что я менее чувствительный и менее возбужденный, чем большинство людей:

а) верно;

в) затрудняюсь сказать;

с) неверно.

13. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:

а) верно; в) не знаю; с) неверно.

Конец 1-го столбца.

Рабочая книга практического психолога

14. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный» — это:

а) небрежный;

в) приблизительный;

с) тщательный.

15. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

а) да;

в) трудно сказать;

с) нет.

16. Меня больше раздражают люди, которые:

а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску; в) затрудняюсь ответить;

с) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу.

17. Я думаю, что:

а) не все надо делать одинаково тщательно; в) затрудняюсь сказать;

с) любую работу надо выполнять тщательно, если вы за нее взялись.

18. Мне всегда приходится преодолевать смущение: а) да;

в) возможно; с) нет.

19. Мои друзья чаще: а) советуются со мной;

в) делают то и другое поровну; с) дают мне советы.

20. Если приятель обманывает по мелочам, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:

а) да;

в) иногда;

с) нет.

Работа психолога-диагноста

21. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:

а) верно; ц

в) затрудняюсь ответить; с) неверно.

22. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки: а) да;

в) не знаю; с) нет.

23. Если бы я одинаково хорошо умел то и другое, то я бы предпочел:

а) играть в шахматы; в) трудно сказать; с) играть в городки.

24. Мне нравятся общительные компанейские люди: а) да;

в) не знаю; с) нет.

25. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

а) да;

в) трудно сказать;

с) нет.

26. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне необходимо:

а) да;

в) иногда,

с) нет.

Конец 2-го столбца.

1.7

Рабочая книга практического психолога

27. Какое слово не связано с другими: а) «кошка»;

в) «близкое»; с) «солнце»?

28. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

а) раздражает меня:

в) нечто среднее;

с) не беспокоит меня совершенно.

29. Если бы у меня было много денег, то я:

а) позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе

зависти; в) не знаю; с) жил бы, не стесняя себя ни в чем.

30. Люди должны больше, чем они делают сейчас, требовать соблюдения законов морали:

а) да;

в) иногда;

с) нет.

31. Мне говорили, что ребенком я был: а) спокойным и мог оставаться один; в) не знаю;

с) живым и подвижным.

32. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами: а) да;

в) не знаю; с) нет.

33. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:

а) да;

в) трудно сказать;

с) нет.

34. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:

Работа психолога-диагноста

а) верно; в) не знаю; с) неверно.

35. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:

а) верно; в) не знаю; с) неверно.

36. В музыке я наслаждаюсь:

а) маршами в исполнении военных оркестров;

в) не знаю;

с) скрипичными соло.

37. Я бы скорее предпочел провести летний месяц: а) в деревне с одним или двумя друзьями;

в) затрудняюсь сказать;

с) возглавляя группу в туристическом лагере.

38. Усилия, затраченные на составление планов: а) никогда не лишние;

в) трудно сказать; с) не стоят этого.

39. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают меня и не огорчают:

а) верно; в) не знаю; с) неверно.

Конец 3-го столбца.

Рабочая книга практического психолога

40. Дом так относится к комнате, как дерево к: а) к лесу;

в) растению; с) листу.

41. То, что я делаю, у меня не получается: а) редко;

в) иногда; с) часто.

42. В большинстве дел я: а) предпочитаю рискнуть; в) не знаю;

с) предпочитаю действовать наверняка.

43. Мне больше нравится человек:

а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен;

в) трудно сказать;

с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам.

44. Я принимаю решения:

а) быстрее, чем большинство людей;

в) не знаю;

с) медленнее, чем другие люди.

45. На меня большое впечатление производят: а) мастерство и изящество;

в) трудно сказать; с) сила и мощь.

46. Я считаю, что я — человек, склонный к сотрудничеству:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

47. Я предпочитаю:

а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам; в) затрудняюсь сказать; с) советоваться с друзьями.

Работа психолога-диагноста

48. Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:

а) верно; в) не знаю; с) неверно.

49. В школьные годы я больше всего получил знаний: а) на уроках;

в) трудно сказать; с) читая книги.

50. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:

а) верно; в) иногда; с) неверно.

51. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:

а) заняться другим вопросом;

в) затрудняюсь ответить;

с) еще раз попытаюсь решить этот вопрос.

52. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д., казалось бы, без видимой причины:

а) да;

в) иногда;

с) нет.

Конец 4-го столбца.

Рабочая книга практического психолога

53. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1,2,3,5,6 будет:

а) 10; в) 5; с) 7.

54. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:

а) да;

в) иногда или не знаю;

с) нет.

55. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство:

а) да;

в) иногда;

с) нет.

56. На вечеринке мне нравится:

а) принимать участие в интересной работе; в) затрудняюсь ответить;

с) смотреть, как люди отдыхают и просто отдыхать самому.

57. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать:

а) да;

в) иногда;

с) нет.

58. Если бы смог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться:

а) с Колумбом;

в) не знаю;

с) с Пушкиным.

59. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:

а) да;

Работа психолога-диагноста

в) иногда; с) нет.

60. Если люди думают обо мне плохо, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:

а) да;

в) трудно сказать;

с) нет.

61. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

а) сразу же думаю, что у него плохое настроение; в) незнаю;

с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.

62. Все несчастья происходят из-за людей:

а) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов;

в) не знаю;

с) которые отметают новые, многообещающие предложения.

63. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:

а) да;

в) иногда;

с) нет.

64. Аккуратные требовательные люди не уживаются со мной:

а) верно; в) иногда; с) нет.

65. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей:

а) верно; в) не знаю; с) неверно.

Конец 5-го столбца.

2. Зак 317

Рабочая книга практического психолога

66. Если стрелки часов встречаются ровно через 65 минут, отмеренные по точным часам, то эти часы: а) отстают;

в) идут правильно; с) спешат.

67. Мне бывает скучно: а) часто;

в) иногда; с) редко.

68. Люди говорят, что мне нравится делать все своими оригинальными способами:

а) верно; в) иногда; с) нет.

69. Дома, в свободное время, я: а) болтаю и отдыхаю;

в) затрудняюсь ответить;

с) занимаюсь интересующими меня делами.

70. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми:

а) да;

в) иногда;4

с) нет.

71. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно точно так же выразить прозой:

а) да;

в) иногда;

с) нет.

72. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:

а) да, в большинстве случаев; в) иногда; с) нет, редко.

73. Я думаю, что было бы интереснее быть:

Работа психолога-диагноста

а) натуралистом, работать с растениями;

в) не знаю;

с) страховым агентом.

74. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, некоторым животным:

а) да;

в) иногда;

с) нет.

75. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:

а) да,

в) трудно сказать;

с) нет.

76. Я предпочитаю игры:

а) где надо играть в команде или иметь партнера;

в) не знаю;

с) где каждый играет сам за себя.

77. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:

а) да;

в) иногда;

с) нет

78. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх:

а) да;

в) иногда;

с) нет.

Конец 6-го столбца.

2*

Рабочая книга практического психолога

79. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии? а) двоюродным братом; в)племянником; с) дядей.

Ключ

1 в 14 с 27 в 40 с 53 а 66 с 79 в
2 ав 15 а в 28 в с 41 а в 54 в с 67 в с
3 в с 16 ВС 29 в с 42 а в 55 в с 68 а в
4 а в 17 в с 30 а в 43 в с 56 а в 69 в с
5 а в 18 в с 31 вс 44 а в 57 а в 70 в с
6 а в 19 а в 32 в с 45 а в 58 в с 71 вс
7 а в 20 вс 33 в с 46 в с 59 а в 72 а в
8 в с 21 а в 34 а в 47 а в 60 в с 73 а в
9 в с 22 а в 35 в с 48 а в 61 в с 74 а в
10 а в 23 а в 36 в с 49 вс 62 в с 75 а в
11 а в 24 вс 37 а в 50 а в 63 в с 76 вс
12 а в 25 а в 38 а в 51 в с 64 вс 77 в с
13 а в 26 вс 39 в с 52 а в 65 в с 78 а в

За ответы а — 2 балла, в — 1 балл, с — 2 балла. Баллы необходимо суммировать по каждой горизонтальной строке (фактору).

Обозначение Среднее значение На 1-1,5 балла ниже среднего На J -J ,5 балла выше среднею
В 4,05 Интеллект: конкретный Абстрактное мышление
С 7,5 Эмоциональная неустойчивость Эмоциональная стабильность
Е 5,5 Подчиненность, застенчивость Доминантность, самоуверенность, авторитарность
G 7,8 Приспособляемость, беспринципность, подверженность влиянию случая, асоциальным действиям Принципиальность, придерживается правил поведения, морали
Н 7,7 Робость, осторожность, сдержанность Смелость, склонность к риску, легко переносит жизненные препятствия
I 7,8 Жесткость, самоуверенность, практичность Мягкость, зависимость, чувствительность, мечтательность, непрактичность
L 4,3 Доверчивость, уживчивость, легко ладит с людьми Подозрительность, эгоистичность, осторожность
N 5,5 Прямолинейность, естественность, простота, сентиментальность Хитрость, расчетливость, искушенность, проницательность
О 6,58 Спокойствие, уверенность в себе, жизнерадостность Тревожность, депрессив-ность
8,1 Консерватизм, придерживается установившихся понятий, принимает их на веру Радикализм, тяга к новому, критически настроенный. Аналитически мыслящий
Q2 5,7 Конформизм, зависимость от группы Независимость, предпочитает собственное решение, не считается с общественным мнением
Q3 6,3 Недисциплинированность, плохой самоконтроль, подчинен собственным страстям Высокий контроль своих эмоций и поведения, точность в выполнении социальных требований
6,0 Расслабленность, вялость, спокойствие, лень Высокая активность, напряженность, деятельность

Рабочая книга практического психолога

Тест САН

Далее следует сказать о тесте САН и опроснике на уровень тревожности Спилбергера. Они определяют готовность тестируемого к решению жизненных задач.

Опросник САН направлен на оценку самочувствия, активности и настроения. Состоит он из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемый оценивает свое состояние, отметив цифру, соответствующую силе того или иного состояния.

Типовая карта методики САН

Фамилия, инициалы______________________________

Пол ______ Возраст_______________________

Дата_________ Время________________________

1. Самочувствие хорошее Самочувствие плохое
2.Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым
3. Пассивный Активный
4. Малоподвижный Подвижный
5. Веселый Грустный
6. Хорошее настроение Плохое настроение
7. Работоспособный Разбитый
8. Полный сил Обессиленный
9. Медлительный Быстрый
10. Бездеятельный Деятельный
11. Счастливый Несчастный
12. Жизнерадостный Мрачный
13. Напряженный Расслабленный
14. Здоровый Больной
15. Безучастный Увлеченный
16. Равнодушный Взволнованный
17. Восторженный Унылый
18. Радостный Печальный
19. Отдохнувший Усталый
20. Свежий Изнуренный
21. Сонливый Возбужденный

Работа психолога-диагноста

22. Желание отдохнуть Желание работать
23. Спокойный Озабоченный
24. Оптимистичный Пессимистичный
25. Выносливый Утомляемый
26. Бодрый Вялый
27. Соображать трудно Соображать легко
28. Рассеянный Внимательный

1. Обработка данных:

При выборе самого негативного полюса пары, его оценивают в один балл, а крайний показатель позитивного полюса — в семь баллов. Нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам):

1,2,7,8,13,20,25,26.

Активность (сумма баллов по шкалам):

3,4, 9,10,15,16, 21, 22, 27, 28.

Настроение (сумма баллов по шкалам):

5, 6,11,12,17,18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят 6 благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов.

Шкала самооиенки (ИЛ. Спилбергера, ЮЛ. Ханина)

Шкала самооценки Спилбергера определяет наличие тревожности у обследуемого. Тревожность — это свойство личности, во многом определяющее поведение человека. Естественная тревожность необходима человеку в его повседневной деятельности, она помогает контролировать себя. Это полезная тревожность.

Рабочая книга практического психолога

У каждого человека свой уровень тревожности. Кто-то предрасположен воспринимать очень многие ситуации как угрожающие для его самооценки и самоуважения. Это люди с повышенной личностной тревожностью. Тест на уровень тревожности Спилбергера позволяет оценить эту личностную тревожность. Так, лицам с высоким уровнем личностной тревожности нужно помогать осмысливать свою деятельность поэтапно, планируя ее по подзадачам, а также рекомендовать заниматься саморегуляцией. Способы ее самые разнообразные: от общения с природой до посещения тренингов. Для низкотревожных людей необходимо подчеркивать мотивы деятельности, возбуждать заинтересованность при решении тех или иных задач.

Опросник Спилбергера определяет и ситуативную тревожность. Высокая тревожность нежелательна, т. к. она может стать причиной неправильного реагирования на ситуацию. Но и низкая тревожность говорит о безразличии, равнодушии и, стало быть, неготовности к решению жизненных задач.

Показатели уровня тревожности могут располагаться между 20 и 80 баллами. До 30 — низкая тревожность, с 31 до 44 баллов — умеренная, 45 и более — высокая.

Метолика Айзенка по опрелелению темперамента

Созданы множество методик по определению темперамента. Наибольшее распространение получила методика Айзенка. С ее помощью определяют экстраверсию (направленность личности на внешний мир) и нейро-тизм (результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения) — свойства, лежащие в основе темперамента.

В опроснике Айзенка 57 вопросов. На них необходимо ответить «да» или «нет».

Полученные результаты сопоставляют с ключом, в котором есть три шкалы: экстраверсия — интраверсия; нейротизм, шкала лжи.

Работа психолога-диагноста

Принадлежность к типу темперамента выявляется при помощи системы координат, на которой отмечаются результаты по шкале «нейротизм» и шкале «экстраверсия».

Личностный опросник состоит из двух форм «А» и «В», что дает возможность повторного испытания. Опросники содержат по 57 вопросов. Ответы на них только «Да» или «Нет».

Инструкция

Вам будет предложено несколько вопросов об особенностях вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Мы заинтересованы в правдивых ответах. Содержание отдельных вопросов не анализируется, важен только итоговый результат. На вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Работайте быстро, не тратьте слишком много времени на обдумывание ответа — наиболее интересна ваша первая реакция. На вопрос можно ответить «да» или «нет». Выбранный вами ответ на каждый вопрос следует отметить вбланке для ответов. Не пропускайте какого-либо вопроса. Начинайте!

Текст опросника (вариант А)с. 44-47.

Текст опросника (вариант В).

1. Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?

2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам что-либо хочется, а вы не знаете что?

3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

4. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?

5. Держитесь ли вы обычно в «тени» на вечеринках или в компании?

6. Всегда ли в детстве вы делали немедленно и безропотно то, что вам приказывали?

Рабочая книга практического психолога

7. Бывает ли у вас иногда дурное настроение?

8. Когда вас втягивают в ссору, предпочитаете ли вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?

9. Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?

10. Нравится ли вам находиться среди людей?

11. Часто ли вы теряли сон из-за своих тревог?

12. Упрямитесь ли вы иногда?

13. Могли бы вы назвать себя бесчестным?

14. Часто ли вам приходят хорошие мысли слишком поздно?

15. Предпочитаете ли вы работать в одиночестве?

16. Часто ли вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины?

17. Вы по натуре живой человек?

18. Смеетесь ли вы иногда неприличным шуткам?

19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?

20. Чувствуете ли вы себя неловко в какой-либо иной одежде, кроме повседневной?

21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточить на чем-то свое внимание?

22. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?

23. Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?

24. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков?

25. Нравятся ли вам первоапрельские шутки?

26. Часто ли вы думаете о своей работе?

27. Очень ли вы любите вкусно поесть?

28. Нуждаетесь ли вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда вы раздражены?

Работа психолога-диагноста

29. Очень ли вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда вы нуждаетесь в деньгах?

30. Хвастаетесь ли вы иногда?

31. Очень ли вы чувствительны к некоторым вещам?

32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?

33. Бываете ли вы иногда так беспокойны, что не можете долго усидеть на месте?

34. Склонны ли вы планировать свои дела тщательно и раньше, чем следовало бы?

35. Бывают ли у вас головокружения?

36. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

37. Справляетесь ли вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?

38. Бывает ли у вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы?

39. Можно ли сказать, что вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?

40. Беспокоят ли вас ваши нервы?

41. Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать?

42. Откладываете ли вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?

43. Нервничаете ли вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?

44. При знакомстве вы обычно первым проявляете инициативу?

45. Бывают ли у вас сильные головные боли?

46. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?

Рабочая книга практического психолога

47. Трудно ли вам заснуть ночью?

48. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?

49. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?

50. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?

51. Замкнуты ли вы, обычно со всеми, кроме близких друзей?

52. Часто ли с вами случаются неприятности?

53. Любите ли вы рассказывать забавные истории друзьям?

54. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?

55. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по положению?

56. Когда обстоятельства против вас, обычно вы думаете, тем не менее, что стоит еще что-либо предпринять?

57. Часто ли у вас «сосет под ложечкой» перед важным делом?

Вариант В отличается от варианта А только тестом методики. Инструкция, ключ, обработка данных варианта В такие же, как для варианта А.

Текст опросника (вариант А).

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, одобрить или посочувствовать?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

Работа психолога-диагноста

4. Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если вам это невыгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите, не затрачиваете ли много времени на обдумывание?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины на это не было?

10. Верно ли, что «на спор» вы способы решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам не следовало чего-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам не хотелось делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда вы чувствуете сильную вялость?

Рабочая книга практического психолога

20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких людей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли тем же?

23. Считаете ли вы свои привычки хорошими?

24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?

25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлечься с веселой компанией?

26. Можно ли сказать, что часто у вас нервы бывают натянуты до предела?

27. Слывете ли вы за человека веселого и живого?

28. После того, как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Что вы предпочитаете, если хотите что-либо узнать: найти это в книге или спросить у друзей?

33. Бывают ли у вас сильные сердцебиения?

34.Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Всегда ли вы говорите только правду?

37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли Вы?

39. Нравится ли вам работа, требующая быстрого действия?

Работа психолога-диагноста

40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Опаздывали ли вы когда-нибудь на работу или встречу с кем-то?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли что вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?

46. Огорчились бы вы, если бы не смогли долго видеться с друзьями?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?

49. Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы вы внести оживление

Наши рекомендации