Выбери цвета. Не любимые, а просто цвета. Какие из них тебя привлекли?
1.
2.
3.
4.
3. Методы психодиагностики.
а) Наблюдение
Одним из наиболее доступных и широко применяемых в педагогической практике методов является наблюдение.
Понимая, что ребенок в лагере находится вдали от дома, необходимо постоянно наблюдать за его поведением, сменой настроения, наличием или отсутствием аппетита, отношениями с ребятами в коллективе, состоянием здоровья. Любые замеченные изменения должны быть поводом для действий вожатого.
Особо следует отметить игровую деятельность, в которых дети, как правило, ведут себя более расковано. Играми нельзя заставить заниматься, ими можно только увлечь. В играх быстро «раскрываются» лидеры, которые быстро захватывают главные роли, либо дети выбирают их на эти роли. Наблюдая за развитием игры можно увидеть актив и пассив, инициативных и робких, агрессивных и послушных. Подвижные игры - прекрасные тесты на координацию движений, проявление ловкости, силы. Интеллектуальные игры позволяют установить уровень эрудиции. В ходе выполнения творческих заданий соответственно можно оценить творческие возможности, как отдельных детей, так и творческий потенциал коллектива в целом. Наблюдая взаимодействие детей друг с другом, можно дать определенную характеристику межличностным отношениям в отряде.
б) Опросные методы:
ü Беседа
Метод беседы основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопросы.
Спрашивайте мнение детей по каждому нужному вопросу (как каждого лично, так и групповое мнение).
ü Анкетирование
В процессе анкетирования информация получается в виде письменных ответов опрашиваемых.
Попросите детей заполнить анкеты (любимый цвет, любимое имя и т.д.)
ü Интервью
Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы задаваемые в устной форме.
Поиграйте с детьми в «Журналистов», предложите собрать информацию для отрядного уголка.
в) Социометрия - наука, количественно и качественно оценивающая межличностные отношения и переживания, связанные с ролями, которые играют люди в социо-эмоциональной структуре своей группы. Суть социометрического метода заключается в выборе членами группы других членов группы для совместной деятельности в каких-либо заданных условиях или конкретной ситуации.
Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе.
Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй».
Примеры вопросов для изучения деловых отношений
1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?
3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?
Примеры вопросов для изученным личных отношений
1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?
3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?
г) Графические и рисуночные методы ( Сочинение, альбом с рисунками )
д)
Такие методы помогают изучить внутреннее состояние маленького человека, его способность отражать картину мира, мир своих переживаний.
Стоит обращать внимание на часто используемые элементы. Использование цвета так же важно.
Тест «Невиданный зверь»
Ребятам предлагается нарисовать несуществующее животное на листе а4.
Анализ рисунка все вместе: