Методические средства психологического тренинга.

В психологической литературе выделяют три группы методических средств (техник), которые применяются в различных видах тренинга, в том числе и в СПТ:

1. техники представления информации ( цель: получение и

осознание информации):

- лекции,

- систематизированные обзоры,

- программированные инструкции,

- групповые дискуссии;

Основные методические требования к данной группе методов – новизна информации и представление информации в разных модальностях с иллюстрированием ее в разных формах (образной, метафорической и юмористической ).

2. имитационные техники (цель: тренировка в безопасных

условиях):

- ролевые и деловые игры,

- психогимнастические упражнения;

- техники психодрамы и социодрамы;

- медитативные техники.

3. техники создания реальной среды (цель: действия с реальными рисками). Следует отметить, что данная группа методов в СПТ используется крайне редко.

Личность тренера

Тренинг, как специфическая форма обучения и повышения эффективности взаимодействия, предъявляет повышенные требования к личности тренера. Именно личность психолога является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга.

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт групповых ведущих (А.Косевска, С.Кратохвил, М.Либерман, К. Роджерс, И. Ялом...), можно выделить следующие личностные черты, желательные для руководителя тренинговой группы:

- открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

- эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

- аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

- энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

- уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

- уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка;

- богатое воображение, интуиция;

- высокий уровень интеллекта.

К.Рудестам, известный специалист в области психокоррекционных групп отмечает, что «Руководитель в группах ...должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций... Эффективное руководство группой предполагает правильный выбор стиля руководства и широкий спектр творческих умений» (К.Рудестам, 1993, с.50).

С.И. Макшанов называет такие качества личности тренера, как высокий уровень компетенции в различных областях теории и практики и высокий уровень социальной зрелости. (Макшанов С.И. 12, с.78).

Е.В. Сидоренко выделяет такие личностные качества, как

энергию – потенциальную силу для «энергетизирования» других,

информированность в различных областях теории и практики, опыт, властность, остроумие, харизматичность (обаяние). (Сидоренко Е.В. с.169-176).

Важнейшим условием успешной работы тренинговой группы также является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Тренер постоянно, приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, в процессе работы и т.д., задает и отвечает на три вопроса:

- Какой цели я хочу достичь?

- Почему я хочу достичь этой цели?

- Какими методическими средствами я буду достигать цель?

Структура тренинга:

1111111

1. 2. 3. 4.

1.Этап создания работоспособности:

1.1.- подбор группы (оптимальное количество участников 10-12 чел)

1.2.- процедура знакомства;

1.3.- обсуждение организационных моментов:

а) сообщение цели работы,

б) обсуждение правил работы группы,

в) обсуждение ожиданий и опасений участников.

2. Этап ориентации (ролевая игра или групповая дискуссия).

3. Этап обучения:

3.1. – Условия эффективного общения ( вербальное и

невербальное общение):

а) информационный блок,

б) упражнение простое,

в) упражнение средней сложности,

г) сложное упражнение;

3.2. – Установление контакта с партнером:

а) информационный блок,

б) упражнение простое,

в) упражнение средней сложности,

г) сложное упражнение;

3.3. – Прием-передача информации:

а) информационный блок,

б) упражнение простое,

в) упражнение средней сложности,

г) сложное упражнение;

3.4. – Условия эффективного слушания:

а) информационный блок,

б) упражнение простое,

в) упражнение средней сложности,

г) сложное упражнение;

3.5. – Восприятие и понимание эмоционального состояния

партнера:

а) информационный блок,

б) упражнение простое,

в) упражнение средней сложности,

г) сложное упражнение.

4.Завершающий этап:

4.1. – Этап целостного действия - этап закрепления (ролевая

игра или «вертушка»),

4.2. – Процедура «чемодана».

Деятельность тренера на этапах тренинга.

Этап создания работоспособности:

На первом этапе тренер должен создать такую атмосферу в группе, которая позволяла бы каждому участнику преодолеть напряжение и неопределенность, уточнить цели работы и получить представление о принципах и правилах, которые будут действовать в группе. Тренер дает группе возможность познакомиться. Рассказать о себе и своих ожиданиях в связи с предстоящей работой. Принципы и правила принимаются всей группой.

Задачи тренера на этапе создания работоспособности:

1. Диагностика группы в целом и каждого ее участника.

2. Привлечение внимания группы к идеям, акцентирование профессиональной значимости поставленных перед тренингом целей, их сочетание с личностными целями.

3. Создание реалистичных представлений о целях, организации, содержании работы.

4. Создание благоприятных возможностей для активности всех участников группы.

5. Проведение первых совместных действий.

Этап ориентации:

Этап ориентации предназначен для уточнения и конкретизации каждым участником своих индивидуальных целей в тренинге. В СПТ для осознания понятия «партнерское общение», условий эффективного партнерского общения.

Тренер создает условия для самостоятельного обнаружения каждым участником личностных ресурсов (умение устанавливать контакт, умение эффективно слушать и слышать, умение понимать и корректировать эмоциональные состояния партнера по общению и т.д.), которые нуждаются в развитии или коррекции.

Традиционно, на этапе ориентации, тренер предлагает ролевую игру или групповую дискуссию.

По-мнению С.И.Макшанова, на этапе ориентации проявляются два характерных эффекта:

1.Активизация психологических защит участников в разнообразных формах:

- объяснение своего поведения,

- агрессия на метод,

- агрессия на тренера, обвинение его в некомпетентности в конкретной профессиональной области,

- демонстрация отстраненности и незаинтересованности,

- защита партнеров по группе,

- агрессия на позитивно настроенных участников группы.

2.Отчетливая демонстрация участниками тренинга имеющихся у них ограничений, снижение порога критичности и готовность получать «рецепты», что противоречит принципиальному положению об активной, творческой позиции участников (12, с.155-156). Результатом этапа ориентации должны стать: изменение мотивации участников группы (повышение активности, адекватные отношения сотрудничества и соперничества), конкретизация и индивидуализация целей тренинга, осознание личностных ресурсов, завершение структурирования группы.

Этап обучения:

Тренер создает условия для последовательного освоения условий эффективного общения ориентируясь на принципы движения от простого к сложному, последовательной интеграции приобретенных навыков в поведенческий репертуар. Тренер ориентируется на темпы продвижения группы в целом и каждого участника, регулирует активность участия в упражнениях, ролевых ситуациях, ролевых играх…

Каждая составная часть этапа обучения включает обязательный информационный блок.

Психогимнастика в тренинге.

Понятие «психогимнастика» достаточно условно. Этим понятием обозначают очень широкий круг упражнений: письменных, устных, вербальных и невербальных, двигательных, рисуночных и т.д.

При выборе психогимнастического упражнения важно учитывать:

1. что преимущественно должно произойти в результате его проведения:

- изменится состояние группы как целого,

- изменится состояние каждого из участников группы в отдельности,

- изменится состояние конкретного участника группы,

- будет получен материал для обсуждения содержательного плана.

2. Уровень сплоченности группы: чем группа сплоченнее, тем рискованнее могут быть упражнения (предполагающие физический контакт, упражнения с закрытыми глазами…).

3. Состав группы: физические данные, социально-демографические (пол, возраст) данные.

4. Время дня:

- в начале тренингового дня следует проводить упражнения, позволяющие отключиться от забот, включиться в ситуацию «здесь и теперь»;

- в середине дня следует проводить упражнения, помогающие снять усталость, создающие условия для эмоциональной разрядки, мобилизовать внимание, интеллектуальную активность;

- в конце тренингового дня следует проводить упражнения, помогающие снять усталость, упражнения, формирующие обратную личностную связь.

5. Содержание дальнейшей работы.

Эффективность упражнения во многом зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции.

Инструкция должна содержать достаточную и необходимую информацию. Для эффективности следует привести пример или дать образец. Приступать к выполнению упражнения следует только тогда, когда тренер убедился в том, что все поняли инструкцию и знают, что надо делать.

Тренер по возможности принимает участие в психогимнастических играх, особенно в тех, с которых начинается тренинговый день, которые проводятся с целью получения каждым участником группы личностной обратной связи, если в парах или тройках не хватает участника группы. Тренер не принимает участия в упражнениях, когда обеспечивает безопасность членов группы (например, при выполнении упражнения с закрытыми глазами).

Упражнение завершается, когда степень вовлеченности, удовольствия от его выполнения достигает максимума и еще не начинает снижаться.

Чем в большей степени упражнение ориентировано на получение содержательной информации, тем больше времени стоит потратить на его обсуждение.

В психологической литературе (С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева) все психогимнастические упражнения объединены в три большие группы:

1. Упражнения на создание работоспособности. Основная цель упражнений создать такую групповую атмосферу, такой климат отношений (эмоциональная свобода участников, открытость, дружелюбие, доверие друг к другу и к тренеру), такое состояние каждого участника, которые позволяют перейти к содержательной части работы:

А) упражнения на создание работоспособности в начале работы тренинговой группы;

Б) упражнения на создание работоспособности в начале тренингового дня, позволяющие учатникам группы отвлечься от проблем, не относящихся к групповой работе, полностью переключиться на ситуацию «здесь и теперь», обратить внимание друг на друга, почувствовать группу, поздороваться. В результате проведения жэтих упражнений выравнивается эмоциональное состояние участников, создается благоприятная для работы групповая атмосфера;

В) упражнения на поддержание и восстановление работоспособности используется для повышения внимания, интеллектуальной и физической активности, снижения усталости, улучшения настроения.

2. Психогимнастические упражнения содержательного плана, позволяющие участникам группы приобрести опыт эффективного общения:

А) эффективное невербальное общение;

Б) установление контакта,

В) прием-передача информации,

Г) эффективное слушание,

Д) восприятие и понимание эмоционального состояния партнера.

3. Психогимнастические упражнения, формирующие обратную личностную связь. В основном их проводят в конце тренингового дня и в конце тренинга на этапе «чемодана».

В приложении приведены наиболее часто используемые в СПТ психогимнатические упражнения из книги С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева психогимнастика в тренинге (1993 – 106 с.).

Заключительный этап

Заключительный этап направлен на обобщение и закрепление полученных умений, навыков, установок в ролевых ситуациях ( этап целостного действия). Обычно проводится развернутая ролевая или деловая игра ( смотри алгоритм ролевой игры на этапе ориентации) и на получение каждым участником и группой в целом обобщенной и индивидуализированной информации об эффективности работы и измеряются субъективные результаты тренинга (процедура «чемодана»).

Наши рекомендации