Задачи учителя при психологическом анализе урока
Все изложенное показывает, что психологический анализ урока — это многостороннее и многообъектное явление, он позволяет учителю мысленно охватить весь процесс обучения и в то же время представить каждый его отдельный момент. Психологический анализ урока является тем мощным средством, с помощью которого формируется и развивается педагогическое самосознание учителя, совершенствуется его педагогическое мастерство. Основываясь на проективно-перцептивно-рефлексивных способностях учителя и предполагая соответствующие им умения, психологический анализ урока развивает и совершенствует их. В свою очередь, совершенствование мастерства учителя, сформированность рефлексивных механизмов, его педагогического самосознания являются основными предпосылками и источниками постоянного повышения эффективности обучения любому учебному предмету. Психологический анализ урока в то же время может быть представлен как ответ на те задачи, которые
Схема психологического анализа урока
Уровень психологического анализа урока | Задачи учителя по отношению к самому себе | Задачи учителя по отношению кучащимся |
Предваряю-щий | Постановка психологических целей урока (развитие познавательных интересов обучающихся к изучаемому предмету; стимулирование их мыслительной активности; развитие объема памяти; формирование высоких моральных качеств и убеждений и т.д.) Психологическое обоснование целей, задач, этапов, форм работы, методических приемов Соотнесение своих индивидуально-психологических особенностей (темп речи, импульсивность и самообладание, эмоциональность и др.) с условиями реализации поставленных целей | Учет основных мотивов учебной деятельности (познавательных, коммуникативных, социальных) учащихся Учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся (мышления, памяти и др. познавательных процессов). Учет уровня предметной подготовки к уроку Учет межличностных отношений в группе |
Текущий | Постоянное наблюдение, фиксация, коррекция выполнения поставленных целей, задач обучения и процесса педагогического общения 8 случаях затруднения, сбоя или непредвиденной легкости выполнения заданий необходима постановка новых целей, использование новых средств и способов обучения, т.е. перестройка хода урока | Учет хода учебной работы учащихся (их заинтересованности в уроке, мыслительной активности, характера усвоения материала и т.д.) |
Ретроспективный | Оценка собственной педагогической деятельности (удача, недостатки, их причины, пути коррекции и совершенствования) | Определение реального продвижения учащихся в общеобразовательном, воспитательном и практическом планах, т.е. ответ на вопрос, каков реальный результат проведенного урока |
ставит учитель по отношению к себе и учащимся. Приводимая схема достаточно полно иллюстрирует это.
* * *
Психологический анализ урока является неотъемлемой частью педагогической деятельности. Основываясь на проективно-перцептивно-рефлексивных способностях учителя и реализуясь посредством его аналитических, проектировочных, рефлексивных умений, он служит основным инструментом саморегуляции, самоконтроля и саморазвития. Три уровня (этапа) психологического анализа урока — предваряющий, текущий, ретроспективный характеризуются спецификой этих умений.
Вопросы для самопроверки
1. В чем смысловое отличие термина «психологический анализ урока» от термина «педагогический (дидактический, методический) анализ урока»?
2. Что выступает в качестве основного психологического механизма этого анализа?
3. В чем разница между тремя уровнями психологического анализа урока?
4. Для чего нужна схема психологического анализа урока?
Литература
Добрынин Н.Ф.Психологический анализ урока // Учен. зап. МГПИ им. В.П. Потемкина. М., 1952. Т. 17.
Зимняя И.А., Ильинская Е.С.Психологический анализ урока иностранного языка // Ин. яз. в шк. 1984.№ 3.
Иванов СВ.Анализ урока. Воронеж, 1975.
Кузьмина Н.В.Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1989.
Львова Ю.Л.Как рождается урок. М., 1976.
Охитина Л.Т.Психологические основы урока. М., 1977.
ЧАСТЬ VI УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Школьная работа есть совместная работа многих — учителя и учащихся для их взаимной пользы.
П.Ф. Каптерев. Дидактические очерки. Теория образования
Глава 1. Взаимодействие субъектов образовательного процесса