Этика практического психолога
Прежде всего, мои дорогие читатели, поговорим о профессионально необходимых качествах психолога-практика. К ним относятся:
■ общительность;
■ эмоциональная сдержанность;
■ гибкость поведения;
■ деликатность;
■ умение выдержать до конца свою линию поведения;
■ обладание общекультурными знаниями.
1. Общительность и контактность проявляются во внимательном отношении к собеседнику, способности следить за каждым его словом, жестом, мимикой. Это своеобразное «видение мыслей» и чувств клиента. Причем состояние собеседника нужно воспринимать без суетливости, даже если он нервничает, плачет, проявляет застенчивость.
2. Эмоциональная сдержанность психолога успокоит клиента, поможет избежать резких оценок поведения и
Рабочая книга практического психолога
качеств клиента. Человек, обращаясь к психологу, рассчитывает на понимание, сам же может позволить себе хотя бы с психологом несдержанность в оценках, которую он, возможно, скрывает дома, на работе. Психолог должен быть готов практически к любому поведению собеседника. Для профессионала не может быть хороших и плохих клиентов, нет добрых и злых, глупых и умных. Нет, конечно же, они, что называется, не на одно лицо. Но при таких установках проще сохранять сдержанность.
3. Очень важно уметь выдержать до конца свою линию поведения, это качество необходимо в случаях, когда собеседник нервничает, переключается с одной темы на другую. Психологу важно вовремя возвращать беседу к главной проблеме, заявленной клиентом или выявленной самим психологом. Следование же за потоком мыслей и чувств собеседника может завести в тупик.
4. Гибкость поведения психолога состоит в том, что он легко переключается с одной темы на другую, выходит из возможных затруднений в ходе беседы. Очень хорошо работает прием противоречий, когда консультант высказывает мнение, прямо противоположное мнению клиента или даже тому, которое он сам недавно высказал. Это помогает собеседнику увидеть ситуацию в другом свете, сдвинуться с мертвой точки.
5. Деликатность в работе психолога-практика просто необходима. Деликатность — это, прежде всего, уважение к собеседнику, признание его прав на свободу мыслей, поведения. А.П. Чехов особо подчеркивал значение этого качества для врачей и вообще для интеллигентного человека. Иногда, чувствуя, что излияние может повредить клиенту, необходимо тактично прекратить беседу на эту тему.
Случается так, что разговора на некоторые темы следует избегать до тех пор, пока собеседник сам не начнет открытое обсуждение (например, если дело касается та-
Этика практического психолога
буированных тем). Задача психолога — расположить к себе клиента так, чтобы он стремился к доверительному общению, постепенно затрагивая новые и новые темы.
6. Психологу-практику необходимо обладать общекультурными знаниями.
Он должен знать лучшие образцы культурного наследия (классическую и современную литературу, философию, музыку, изобразительное искусство и многое другое). Эти знания дают возможность найти общую тему для разговора, а многие психотерапевтические методики прямо опираются на эти области человеческой культуры (кинотерапия, библиотерапия и др.).
Значительно расширяет кругозор и позволяет поддерживать многочисленные и разнообразные контакты с людьми чтение периодической печати.
А теперь поговорим о ряде правил, которых важно придерживаться практическому психологу (правила эти основаны на социально-правовых и этических нормах). Назовем их «заповедями»:
1. В основе работы психолога должен лежать принцип «Не навреди!»
Помимо сознания психолог проникает в подсознание клиента, а там могут обнаружиться страхи, пороки, страсти. Непрофессиональное использование подобной информации может привести к еще большему психологическому кризису. Вот почему психолог-практик, как и священник, несет большую ответственность. Всякое неосторожное использование диагностических данных, поспешные выводы и рекомендации, необдуманное применение методик может нанести вред психическому состоянию и даже жизни конкретного человека, семьи, коллектива.
2. Никогда не используйте в корыстных или иных целях информацию, полученную от клиента.
Профессиональная тайна — неотъемлемый элемент Деятельности многих специалистов: врачей, юристов,
Рабочая книга практического психолога
психологов, всех тех, кому приходится работать с людьми. Для профессионала дело клиента — его дело, поэтому необходим строгий контроль над полученной информацией, вплоть до применения кодирования.
3. Не советуйте! Квалификация психолога обратно пропорциональна количеству даваемых советов.
Сократ в тех случаях, когда сним советовались, отвечал: «Поступай, как знаешь, все равно потом раскаешься».
Давая советы, вы наживаете себе врага. В том случае, если совет придется не по душе, клиент пойдет советоваться с кем-нибудь другим, который скажет ему то, что соответствует его тайным инеосознаваемым желаниям. В случае же, когда совет примут — это будет прекрасным поводом при неудаче снять с себя ответственность. «Хочешь приобрести врагов — советуй. Чем лучше совет, тем мощнее враг» (М.Е. Литвак).