Время в психологическом анализе

1. Попытаемся понять место времени среди психологических понятий. Однако не будем останавливаться только на восприятии времени или переживании временного промежутка. Вспомним, что время - это прежде всего форма: основа организации, упорядочения и координации деятельности людей в мире и их знаний о мире. В чем же функция времени по отношению к психологическим понятиям, к действиям психолога в ходе тестирования или эксперимента, к наблюдаемой действительности? Время организует, упорядочивает первое, второе и третье? Как это все удается ему, времени? Время - это наиболее универсальное средство упорядочения, к которому люди прибегают в практике, в научных экспериментах и описаниях. Время - это форма организации, упорядочения прежде всего движений человека в соответствии с целью и обстоятельствами действия, в соответствии с особенностями окружения и с действиями других людей. Время - это форма организации практической деятельности человека. Условия, обстоятельства, требования, возможности, реальное осуществление - все имеет временную координату.

2. Приведем кратко некоторые известные концепции времени.

А. Время - априорное условие возможности анализа. Оно уже входит в определение, которое возникает в результате исследования, хотя это и не всегда подчеркивается специально. Это - возможность произведенного внутри структуры.

Б. Пространство - форма внешнего чувства, время - форма внутреннего чувства субъекта.

В. Время - поток, непрерывное течение жизни человека, мира вокруг него, дление предметов и событий, в которых участвует человек.

Г. Время - прерывистый ряд событий вместе с паузами.

Д. Время - схема соединения событий в последовательности.

Можно ли использовать вместе подобные концепции? Это самый первый вопрос. Концепции кажутся несовместимыми, особенно третья и четвертая. Поток не предполагает различения в нем событий, непрерывность несовместима с дискретностью.

Время - это возможность построения знания или выполнения плана, но не сама действительность. Время - это возможность того, что действие будет выполняться по такому плану. Возможность характеризует будущее или некий непройденный путь. Но о времени говорят и в связи с действительностью. Идет ли тогда речь о чем-то совершенно ином? Время - схема организации выполняемого действия. Выполняемого сейчас.

Как известно, выполняемое действие свободно, поскольку несет в себе некий потенциал неопределенности. Напротив, ограниченность, определенность действия, какой бы малой она ни была, характеризуется временем и пространством. Время относительно прошлого - это некий принцип понимания, объяснения, это упорядочение знания о прошлом. Мы говорим: «Возможно, по всей вероятности, это происходило так-то и так-то». Вместе с действительностью и возможностью время вводит в действие еще и третью модальность - долженствование. Сроки обязательны для координации совместных действий. Срок - дискретное событие. Постановка срока предполагает синхронизацию двух дискретных событий: внешнего, заданного, а потом-текущего и внутреннего представления.

Непрерывное и дискретное повсюду рядом, они неразделимы. Нас окружает множество «отдельных» людей. Мы удовлетворяем потребности посредством отдельных предметов. Мы мыслим понятиями, считаем числами, вспоминаем отдельностями - предметами, ситуациями. И вместе с тем мы воспринимаем непрерывные звуки, непрерывности возможны внутри зрительных объектов. Человек воспринимает непрерывность непосредственно, контролируя свои действия. Разумеется, во всех перечисленных случаях мы имеем дело с частичной, или локальной, непрерывностью. Проблему времени как формы будем решать, удерживая противоречивое понятие: время дискретно и непрерывно сразу. Как возможно при этом единое понятие? Что это за форма, которая одновременно прерывиста и непрерывна?

3. Все эти определения тем или иным образом уже используют понятие субъекта (Августин, Кант, Бергсон, Гуссерль, Хайдеггер, Молчанов, Мамардашвили). Некоторое время назад в отечественной философии старались говорить о времени только в одном ракурсе - как о форме материи, при этом понятие субъекта исключалось из явного определения. Получалось, что о форме субъективных явлений можно говорить постольку, поскольку субъективное составляет единое целое с телесным.

Но и о форме материи можно говорить только в связи с субъектом или с людьми, познающими, действующими, просто живущими. Форма накладывается человеком на бесконечно разнообразный, непрерывно меняющийся мир.

Какие постулаты о субъекте лежат в основе самого понятия времени? Пожалуй, здесь следует говорить о ритмах тела и о движениях субъекта, совершаемых среди событий в окружающем мире. Точность движений и их ошибочность следует рассматривать вместе. Говорить о том, как достижимо точное действие, не забывая о возможности ошибки. Точность действий - это предвидение, точность действий - это внимание, точность действий - это опыт. Временное есть в каждом из этих понятий. Мысль, восприятие, переживание - для всего должно найтись место в теории, к которой приходится прибегать в попытках объяснения. Стремление, уверенность, страх, сознание и бессознательное - вытесненное, забытое. В единстве и раздвоенности, множественности психического и движений, их соответствии событиям мира и в ошибках -путь к времени-субъекту. Не следует забывать о социальных феноменах. Танец вдвоем, в ансамбле. Спортивное состязание вдвоем, командой. Труд. Ритмы дыхания, сердцебиения в танце, спорте, труде. Дыхание в труде певца, актера, лектора или лица, ведущего переговоры.

Очевидно, что понимание субъекта в философии и в психологии отличается. Однако философское понятие не может не использоваться в психологии в качестве базового. С другой стороны, известно, что философы часто апеллируют к психологическим понятиям. Насколько философы предполагают решенным то, что в психологии является еще только целью исследования?

Не следует задерживать размышления над временем или вовсе отказываться от них по причине невозможности выстроить понятия субъекта, сознания, времени в четкую цепь. Вряд ли вообще возможны такие цепи в психологии.

4. Форма и содержание в психологическом описании. Поток -характеристика самого содержания. Несется, меняется, не повторяется. Но это уже формальные характеристики. Что следует понимать под содержанием? Каков тот материал, который формуется временем? Он не может быть ничем иным как восприятиями, воспоминаниями, мыслями, переживаниями и пр. Они не отделимы от их наполнения, но это не оболочки. Психологические содержания должны быть поняты предметно, например как предметы-восприятия, предметы-воспоминания, предметы-мысли, предметы-переживания и т.п. Содержание - слитный, единый, целостный поток движения.

Форма описания определяется культурой: языком, воспринимаемыми формами организации мира (зрительными, слуховыми, кинестетическими, обонятельными и т.д.), к которым прежде всего относятся архитектурные, ландшафтные и другие формы внешнего пространства. Важнейшими для нашего вопроса являются правила временного упорядочения нашей жизни. По-видимому, важнейшая роль здесь принадлежит музыке - она не только отображает характерные ритмы и скорости времени, но и выражает то, что характерно, легко, приятно для субъекта - в данный момент и данный период его жизни. Человек находит себя в «своей» музыке так же, как в пространственных формах, и в темпах и ритмах свободных движений, выполняемых в спортивном зале или на свежем воздухе. Музыка, архитектурные формы и движения формируют ритмы и скорости исполнения, характерные для данного человека не только в области движений, но и в области мысли. В движениях проявляются особенности индивидуального времени.

Более сложной проблемой является усвоение ритмов, навязываемых трудовым процессом и только им, вопреки возможностям индивида. Тем не менее индивид должен суметь втянуться в любой ритм. Освоение требуемых, чуждых ритмов возможно только ценой усилий. Усвоенные ритмы могут поддерживаться автоматически, усилия уходят на второй план, но при утомлении для поддержания ритмов субъекту потребуются новые, теперь уже явные усилия. Ритм как особая временная форма создается и поддерживается энергией человека. Усваивая навязанные, «чужие» скорости и ритм деятельности, человек расширяет свои возможности, познает себя, укрепляется в уверенности в своих силах.

Если человек будет работать на пределе своих возможностей, то через некоторое время наступит срыв - человек утратит способность трудиться. Это прежде всего срыв в эмоциональной сфере, в сфере уверенности в себе, в успехе действия и пр.

Другая область, по которой можно судить о субъекте, - область любимых занятий, которые человек выбирает и выполняет по своему усмотрению и также по своему усмотрению может оставить, не вступая в конфликт с официальными органами. В этой области человек трудится с характерной для него скоростью, не напрягаясь и не изводя себя. Технология и тот продукт, который получается в результате, допускают характерные для субъекта скорости исполнения. Удовольствие, муки творчества - вот эмоциональная сторона любого «хобби». Это необходимые составляющие свободного ритма деятельности. Это энергетика временной формы субъекта.

Форма - это упорядочение, организация, закономерность мира и деятельности человека в мире. Двигательные навыки, знания и схемы являются формами упорядочения. Человек способен повторно их воспроизводить по своему произволу или по необходимости. Внутри такой структуры может быть произведено новое знание и выполнена практическая деятельность. Через деятельность, восприятие, переживание и язык формы мира проникают в психологические описания. Само описание вводит культурные формы в язык психологии. Подкрепленные восприятиями наличного и воспоминаниями прошедшего, культурные формы влияют на формы научных описаний.

Временная форма - это не мертвая структура, это энергия человека, выполняющего действие. Сроки придают форму жизни человека, но срок должен быть понят как действие, которое необходимо выполнить, несмотря ни на какие препятствия и трудности. Срок - это напряжение осуществления, напряжение ожидания события. В понятии срока проявляется напряжение формы и становится ясной роль человека в определении времени.

5. Поточные характеристики любых психологических содержаний - восприятие, воспоминание, мысль, ожидание, переживание, отношение, движение и т.п. - не могут быть охарактеризованы помимо времени.

Большой интерес представляет рассмотрение вопроса об усвоении культурных норм временной организации, об их столкновении с индивидуальными особенностями временной организации жизни. Интересно рассмотреть, как индивидные особенности сопутствуют групповым нормам в формировании временного опыта. Как преобразуется все, что связано с деятельностью, восприятием и переживанием в условиях групповой деятельности?

Чтобы ответить на вопрос о роли временных форм в психологическом описании, необходимо вдуматься в то, как мы употребляем времена в психологических текстах, придирчиво относиться к глаголам и наречиям времени. Время содержится уже в самой форме слова, в конструкции предложений и текста в целом. Вопрос в том, какое из приведенных выше пониманий времени окажется несоответствующим? Однако не следует преувеличивать роль языка. Язык - это инструмент, который отображает предметный мир и деятельность человека. И в мире, и в деятельности человека есть формующие временные элементы, которые сами собой проявляются при построении любого знания.

Во всяком случае, последовательность понятий предполагает еще два параллельных ряда: события окружающего мира и последовательность образов. Последовательность понятий становится знанием только при параллельном развертывании всех трех рядов.

6. Субъект-действие-речь-ситуация - одна из фундаментальных схем психологии. Взятая в абстрактном виде, она может быть и невременной. Но это лишь на самом первом шагу ее развертывания, когда она есть лишь абстрактная вербальная конструкция. Следующий шаг - введение принципа «Я-здесь-теперь» -является временным определением, поскольку определение относительно настоящего означает и соотнесение с прошлым и будущим. Но, может быть, еще до самой схемы уже предполагается время? На уровне понятия «бытие»? Действительно, Хайдеггер рассматривает эти два понятия вместе как два самых первых в структуре знания. В самом конце его трудного и чрезвычайно компактного текста, посвященного анализу соотношения между бытием и временем, рассматривается место понятия «событие», которое, по-видимому, объединяет время, пространство и бытие. Кроме того, автор полностью полагается на богатство самого языка, на его репрезентативные возможности, на интуицию творца языка.

Сознание определяется через посредство времени. Сознание и бессознательное различаются через соответствие реальности (время и пространство подразумеваются). У. Джемс говорил о потоке сознания и раскрывал его свойства, соотнося их с личностью и мышлением, Гуссерль строил феноменологию внутреннего сознания времени, соотнося сознание с длящимся предметом через ощущения и восприятие.

7. Легко говорить о потоке поведения, поскольку это сплошной материальный процесс: все его изменения наблюдаются или могут быть зарегистрированы. О потоке деятельности говорить труднее, потому что не все в деятельности доступно наблюдению со стороны. Понятие деятельности привычно сочетается с понятием «процесс». Но разве поток и процесс не одно и то же? Если сказать «процесс», будет ли точнее? Поток поведения непрерывен, а в потоке деятельности имеются пробелы: в промежутках между периодами, когда психическое доступно наблюдению извне или хотя бы изнутри, имеются слепые зоны, когда нельзя с уверенностью сказать, что человек действительно пребывает в деятельном состоянии. Ясно, что время пригодно для характеристики внешнего, но применимо ли оно при описании внутреннего? Временной анализ реакций человека и последующий цикл исследований переработки информации человеком склоняют к положительному ответу на вопрос. Термин «процесс»широко применяется в психологическом анализе.

Попытаемся представить документ с описанием некоторых действий человека помимо пространства, времени, энергии. Как организованы эти действия между собой? В какой последовательности выполняются действия? Сколько длится каждое? Возможно ли параллельное выполнение, хотя бы частично, каких-либо действий? Что такое дление действия? Нужно ли быть максимально сосредоточенным, чтобы не пропустить определенный объект, или можно расслабиться и просто ждать, поскольку событие будет четко определимым и не потребует мгновенной реакции. Без пространственной и временной структуры невозможно сказать даже об одном действии, не то что о группе действий.

Та психология, которая основана на понятии движения, уже в значительной степени обнаруживает временную структуру. Очевидными примерами могут служить бихевиоризм, деятельностный подход А.Н.Леонтьева, генетическая психология Ж.Пиаже. Движение непрерывно. Будучи внутри действия, оно дискретно. Движение дискретно, когда оно связано с применением отдельного средства, орудия. Смена орудия - это смена качества операции, в этом и есть дискретность движения. Достаточно ли сказать «движение», чтобы все охарактеризовать, - и не нужно слов ни о времени, ни о пространстве, ни об энергии? Нет, время - это начало, деление и конец. Время - это перерыв в движении, а затем начало нового периода непрерывного движения. Психологическое время - это движение субъекта. Просчитанное, продуманное, заученное, отточенное в тренировках, удерживаемое усилием субъекта, контролируемое субъектом и синхронизованное с другими движениями.

Теория поэтапного формирования действий содержит в себе временные положения: формирования - постепенного, последовательного, поэтапного - усиление и подчеркивание дискретности от этапа к этапу и непрерывности внутри каждого этапа. Заострение внимания на времени позволяет поставить вопрос о том, как именно происходит переход - непрерывно или дискретно? Разумеется, важны детали о временном режиме исполнения действия на каждом из этапов, о делении и энергетической характеристике длящегося действия на каждом этапе. Важно охарактеризовать поток, в котором наиболее успешно выполняется действие, сформированный до такой степени.

8. Чтобы использовать время для анализа внутреннего, применим принцип интенциональности: в психическом дан предмет.

9. Различие между непрерывным и дискретным. О непрерывности можно судить на основании непрерывности восприятия или переживания предмета. Длящийся предмет - основание для определения непрерывности субъективного. Нарушение непрерывности дано субъекту. Деление одного предмета прерывается появлением другого. О моменте дискретности судим по предметам. Ситуация - совокупность отдельных предметов, как можно ввести непрерывность? Через характеристику фона (Э. Рубин): в нем всегда найдется объект больших размеров, простирающийся за пределы отдельного предмета, выступающего в качестве фигуры. Когда он выступает на передний план, отдельность меньшего предмета теряет прежнее значение: она сменяется непрерывностью. В конце концов фоном выступит земля, море или небо, и только линия горизонта обозначит границу между ними, не разрушая непрерывности перехода. Собственное действие, живое движение субъекта является особым среди длящихся предметов. Переживание его длительности дается субъекту изнутри вместе с возможностью воспринимать движение снаружи, благодаря чему возникает твердая основа для формирования психологической непрерывности. Убедительные доказательства непрерывности несет самонаблюдение: тягучесть эмоциональных явлений, постепенный переход одного настроения в другое, невозможность достичь цели сразу, постепенное приближение к цели и др. Итак, основу психологической непрерывности находим в предметах мира, в движениях субъекта и его переживаниях, в понятиях языка.

10. Время как упорядоченный ряд событий. Различение событий внутри процесса и событий за пределами процесса лежит в основе задачи синхронизации, которую постоянно решают не только психологи-практики и экспериментаторы, но и психологи-теоретики. Понятие события должно быть признано в качестве базового психологического понятия. Временные различения, связанные с событием, хорошо описаны в психологии эмоций: ожидание события, переживание происходящего и прошедшего события (горечь опоздания).

Время как схема соединения, как причинно-следственная связь между событиями. Описание в терминах причины и следствия используется в обыденных рассуждениях, а в психологии почти не применяется: слишком сложным, зыбким и неуловимым является сам человек и его поведение. Слишком чувствителен человек и его действие к влияниям внешних факторов. Говорят об условиях, о влиянии, о сопутствующих процессах, о факторах, о составляющих сложного явления. Уместно ли здесь говорить еще о полевой связи? Выделение причин и следствий предполагает, с одной стороны, отдельные события, с другой - непрерывный переход между ними.

11. Восприятие, воспоминание, мысль, переживание, движение, отношение, общение, сознание - это прежде всего настоящее. На восприятие накладываются ожидание, воспоминание, мысли, переживания, движения, отношения. Настоящее становится исходной точкой психологического описания. Мысль расширяет настоящее. Понятие образа мира вводится через смысл, пространство и время. Образ мира и настоящее. «Здесь-теперь-Я» - базовый принцип психологии. Насколько приемлемо в психологии понятие ситуации, настолько психология начинается с настоящего. Действие - акт, совершающийся субъектом здесь и теперь.

12. Будущее вводится такими терминами, как «планы», «стратегии», «тактики», «антиципации» и «ожидания».

13. Прошлое вводится функциями памяти. Психологическое описание, учитывающее функции психики, не может быть невременным, поскольку оно включает понятия восприятия, памяти и антиципации.

Карл Бюлер хорошо показал, как временные формы пронизывают язык и речь в живой ситуации и организуют чтение и понимание письменного текста.

14. Анализ времени, внимание к форме временного типа неизбежны на начальных этапах психологического описания. Время здесь выступает как поток. Остальные понимания неизбежны на любых этапах. Описание остается близким к литературному, оно старается как можно полнее удержать все детали жизненного процесса.

15. Научный анализ стремится довести знание до идеала, вытравляя из него все элементы потока жизни, из которого он был вырван. В потоке много случайного, что замутняет чистоту научной истины. Где-то на самом высоком уровне абстракции понятийное изображение процесса остается без признаков потока. Если время, то только как схема мировой связи. Как остановившееся, вечное. Только логические формы причины и следствия.

16. Когда нам потребуется вернуться к жизни, применить построенную нами модель в реальных условиях, мы вновь обратимся к поточному временному описанию. Если мы полностью утратили его в процессе научного анализа, то что позволит нам внедрить наше знание в поток, вернуться к жизни с результатами нашего исследования? Только эмпирическая подгонка, доработка, юстировка в соответствии с конкретными жизненными обстоятельствами.

17. Либо мы должны были как-то сохранить элементы поточной временной формы в ходе движения по ступеням познания, держать поточные элементы на любом уровне абстракции, либо должны сохранять, удерживать в понятийной системе целый слой, где описание дается в максимально приближенных к жизни терминах. Но как совместить два способа описания в единой понятийной системе?

18. Историческое и логическое. По мере развития знание должно из исторического превратиться в логическое. Подразумевается, что второстепенные детали, характерные для жизненного потока, при этом исчезнут и останутся только логические формы, пронизывающие содержание знания. В таких логических формах временное не утрачено, в них лишь исчезли случайные детали.

19.В психологии есть очевидные примеры: культурно-историческая и другие теории развития психики (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже), теория деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), теории восприятия (Дж.Гибсон), мышления (А. В. Брушлинский, С.Л.Рубинштейн), мотивации (В.К.Вилюнас). Любые принципы развития, например профессионального, означают внедрение временных форм в психологический текст. Очевидная временная форма содержится в ситуационной теории К.Левина.

20. Даже если бы детали поточного описания были полностью устранены, временное сохранилось бы в формах отдельных слов: существительные могут иметь корни, общие с глаголами, приставки и суффиксы растягивают слова, придавая понятиям оттенок процессуальности. Временные свойства объектов формулируются посредством утверждений - пропозиций о последовательности или одновременности, непрерывности или дискретности, о процессуальных свойствах объекта и о связях внутри объекта разорванных или сохранных.

21. Последовательность и одновременность - базовые временные формы любого психологического описания.

В одной из работ мы рассматривали вопрос: как человек может успеть в срок со своим действием? Подготовка к событию - чисто техническая и моральная, выполнение - ожидание результата и операции по исполнению, переживание последствий, воспоминание, накопление опыта, все стороны группового взаимодействия и общения. Допустив ошибку, специалист спешит исправить ее и вообще начинает действовать быстрее, чтобы успеть к сроку. Напряжение возрастает, а потом может наступить момент, когда человек больше не способен реагировать в соответствии с обстоятельствами, успевая за происходящим, - это срыв. Предельные возможности временных процессов исследовал С.Г.Геллерштейн, показав, сколь велика роль сознания и устремленности на результат в связи с проблемой синхронизации. Как следует понимать последовательность и одновременность в психологии? Возможно, что дело прояснится рассмотрением понятия времени.

При временном анализе трудовой процесс рассматривался как дискретный, содержащий локально-непрерывные периоды - действия субъекта. Каждое действие развертывается среди событий мира, предсказуемая система которых составляет временную схему - временное условие трудового процесса.

Темп времени может быть определен частотой движений, дыхания, сердцебиения и другими показателями жизненных ритмов организма человека. Разумеется, такой способ задания времени -от человека - справедлив только в некоторых границах возможностей нормального функционирования человеческого организма. Вне этих границ время тоже определяется не иначе чем посредством субъекта.

Для операторского труда характерно быстрое усложнение ситуации, что требует изменения скорости выполнения деятельности оператором.

Предвидение усложнения ситуации и быстрое реагирование (изменение программы и т.п.) являются показателями высокого профессионального уровня специалиста. Анализ должен раскрыть переживание субъектом перехода от бездеятельности либо от нормальных условий к экстремальной ситуации, от одной деятельности к другой. Психологический временной анализ стремится показать, какие усилия прикладывает субъект, чтобы успеть вовремя выполнить свои действия.

Выполнение деятельности предполагает синхронизацию и встраивание в пространственные рамки. Ориентировка в пространстве и времени составляет важную часть водительских функций. Случаи потери ориентировки, нередко отмечаемые в транспортных профессиях, должны быть рассмотрены очень внимательно и во всех подробностях, - это позволит точнее раскрыть механизм операторского действия.

Определение причин пространственных и временных ошибок невозможно без разработки теории ориентирования в пространстве и времени. Приведем здесь некоторые идеи.

Устройство и функционирование пространственных и временных структур профессионального опыта должно быть рассмотрено на основе принципа «Я-здесь-теперь». Этот же принцип должен быть положен в основу определения организации действия и восприятия.

Эмоции, потребности, смыслы, влияют на формирование структур опыта. Это позволяет говорить о смысловой организации временных и пространственных структур профессионального опыта.

Большие и малые схемы, карта-путь и карта-обозрение различаются по масштабу и устройству. Они могут быть не только пространственными, но и временными. Они входят в состав функциональных единиц деятельности специалиста: авиадиспетчера, пилота, штурмана.

Вербальные структуры профессионального опыта функционируют совместно (влияя друг на друга) с пространственными и временными схемами при исполнении профессионального действия. Профессиональный временной опыт меняется под влиянием успехов и неудач в решении временных задач. Человек использует опыт временного исполнения для точного выполнения текущего действия.

Психологический анализ должен учитывать позитивное влияние ошибки на формирование профессионального опыта и совершенствование действия. В операторских профессиях особенно частыми и существенными являются временные ошибки: отставания, опережения, задержки, опоздания и пр. Подчеркнем значение ближайшей трудовой группы в исправлении ошибок оператора и в формировании его временного опыта как специалиста.

Нами выделено несколько параллельных линий времени труда в дальних перелетах: ритмы тела, ожидание, быстрое исполнение, локальное географическое время организма, административное время, астрономические ритмы. Анализ ритмов часов тела позволяет установить причины ошибок в деятельности человека. Требование точного исполнения действия должно учитывать локальные пространство и время индивида. Исследования опытных пилотов обнаружили индивидуальные приемы приспособления к местному времени.

***

Временная форма психологического знания складывается из ряда понятий: изменение, движение, процесс, непрерывность, дискретность, течение, состояние, скорость, ритм, ряд, событие. Время не может быть раскрыто без таких понятий, как бытие, субъект, сознание, пространство, деятельность, энергия. Время -это прежде всего настоящее бытие, наличное, присутствующее, данное мне, посланное как дар, прошлое, бывшее бытие, и наступающее бытие, будущее. Они прорываются через просвет пространства сознания и стягиваются в сознании. Настоящее уже не миг, который может быть определен только отрицательно - его уже нет, мы его ожидали, он все не наступал, а когда наступил - не успели заметить, и он прошел, его нет. Прошлое, настоящее, будущее протянулись навстречу друг другу и объединились в единое целое. Настоящее дано в восприятии, но оно растянуто, захватывая часть уже прошедшего и часть еще не наступившего. Воспринимаемое бытие - это тавтология, бессмысленное повторение. Если бытие - то значит восприятие. Восприятие - это движение, изменение, время. Переживание - движение, изменение во внутреннем мире. Ни восприятие, ни переживание немыслимы помимо времени. Так же как память, мышление, эмоции.

Чем же отличается движение от времени? В сфере внутреннего любое движение психического - это время. Время - форма внутреннего чувства. Но в движении слиты пространство и время. Необходимо вычесть пространство из движения. Останется то, что не связано с определенным местом, то, что является непространственной формой.

Время - это прежде всего изменение, непространственное изменение. Изменения восприятия, воспоминания, переживания, мысли мы наблюдаем прежде всякой константности.

И движение, и изменение - такие, которые позволяют выделять, отличать прошлое, настоящее, будущее,-это и будет время.

Время - это начало, деление и конец. Время - это длящаяся пауза, которая тоже имеет начало и конец. Пауза - это новое качество бытия, которое дано после прекращения длящегося предмета. Все утверждения о последовательности и одновременности, о ситуациях, о рядах событий и об изменениях бытия и предметов, происходящих в присутствии субъекта, в его восприятии и переживании, связаны со временем.

Время констатируется субъектом, используется субъектом, отсчитывается субъектом и ограничивает субъекта. Можно ли сказать, что в отсутствие субъекта время перестает течь? В том-то и дело, что изменения непрерывны и бесконечны. Они не зависят от субъекта. Но время - это упорядоченное, организованное понимание, схватывание изменений мира человеком. Время объективно, но в основе понятия времени - человек.

Оказавшись вновь перед объектом, человек вновь упорядочивает его по временному принципу. Но прежде человек должен узнать предмет. Узнавание идет по временным осям и вместе с ними. Предмет узнается в совокупности его временных ритмов -внутренних и внешних, связывающих человека с миром.

По-видимому, так следует говорить о соотношении сознательного и бессознательного.

Временная деятельностная форма, временная форма восприятия, временная языковая форма - все три формы неотделимы, и ни одна из них не может быть использована без другой.

Форма - это то, что повторяется, это устойчивое, это структура.

Уникальная форма - это основа устойчивости, это объективность.

Наши рекомендации