Понятие и характеристика психических процессов, психических свойств, психических состояний.

Психические процессыявляются основным способом сущест­вования психического. Они предельно пластичны и динамичны. Исходя из функциональной необходимости обеспечения деятель­ности человека, выделяют познавательные (обеспечение предмет­ности деятельности), эмоциональные (обеспечение субъективно­сти деятельности) и волевые (обеспечение активности деятельно­сти) процессы.

К познавательным процессам относят: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание.

Вступая во взаимодействие с предметами окружающего мира, человек ощущает его отдельные физические, химические и дру­гие свойства. Для удовлетворения своих потребностей ему необ­ходимо отражать мир предметно, т.е. как совокупность свойств. Это становится возможным благодаря процессу восприятия. Чтобы оптимизировать процесс поиска предмета потребности, необходимо его «второй» образ сохранить в сознании, в пред­ставлении — идеальном обобщенном образе действительности. Без включения памяти в познание процессы ощущения, воспри­ятия и другие каждый раз будут переживаться как впервые встре­чаемые. Память позволяет фиксировать в опыте ценностные ориентации человека, способы его поведения и действий. Рас­пад памяти влечет за собой распад феноменальной целостности человека.

Мир развивается по объективным законам. Без их познания не­возможна деятельность, совершенствование самого человека. Именно познание сущности делает возможным преобразующую деятельность. Способность отражать мир на уровне сущности де­лает возможным преобразующую деятельность. Такое отражение мира на уровне его сущности позволяет осуществить процесс мышления. Мышление невозможно без речи: человек «мыслит» словами. Живя в постоянно изменяющемся мире, человеку необ­ходимо предугадать по отдельным признакам будущее изменение и заблаговременно подготовить свое ответное поведение, дейст­вие. Это возможно благодаря процессу воображения. Внимание позволяет направлять «луч сознания» на те предметы и явления, которые в данное время предстают как самые значимые.

Таким образом, познавательные процессы обеспечивают деятельность, являются ее условием. В то же время они формируют­ся и развиваются в процессе деятельности. А это означает, что любой процесс, например мышление и внимание, может быть рассмотрен и как деятельность. Человек всегда пристрастен, он всегда относится к предметам и явлениям окружающего мира, самому себе. Пристрастность отражается в эмоциях. Процессы познания мира и эмоциональные процессы взаимосвязаны друг с другом. В познании проявляет себя отношение, которое в свою очередь есть результат познания.

Эмоция есть отражение потребности и возможности ее удовле­творения.Высшим продуктом социального, ценностного развития эмо­ций человека являются чувства. В чувстве как бы «сплавлено» по­нятие, отражающее ценностную позицию и обобщенный эмоцио­нальный опыт по переживанию отношения к этой ценности в процессе деятельности (например: чувство патриотизма, чувство долга, ответственности, гордости).

Человек не только познает окружающий мир, относится к нему, но и активно действует, изменяет его. Это возможно благодаря воле. Под волейпринято понимать способность человека саморе­гулировать и самодетерминировать свою деятельность.

Психические состоянияэто целостная харак­теристика психической активности людей в определенных услови­ях, при выполнении ими конкретныхзадач.Каждый компонент пси­хики (познавательный, эмоциональный, волевой) по-разному представлен в том или ином состоянии.

Свое название «психическое состояние» получает от ведущего компонента: эмоциональное состояние (радости, печали и т.д.), волевое состояние (решительности, настойчивости и т.д.). Соб­ственно жизнь человека есть смена одного состояния другим. Со­стояние человека есть тестирующий фактор жизненной ситуации, которая возникла в данный момент времени. По типичным состояниям в различных ситуациях можно су­дить об устойчивых личностных компонентах человека. Именно таким образом мы оцениваем людей: «это увлеченный человек», «это решительный человек», «это веселый человек» и т.д.

Психические свойствавыступают в виде системных качеств персонала. Свойства человека формируются и проявляют себя в дея­тельности. Синтез свойств психики приводит к формированию обобщенных макрохарактеристик человека как индивида, лично­сти, субъекта деятельности и индивидуальности. Каждая из этих макрохарактеристик, взаимодействуя с другими, отражает включенность человека в приоритетные сферы жизненной стратегии, в которой целенаправленная активность обеспечивает получение вполне определенных результатов. В макрохарактеристике «ин­дивид» отражена вся совокупная психофизиологическая основа человека. «Личность» выражает его социализацию, иначе говоря, освоение социального опыта. Деятельностная активность человека представлена в макрохарактеристике «субъект деятельности». И, наконец, на неповторимую самобытность человека как целостного феномена указывает интегративная макрохарактеристика «индивидуальность».

Все эти макрохарактеристики человека образуют его целостный психологический портрет, качественные признаки которого воз­никают, формируются, развиваются и проявляются во взаимодействии с другими людьми, предметным миром, собственным «Я».

Содержание психических свойств человека включает:

¾ направленность («Что хочет человек?»);

¾ способности («Что может человек?»);

¾ характер и темперамент («Как проявляется человек»).

Изучать человека — значит изучать его свойства: направлен­ность, способности, характер и темперамент, а также условия и факторы определяющие их особенности. Все эти свойства прояв­ляются только в деятельности. Их познание возможно через изу­чение психологической структуры деятельности: мотивов, целей, способов и результатов действий при решении конкретных задач в определенных условиях. Приоритетное внимание, безусловно, следует уделять изучению субъекта деятельности.

Наши рекомендации