Наблюдение -первый этап психодиагностики

Наиболее распространенная на сегодняшний день методика диагностики — тесты. Но прежде чем перейти к ее детальному описанию, хочется сказать несколько слов о методе наблюдения.

Во внешнем виде, поведении человека проявляется то многое, что происходит у него внутри. За едва заметными движениями рук, глаз, тела психолог-диагност должен видеть характер, настроение, стремления исследуемого. Одежда, манера говорить, построение фраз также могут сказать о человеке многое. Задача наблюдателя как раз и заключается в том, чтобы увидеть и обобщить это многое.

Для психолога изучение клиента начинается с оценки его внешнего вида. Немецкий психолог Э. Кречмер предложил теорию о связи телосложения с чертами характера. Работы ленинградского психолога Б. Г. Ананьева помогли уточнить эту теорию. Так, эти ученые разделяют всех людей на три группы: астенический, пикнический и атлетический тип.

Астеник — худой, с узким лицом, острым, угловатым профилем, с узкими плечами, плоской грудной клеткой. Женщины-астеники напоминают мужчин-астеников, но малорослы, преждевременно стареют.

Пикнический тип: среднего роста, мягкое широкое лицо, склонность к облысению, плотная фигура, склонность к ожирению.

Атлетический тип отличает сильно развитый скелет, широкие, выступающие плечи, узкие бедра, статная грудная клетка, грубые черты лица, мощный подбородок.

Как следует из теорий, предложенных Э. Кречмером и Б. Г. Ананьевым, телосложение человека тесно связано с его поведением и деятельностью. Поэтому людей

Рабочая книга практического психолога

астенического типа лучше использовать на проективных и конструкторских должностях (инженер, чертежник), а также связанных с учетом и контролем (учетчик, бухгалтер). Пикников лучше привлекать к педагогической кадровой деятельности. Атлетики быстрее других осваиваются на различных управленческих должностях.

Люди атлетического типа более устойчивы к стрессу. У пикников более слабая нервная система. Лица с астеническим телосложением чаще имеют затруднения в межличностных отношениях. У них скрытое, субъективное мышление, поэтому с ними надо быть очень предупредительными.

Женщины этого типа, как правило, имеют проблемы в личной жизни из-за своей замкнутости, субъективного мышления. У них бывают проблемы в налаживании контактов в коллективе.

Женщины-пикники легче справляются с затруднениями в личной жизни благодаря легкости в общении. Люди атлетического телосложения ощущают сложности в общении, особенно когда им приходится вступать в контакт с подобными им. Их самоуверенность и шумное поведение подавляет других, даже вызывает агрессию.

В мимике и пантомимике клиента также отражаются не только сиюминутные эмоции, но и устойчивые качества личности. К ним, прежде всего, следует отнести темперамент.

Вот как описывает художник М. В. Нестеров И. П. Павлова: «С какой-то стремительностью, прихрамывая на одну ногу и громко говоря, он появился откуда-то слева... Целый вихрь слов, жестов пронесся, опережая друг друга». Нетрудно догадаться по этому описанию, что И. П. Павлов был холериком.

Лицо человека может многое рассказать, иначе не существовало бы портретной живописи. У каждого человека сокращаются только определенные мускулы лица,

Работа психолога-диагноста

следуя его личностным качествам. Эти мускулы сильнее развиты, поэтому и более глубокие. Леонардо да Винчи любил рисовать лица стариков, т. к. их морщины и черты лица говорили многое о пережитом, о страданиях, чувствах.

Так, морщины вокруг глаз говорят о веселом характере, искренней смешливости. А поперечная складка на лбу в сочетании с волевым подбородком говорит о волевом характере; негативной чертой такого типа людей будет излишняя замкнутость, чрезмерное внимание к мелочам.

Можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно воплотить ее в жизнь; люди же с руками в карманах даже в теплую погоду, скорее всего, скрытны, им нравится подавлять других людей. Держат руки в карманах и те, кто находится в угнетенном состоянии, передвигаются, волоча ноги, редко глядя в том направлении, куда идут.

Человек, шагающий, держа руки на бедрах, хочет достичь цели самым коротким путем, вспышки энергии сменяются у него периодами ожидания, когда он планирует следующий ход. Часто это сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости и смущения. Если хотите определить лидера, то обращайте внимание на человека с задранным вверх подбородком, руками, которые двигаются подчеркнуто интенсивно, словно деревянными ногами.

Хорошая непринужденная осанка расскажет об открытости, внутренних силах и чувстве безопасности. Сутулая спина говорит о смирении, покорности и угодничестве.

Всю эту обширную информацию можно получить, пристально наблюдая всего лишь за внешним обликом исследуемого.

Метод наблюдения требует придерживаться определенных правил: во-первых, необходимо максимально от

Рабочая книга практического психолога

мечать все внешние проявления; во-вторых, наблюдать не отдельные моменты, а непрерывный процесс; в-третьих, нужно выбирать только те показатели, которые важны для поставленной задачи.

Более надежные результаты получаются, если наблюдение ведут два независимых специалиста, а потом совместно ставят диагноз.

Собственно научным метод наблюдения становится, когда от описания переходят к объяснению внутренней сущности увиденного, при наличии четкого плана наблюдения и при записи результатов в специальном дневнике.

ТЕСТЫ

Но все же перейдем к более надежному методу в психодиагностике — тестам. На них мы и остановимся подробно. Основоположником тестодиагностики считают американского психолога Кеттела.

Тест — проба, испытание, стандартизированное исследование различных, прежде всего личностных характеристик человека, предполагающее выполнение им определенных заданий (Н. Н. Обозов, «Словарь практического психолога»).

По форме проведения тесты бывают индивидуальными и групповыми; устными и письменными; бланковыми, аппаратурными и компьютерными; словесными и несловесными. Любой тест состоит из нескольких частей. В его состав входит инструкция, тестовая тетрадь с заданиями, стимульный материал (если это необходимо), бланк, шаблон для обработки данных.

Результаты теста сопоставляются с нормами, которые, в свою очередь, определяют опытным путем. Нормой считают уровень, характеризующий статистичес-

Работа психолога-диагноста

ки среднего человека. Результаты, сравнивая с нормами, называют низкими, средними или высокими. Для этого сырые баллы (т. е. количество правильных ответов) с помощью специальных таблиц переводят в стандартные показатели. А их уже сравнивают друг с другом и с нормой.

Качество теста определяется такими характеристиками, как надежность, валидность, достоверность.

О надежности теста говорят в тех случаях, когда его результаты не зависят от случайных факторов. Разнообразные внешние и внутренние факторы могут привести к отклонению в результатах. Чтобы определить надежность вновь созданного теста, не более чем через полгода проводят повторное исследование с той же группой испытуемых. Их должно быть не менее 30 человек. Определяют коэффициент стабильности, и если его величина приемлема, тест считают надежным.

Другой показатель качества теста — его валидность. Валидность — это понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает. Валидность определяют путем сопоставления нового теста с авторитетными родственными методиками, либо сопоставляют результаты теста с достоверной информацией о жизни и деятельности испытуемого.

Следует учитывать и достоверность теста (защищенность информации от сознательных и бессознательных искажений). Так, ответы клиента будут правдивыми, если тестирование происходит по его просьбе. Но в ситуации экспертизы обследуемый будет давать «нужные» ответы. Тогда необходимо использовать шкалу достоверности. Но в любом случае надо помнить, что диагност и диагностируемый не противостоят друг другу — они партнеры, и только вместе смогут найти приемлемое решение.

В своей работе психолог-практик использует в первую очередь тесты, направленные на изучение лично-

Рабочая книга практического психолога

сти. Для него также очень важной является диагностика межличностных отношений в семье и на производстве.

Наши рекомендации