Концепции личности и их учет в деловом общении

Наиболее популярной за пределами психологии является концепция личности, разработанная Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939). На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сфор­мулировал психологическую концепцию, согласно которой пси­хика, личность человека состоит из 3-х структур, уровней:

1. «ОНО» – бессознательная часть психики, бурлящий котел биоло­гических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «ОНО» насыщено сексуальной энергией – «либи­до». «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, т. е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения – гомеостаз – тен­денция к сохранению примерного внутреннего равновесия.

2. «Я» (ЭГО) сознания находится в состоянии постоянного кон­фликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения. Уровень со­знания формируется под влиянием общества. На «Я» воздейству­ют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявля­ет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармо­нию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а прин­ципу «реальности».

3. «СВЕРХ-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль кри­тика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испыты­вает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.

Уже ближайшие ученики З. Фрейда пришли к выводу, что не сексуальные влечения определяют психическое развитие личности. Они выдвинули иные факторы и причины:

· Альфред Адлер (1870 – 1937) доказывал, что психической развитие человека связано с чувством неполноценности и необ­ходимостью компенсировать обнаруженный у себя дефект

· Карен Хорни (1885 – 1952), которая считала, чточеловеком движут не только биологически предопределенные бессознательные побуждения, но и приобре­тенные стремления к безопасности и самореализации;

· Гарри Салливен (1892 – 1949) считал, чточеловеком движут прежде всего образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве;

· Эрих Фромм (1900 – 1980)в объяснении природы человека особенно подчеркивалвлияние социально-экономической структуры общества;

· Карл Густав Юнг (1875 – 1961) доказывал, что психической развитие человека связано с кол­лективным бессознательным – архетипами, вобравшими в себя обще­человеческий опыт;

Кроме того, в своем труде «Психологические типы» Карл Юнг предложил различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Этот тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом («в своей тарелке»), когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми, и делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.

Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазий или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт любит свою компанию, свой «тесный мирок» и немедленно замыкается в больших группах.

Как фрейдовская, так и юнговская концепции личности следует учитывать в деловом общении, понимая, что деловой партнер не является рациональным субъектом, он так же, как и все люди имеет иррациональную сферу, влечения и инстинкты, чувства вины и стыда, различную направленность внутренней психической энергии.

Бихевиористский подход к изучению личности.Бихевиоризм определил облик американской психологии XX века. Его основатель Джон Уотсон (1878 – 1958) в статье «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведе­ние». Отсюда и название – от английского behaviour – поведе­ние (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психоло­гия).

Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих дан­ному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул — реакция» S—R являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка (Эдуард Ли Торндайк (1874 – 1949)) уточняет: связь между S и R усиливается, если есть под­крепление. Подкрепление может быть положительным (похва­ла, получение желаемого результата, материальное вознаграж­дение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иног­да преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр.

В недрах бихевиоризма психолог Эдвард Чейс Толмен (1886 – 1959) в 1948 году под­верг сомнению схему S – R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную – психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственнос­ти, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула S – I – R.

Когнитивная психология.Когнитивная психология – направление в психологии, возникшее в начале 1960-х голов ХХ века. Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола – знать. Когнитивные теории личностиисходят из понимания че­ловека как «понимающего, анализирующего».

Джордж Келли – один из основателей когнитивной психологии, счи­тал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Личностный кон­структ – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или пред­сказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый спо­соб, которым человек осмысляет какие-то аспекты действи­тельности в терминах схожести и контраста.Примерами лич­ностных конструктов могут быть «умный – глупый», «хороший – плохой», «мужской – женский», «дружеский – враждебный» и т. п.

Если конструкт помога­ет точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохра­нит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен.

Если человек стоит перед выбором конструк­та, то он выбирает то, что наиболее вероятно, либо расширяет его понимание мира, либо уточняет конструктную структуру. Выбор делается на основании оценки, какой альтернативный конструкт наиболее вероятно приведет к расширению или к определению системы, и выбранный конструкт определяет поведение челове­ка. Отсюда следует, что если человек изменит свои конструк­ты, то он изменит свое поведение и свою жизнь.

Гуманистическая психология.Гуманистическая психология, в отличие от психоанализа, изучает здоровые, гар­моничные личности, достигшие вершины личностного разви­тия, вершины «самоактуализации». Такие «самоактуализирую­щиеся» личности, к сожалению, составляют лишь 1 – 4% от об­щего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития.

Абрахам Маслоу (1908 – 1970) – один из представителей гуманистической психологии, один из ведущих психологов США в области исследования мотивации, разработал «иерархию потребностей». Она состоит из следующих ступеней:

1) физиологи­ческие потребности – это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.

2) потребность в безопасности – стрем­ление к материальной безопасности, здоровью, обеспечению в старости и т. п.

3) социальные потребности, потребности в любви и привязанности. Удов­летворение их потребностей необъективно и трудноописуемо.

4) потребность в уважении, профессиональном признании, осоз­нании собственного достоинства – здесь идет речь об уваже­нии, престиже, социальном успехе.

5) потребность в самореализации, самоактуализации, в развитии личности, в осуществ­лении самого себя, , в ос­мыслении своего назначения в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

1) мотивы имеют иерархическую структуру;

2) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходи­мыми являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию;

3) пока не удовлетворены нижние потребности, высшие оста­ются сравнительно неинтересными;

4) с повышением потребностей повышается готовность к боль­шей активности.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и фи­зиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приво­дит к тому, что эти потребности могут стать для обычного чело­века ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Если человек стремится понять смысл своей жизни, макси­мально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.

«Самоактуализирующейся личности»присущи следующие особенности:

· полное принятие реальности и комфортное от­ношение к ней;

· принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожидани­ям»);

· увлеченность лю­бимым делом, ориентация на задачу, на дело;

· автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность сужде­ний;

· способность к пониманию других людей, внимание, доб­рожелательность;

· постоянная новизна, свежесть оце­нок, открытость опыту;

· различение цели и средств, зла и доб­ра («Не всякое средство хорошо для достижения цели»);

· спон­танность, естественность поведения;

· юмор;

· саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, само­актуализирующееся творчество в работе, любви, жизни;

· го­товность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному понима­нию своих возможностей, к повышению конгруэнтности, т.е соответствия переживания его настоящему содержанию.

Психогенетический подход Чемпиона Тойча. Концепция Тойча, гласящая, что генетический код до рождения человека определяет большую часть перспектив его жизни и основные паттерны поведения, постепенно получает при­знание в научных кругах. Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиоло­гических особенностей организма, предрасположенностей к определенным болезням, но несут и генетический код. определяющий основные паттерны поведения, предраспо­ложенность к тем или иным проблемам, событиям, жиз­ненным трудностям. Вместе с информацией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ро­лях предков.

Сознательные и бессознательные мысли в физическом плане представляют собой энергетическое излучение, энергетическую волну. (Как предполагают физики, мысль – это волна виртуальных фотонов, мельчайших ядерных частиц.) Излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве. Энергетические волны мыслей каждого человека имеют свою специфическую амплитуду, интенсивность, диапазон частоты.

Психическое взаимодействие между людьми происходит на неосознаваемом уровне, поскольку информационно-энергетическое излучение мыслей одного человека способно проникнуть в бессознательную часть психики другого и оказать на нее влияние. Особенно тесно бессознательное взаимодействие и взаимовлияние происходит между людьми, у которых энергетические излучения мыслей имеют похожие или совместимые амплитудно-частотные характеристики. Как правило, это родственники, родители и дети, супруги, близкие друзья. Таким образом, каждый человек неосознанно в большей или меньшей степени отражает подсознание другого, в результате и происходит бессознательное энергоинформационное взаимодействие.

Возможна передача информации и состояний из бессознательной сферы одного индивида в бессознательное другого (ребенка, супруга, друга, коллеги) и даже животных. Животные отражают психическое состояние своих владельцев. Окружающие человека предметы, его дом сохраняют волны своего хозяина, и частота их может угнетать или стимулировать нового их обладателя.

Таким образом, и сознательные, и бессознательные желания, убеждения, переживания, мысли, помимо субъективного внутреннего состояния, всегда получают и объективное выражение.

В ряде случаев человек неосознанно повторяет проблемы и судьбу своих предков, расплачиваясь своим здоровьем и судьбой за их ошибки, становясь невольной жертвой, имеющей специфическое «основное внутреннее направление» – ОВН.

Осознание генетического кода, нежелательных семейных паттернов поведения вместе с выработкой и реализацией четкого плана практических действий, направленных на преодоление этих паттернов, позволяет человеку изменить свою жизнь к лучшему.

Тойч доказал своей терапевтической практикой на протяжении 30 лет, что ОВН, а следовательно, и судьба человека, может быть изменено благодаря пониманию и сознательно направляемой систематической деятельности, связанной с реализацией Программы Усовершенствования. Это точный пошаговый план преодоления нежелательного семейного, генетического кода, повышения продуктивности жизни, работы, улучшения здоровья. Тойч разработал для своих клиентов всестороннюю программу девиктимизации и достижения поставленных жизненных целей.

Тойч заметил, что некоторые черты личности и поведение являются господствующими в одной генерации и отступают на задний план в другой. Поэтому подчас дети напоминают больше своих бабушек и дедушек больше, чем родителей, и повторяют нерешенные проблемы первых.

Главной задачей всейчеловеческой деятельности является очищение ДНК с помощью индивидуальных или коллективных усилий – сознательных или бессознательных.

Ч. Тойч подчеркивал в книге «Второе рождение»: «Ваше личное, семейное, профессиональное и социальное положение есть следствия, которые не могут быть изменены без изменения Вашего самосознания. Для получения наилучших результатов в кратчайший срок рекомендуем вам придерживаться следующих принципов:

1) считайте себя удачливым;

2) ни в шутку, ни всерьез не говорите и не думайте о себе плохо, не предрекайте себе неприятности и «гадости» (каждое слово и мысль, как зерно, попадает в бессознательное и «дает свои всходы», реализуясь в реальных событиях, – поэтому так важно иметь позитивное мышление, чтобы положительные оптимистичные мысли могли реализоваться в позитивных событиях; в противном случае негативные мысли о себе реализуются через некоторый интервал времени в реальные негативные события);

3) не уклоняйтесь от принятия решений;

4) любите себя (или, по крайней мере, постарайтесь себе нравиться); и любите других людей (или, по крайней мере, постарайтесь, чтобы они вам нравились); (чем хуже вы будете думать и относиться к людям, тем хуже эти люди реально будут вести по отношению к вам, они бессознательно отражают ваши негативные мысли-излучения и невольно реализуют их в негативных действиях по отношению к вам);

5) считайте все достижимым;

6) рассматривайте все события как благоприятные;

7) доводите начатое дело до конца;

8) живите широко, позволяйте себе излишества;

9) не позволяйте себе идти на компромиссы с собой, не довольствуйтесь малым, считайте, что вы имеете право на самое лучшее. Если ваше подсознание научит вас не довольствоваться малым, оно даст вам самое лучшее, обеспечит желаемое для вас положение на работе, в общественной жизни, в семье; 10) не делитесь ни с кем сокровенным;

11) не оправдывайтесь (когда человек оправдывается в своих действиях, он обычно пытается показать, что он не виноват, что он являлся жертвой каких- то обстоятельств, но чем чаще вы говорите, что были жертвой обстоятельств, тем больше вы в реальной жизни становитесь беспомощнее и чаще действительно становитесь жертвой внешних обстоятельств);

12) отстаивайте свои права;

13) контролируйте услышанное – оберегайтесь ненужной информации; если вы стремитесь к успеху, отключайтесь и не слушайте, когда кто-нибудь начинает предсказывать плохие события. Все, что вы будете думать и говорить о других, в конечном счете будет иметь отношение к вам;

14) будьте терпеливы. Каждый раз, чувствуя нетерпение по отношению к кому-либо, мы готовимся стать мишенью нетерпения со стороны кого-то еще. Важно быть терпеливым и по отношению к себе самому. Хотя вы посеяли в себе новые семена самоусовершенствования, в течение некоторого времени вы будете продолжать пожинать плоды ваших прежних убеждений и поступков. Приобретая новое сознание, следует помнить, что то, чему вы научились раньше, глубоко отложилось у вас в мозгу. Поэтому вы будете сохранять старые знания, привычки поведения вплоть до успешного завершения вашей попытки перемениться. Верьте в себя, не унывайте; старайтесь развивать уверенность в себе. Внушайте себе приятные мысли по отношению к себе и другим. Увеличивайте чувство удовлетворения каждую минуту, час и день. Если вы не удовлетворены сегодня, завтра вы будете не удовлетворены еще больше. Это одно из правил подсознания. Учитесь быть счастливым. Начните прямо сейчас учиться быть довольным и собой, и своими взглядами, своей семьей, родителями, женой, детьми и даже собакой, своими способностями, начальником, коллегами. Улучшайте все, что можете или хотите. Остальное принимайте таким, какое оно есть».

Учет данных концепций позволит достичь более оптимального взаимодействия и эффективного решения деловых вопросов.

Защитные механизмы личности

В процессе делового общения человеку приходится сталкиваться с различными ситуациями (приятными и не очень). Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя следующие защитные механизмы личности. Защитные механизмы(психологическая защита) – совокупность бессознательных механизмов, функцией которых является «снижение тревоги» (З.Фрейд), «бегство от реальности» (Э. Фромм), сохране­ние целостности и стабильности лич­ности путем редукции отрицательных пе­реживаний. К основным защитным механизмамотносятся:

1. Вытеснение– удаление из сознания неприемлемых потребностей, мотивов в бессознательное; основной механизм образования бессознательного.

2. Идентификация– уподобление себя значимому объек­ту (личности или группе); бессозна­тельное копирование черт и манер другого.

3. Регрессия– возврат на более ранний этап развития, ис­пользование соответствующих ему способов реагирования.

4. Проекция– припи­сывание другому человеку или объекту собственных качеств, на­мерений, желаний. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

5. Реактивное образование– замена желаемого, но вызывающего трево­гу чувства и/или поведения диамет­рально противоположным, позволя­ющим избежать негативной ситуации и/или объекта.

6. Рационализация– оправдание неприемлемых мыслей, чувств и действий приду­манными, этически приемлемыми мотивами. Самым известным примером рационализации, очевидно, является басня Эзопа «Лиса и виноград», когда лиса, потерпев неудачу в попытках достать виноград, стала подробно «объяснять», почему она никогда и не хотела его. Мы используем рационализацию, чтобы оправдать наше поведение, когда в действительности наши действия непохвальны.

7. Отрицание– непринятие происшедшего события как реаль­ного. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения – неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую роль, например, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт. Тем самым он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать.

8. Сублимация– перевод сексуальной или агрессивной энергии в культурно приемлемую и общественно полезную деятельность, часто науку, искусство; вся культура, по мнению Фрейда, есть продукт сублимации.

9. Замещение– пе­ренос чувств и действий, вызывае­мых одним лицом (объектом), на другое (другой) ввиду невозможно­сти или небезопасности их проявле­ния в отношении первого.

10. Компенсация– преодоление чувства неполноценно­сти в той или иной области путем дополнительных усилий в этой об­ласти, целью которых является дости­жение успеха. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.

Как и всякий другой защитный механизм, защитная позиция характеризуется жесткостью, «автоматизированностью», чрезмерностью, тотальностью. Это также следует учитывать в процессе делового общения.

Наши рекомендации