Защита от манипуляций в деловом общении
Анализ манипуляций показывает, что при всех различиях они имеют много общего, что и позволяет выстроить довольно надежную защиту от них. Осуществить ее можно по следующей блок-схеме:
1. Не показывайте слабостей (не попадайтесь на приманку, осознайте, какую вашу слабинку пытаются использовать). В основе манипуляции всегда лежит использование слабостей собеседника
2. Осознайте, что Вами манипулируют. Признаком манипуляции является чувство неудобства. Вам не хочется что-то делать, говорить, а приходится – иначе неудобно, Вы будете «плохо выглядеть».Достаточно сказать себе: «Стоп, манипуляция!».
3. Примените пассивную защиту либо активную защиту. Пассивная защита. Ею рекомендуется пользоваться, если вы не знаете, что делать, как ответить манипулятору. Не говорите ничего. Сделайте вид, что не расслышали, не поняли или вообще спросите о чем-то другом.
4. В активной защите: «Расставьте точки над i, либо осуществляйте контрманипуляцию».Манипулятор обычно эксплуатирует наше желание выглядеть хорошо, поэтому не бойтесь показаться плохим «Боюсь, ты сильно преувеличиваешь мои достоинства» (щедрость, возможности, способности) – эти слова снимают с Вас всякие обязательства и открывают неограниченный простор для импровизаций.
Итак, если вы решились на активную защиту, то не стесняясь, скажите, что вас беспокоит в предложении партнера, расставьте точки над i.
Если это необязательный заемщик, достаточно сказать ему, например, что у вас нет уверенности, что он вовремя вернет долг, он сам в этом виноват.
Манипулятору типа «Дитя на работе» неплохо указать, что его неспособность – это его проблемы, а выполнять обязанности надо не те, что можете, а те, что должны: «Правильно ли я вас понял, что вы неспособны занимать эту должность?».
Смысл контрманипуляции – сделать вид, что не понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным вопросом, показывающим манипулятору ваше психологическое превосходство.
Например, манипулятор говорит: «А слабо тебе?» и предлагает что-то опасное или преступное. Ответ: «А ты сам можешь это сделать? Сделай».
Манипулятор «Дитя на работе» не будет в восторге от встречного вопроса: «Вы зарплату получаете? Эта плата должна быть заработана вами».
«Обезьяна на шее» останется у подчиненного, если руководитель поинтересуется, кому поручено данное задание и, получив очевидный ответ, скажет: «Вот и выполняйте».
Иногда, чувствуя, что нами манипулируют, можно и поддаться манипулятору. Это целесообразно, когда ущерб от манипуляции меньший, чем от ухудшения отношений с манипулятором. Или когда видишь, как другими действиями можно компенсировать свой проигрыш от манипуляции.
Манипуляция предполагает свои этапы, свои принципы. Подготовительный этап – включающий :
а) исследование человека, которого собираются ввести в заблуждение и владение информацией, которой он не знает
б) подготовка и маскировка того «ложного сюрприза»,который должен позже получить заблуждаемый. Важно, чтобы заблуждаемый не смог догадаться о наличии «сюрприза», а для этого «сюрприз»надо замаскировать, спрятать - поэтому этот этап
Р. Гарифулин предлагает назвать «пальмировкой» – этот термин взят из иллюзионного искусства и обозначает « спрятать в ладони»
Затем наступает сам процесс введения в заблуждение, он включает: отвлекающие действия (смешение правды и лжи и другие приемы), заблуждающие действия. Этот этап предложили назвать «пассировкой» – означает обманные движения и действия с каким-либо предметом.
И в завершении манипуляции – «правда» незаметно заменяется на «ложный сюрприз»,пострадавший обнаруживает внезапно, что его ловко «провели», что вместо желаемого результата он получил совершенно другой, «печальный» итог. Этот этап можно назвать в терминах иллюзионного искусства – «шанжировкой» – подмена одного предмета на другой.
Неоднократно предпринимались попытки выявить принципы и законы воздействия на людей, правила ухищрений. Например Таранов П.С. описывает следующие принципы хитрости обращения с людьми:
1. принцип «в качестве свиньи» – сильные мира сего иногда привлекают людей, дают им все, что им нужно, «прикармливают», чтобы затем воспользоваться, чтобы потом выжать из них нужное, а самих отшвырнуть прочь. «Не верьте благодетелям!»
2. принцип «всегда вдвоем» – люди более результативны и успешны, если действуют не в одиночку, а вдвоем; Поэтому вывод «Никогда не иди один!», а с другой стороны,: «Остерегайся, если с тобой беседуют двое» – встречаясь с двумя противостоять им трудно или почти невозможно.
3. принцип «Идиотизма» – если задача превышает умственные возможности человека, то решая ее, он начинает выглядеть как идиот. Создавая запутанные, многовариантные ситуации, с искаженной и неопределенной информацией, можно даже умного человека сделать идиотом.
4. принцип «Покажи товар лицом» – покажи достоинства объекта, покажи его ценность и необычность, покажи, что знатоки ценят объект, и что объект редок и малодоступен для других людей и успех обеспечен. Полезно придать элемент необыкновенности и себе и потенциальному клиенту: «У меня покупают только везунчики!»
5. принцип «Сделай, а потом отмени» – главное максимально искренне вести себя на фазе делания, так и потом – на фазе отмены: «извините, ошибся; вышло недоразумение»; «виноваты непредвиденные обстоятельства или кто-то персонально», но та первая информация, в которую поверили, первоначальное обещание все равно остается в памяти и продолжает влиять на поведение людей.
6. принцип «120 минуты» – манипуляция временем для воздействия на людей опирается на физиологических закономерностях работы мозга: на 40-60 минуте совещания наблюдается ослабление внимания его участников, на 80-90 минуте у некоторых наблюдаются признаки депрессии, отстраненности от обсуждаемой проблемы, на 100 минуте совещания возникают локальные конфликты между участниками, а на 120 минуте некоторые участники совещания готовы принять любое предложенное решение, особенно если в комнате душно, все устали и дело под вечер.
Помогает при воздействии, манипуляции людьми и учет следующих психологических «законов»:
· закон «жесты отчаяния» – люди, демонстрируя свое отчаяние максимально театрально (бьют посуду, мебель, ценные вещи и т.п.) хотят своим отчаянием повлиять на других;
· закон «кратковременности совершенства» – «хорошее не бывает долгим, «великие дела долго не делаются» – быстрота и краткость события придают ему эффект «совершенства», не давая возможности заметить «изьяны»
· закон «привнесения фактов» – даже выдуманное событие становится фактом, если оно вплетено в сюжет происходящего, как его главный результат. В этом же духе совет одного хирурга: «Если приступаете к операции удаления пули из тела, то имейте на всякий случай такой же предмет в кармане, чтоб было что показать пациенту, если операция окажется неуспешной»;
· полезен и закон «примера» – чтобы оказать более сильное воздействие на человека, надо показать ему наглядный пример, лучше даже на своем примере;
· неотразимо действует и закон «слез» – если искренние и безутешные слезы льются из женских или детских глаз, то они могут заставить «дрогнуть самое черствое сердце». «Слезы незнакомого человека располагают нас к нему прежде, чем мы узнаем их причину»( Жан-Батист Дюбо);
· закон «хитрости или притворства» – притворяясь, создавая требуемую видимость, можно успешно ввести людей в заблуждение и добиться от них желаемого
Таранов вскрывает и некоторые противоречивые порывы человеческой души – феномены, способствующие манипуляциям:
1) феномен «близкого расстояния» – для создания иллюзии дружеского расположения полезно общаться с человеком на близком расстоянии (0.5-1м), поэтому замечали, что стремясь вас уговорить, стараются подойти к вам поближе, даже иногда вплотную прикасаясь или держа вас за руку.
2) феномен «двойного великодушия» – если люди видят великодушное действие какого-то человека по отношению к кому-либо, то их ответное великодушие направлено на лицо, совершившее великодушие».
3) феномен «искушения» – всякий раз, когда кто-то апеллирует к нашему благу, он нас искушает, т.е. перенацеливает нас, привлекает нас к чему-либо, задает пути, способы и ориентиры, которые до этого мы не знали или не желали. В качестве сильных приемов привлечения людей к чему -либо могут быть искусительные, «магические» слова, например «эксперимент», «успеть», «это ваш шанс»и т.п.
4) феномен «обещания» – это вообще безотказно действующий механизм манипуляций в политике, бизнесе, любви, мошенничестве. Причем удивительная закономерность наблюдается: обещание тем притягательнее, чем оно невыполнимее. У людей как бы отказывают последние зачатки реализма и здравого мышления – вместо того, чтобы понять, что эти чудесные обещания никогда не могут быть выполнены в силу их нереальности.
Интересен эффект «нарочитой правдивости», когда сообщается чуть больше правды, чем это обычно бывает, и тогда это воспринимается людьми не как искреннее «высвечивание своих греховных недостатков», а как легкий камуфляж их действительного отсутствия. Так, нарочито подчеркнутый правдивый рассказ о любовных победах может восприниматься слушателями как фантазия рассказчика, его попытка создать видимость таких побед при фактическом их отсутствии.
Похоже срабатывает эффект «обратного действия, или обратного смысла». Нужно так преподнести правду, чтобы она всеми воспринималась ложью.
Эффект «отвлечения внимания» – важный прием манипуляций. Чтобы осуществить желаемое действие, против которого будет возражать собеседник, надо переключить его внимание на какое-то иное событие или действие, и, пользуясь таким отвлечением, как можно быстрее осуществить нужное вам. Тогда собеседник либо ничего не заметит, либо не успеет правильно отреагировать и помешать вам. Чем более странным, наглым, неожиданным или безумным будет ваш «отвлекающий маневр», тем выше вероятность успеха в осуществлении вашего «подлинного «желаемого действия. Эту особенность отражает такой афоризм: «Разум победы — это безумие победителя».
Таким образом, осуществление определенных манипуляций позволяет оказать мощное воздействие на поведение или состояние другого человека вопреки его желанию и в обход его разуму и пониманию. Мошенничество становится возможным, когда в «общении» была проведена предварительная манипуляция. Применив весь свой арсенал уловок, мошенники как бы «подготавливают» нас к самому действию, а точнее говоря: мы сами готовы сделать для них все, что угодно. Так что ловкач выиграл тогда, если он взял верх в «общении».
Мошенники умеют блефовать. Блеф в переводе с английского означает «выдумку», «обман», «введение в заблуждение», «ложное информирование», когда желаемое пытаются выдать за действительное. Он эффективен, если удается ввести в заблуждение того, на кого он направлен. Когда человека искусственно вводят в заблуждение, его решение формируется в результате ошибочного представления об обстоятельствах, имеющих существенное значение для сделки, и в результате человек совершает неправильные действия, осознавая это слишком поздно.