Тесты для самоконтроля к теме 2
1. Слово «коммуникация» в переводе с латыни означает:
а) «частное, не разделяемое ни с кем»;
б) «общее, разделяемое со всеми»;
в) «целое, не делимое на части»;
г) «особенное, не похожее на других».
2. Стилистический барьер общения возникает:
а) из-за непонятной или неправильной логики рассуждений;
б) из-за невнятной речи;
в) из-за несоответствия стиля речи и ситуации общения;
г) из-за неприязни или недоверия к коммуникатору.
3. Упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций:
а)стереотипы;
б) предвзятые представления;
в) пренебрежение фактами;
г) все вышеперечисленное.
4.Установление сходства одного человека с другим:
а) рефлексия;
б) эмпатия;
в) стереотипизация;
г) идентификация.
5. Особый способ глубокого и безошибочного восприятия внутреннего мира другого человека:
а) рефлексия;
б) эмпатия;
в) идентификация;
г) стереотипизация.
6. Осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению:
а) рефлексия;
б) эмпатия;
в) идентификация;
г) стереотипизация.
7. Феномен, который проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств, называется:
а)эффектом «ореола»;
б) эффектом «проецирования»;
в) эффектом «первичности»;
г) эффектом «последней информации».
8. Форма межличностного взаимодействия, которая снимает агрессию людей и удовлетворяет на минимальном уровне потребность в признании:
а) игра;
б) уход;
в) ритуальное взаимодействие;
г) привязанность.
9. Непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы:
а) суггестия;
б) конформизм;
в) нонконформизм;
г) самоопределение.
10. Группа, нормы и правила которой служат для личности образцом:
а) малая группа;
б) группа членства;
в) большая группа;
г) референтная группа.
Глава № 3. Личность в деловом общении
Человек, индивид, индивидуальность, личность
Для анализа личности в деловом общении следует четко разграничивать понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек». Наиболее общим является понятие «человек» – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и.т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Индивид– это единичный представитель вида homo sapiens, биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида (индивидом рождается каждый человек).
Индивидуальность– это непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого. Она подразумевает своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Как правило, только другие люди могут сказать, чем один человек отличается от другого.
Напротив, личность– это то, что формируется и наблюдаемо самим человеком. Личность– совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества. Понятие «личность» отражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность возникает в результате культурного и социального развития. Это социально-психологическая сущность человека, совокупность уникальных черт которые могут вносить вклад в общее социальное целое. Личность формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Быть личностью – значит иметь следующее:
· обладать независимостью, свободой, т.е. личностной автономией;
· иметь активную жизненную позицию;
· иметь цель в жизни и обладать принципиальностью;
· обладать способностью к самонаблюдению, самоанализу, саморегуляции;
· осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости;
· оценивать последствия принятого решения и быть за него ответственным;
· иметь созидательную установку и созидательное поведение.