Тема 2. Структурные элементы конфликта
2.1. Определение конфликта и его элементов, функции конфликтов3
Что же такое конфликт? Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus) - столкновение противоречивых или несовместимых сил. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, когда они зависят друг от друга в получении информации, ресурсов или власти, препятствуют достижению поставленных целей. Таким образом, конфликт включает в себя три составные части: взаимодействие, взаимозависимость и цель. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолевать разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. Таким образом, конфликт- это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций. Сначала, как правило, возникает конфликтная ситуация, т.е. такое положение дел, при котором интересы сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения нет. Со временем конфликтная ситуация может исчезнуть, если перестанет существовать сам объект, создавший ее, или обостриться под воздействием инцидента. Но в некоторых случаях конфликт может возникнуть как бы на "пустом месте" без предшествующей ему конфликтной ситуации. Такой конфликт случаен, например, в транспорте между попутчиками, в очередях. Инцидент -это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Инцидент может возникнуть целенаправленно или произойти случайно в силу сложившихся обстоятельств, он может быть как объективным, так и субъективным, т.е. существовать только в воображении сторон. Большую роль в возникновении конфликта играют так называемые конфликтогены- это слова или действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Слово "могущие" говорит о том, что конфликтоген часто, но не всегда приводит к конфликту. В конфликте различают стороны конфликта- это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии противоборства или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих. Образ конфликтной ситуации- это отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Мотивы конфликта- это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту. Позицииконфликтующих сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или при переговорном процессе. В конфликтном взаимодействии можно выделить "ранг оппонента", от которого зависит тип конфликта и стратегия его разрешения. Оппонентом первого ранга можно назвать индивида, выступающего от собственного имени и преследующего собственные цели, вступающего в конфликт с другими личностями или группами. Оппонентом второго ранга является группа, преследующая групповые цели. Институты, выступающие от имени государства, имеют самый высокий ранг оппонента. Человек, разбирающийся с собственными противоречиями, является оппонентом нулевого ранга. Причиныконфликтов - это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях вызывают его. Предмет конфликта- это то противоречие, из-за которого возникло противоборство, ради его разрешения стороны вступают в борьбу. Поскольку в ходе конфликта полностью или частично разрешаются противоречия, можно говорить о позитивных и негативных функциях конфликта. 4
Позитивная (конструктивная) функция конфликтапроявляется в следующем:
конфликт приводит к отрицанию старых, "отживших" отношений и формированию новых, стимулированию изменений и развития;
в конфликте происходит разрядка напряженности между конфликтующими сторонами, "выплескиваются" агрессивные чувства, разряжаются фрустрации, изменяется эмоциональное состояние;
конфликт дает возможность получить новую информации об оппоненте, провести диагностику его возможностей и предотвратить будущие конфликты;
конфликт является способом самоутверждения личности и поддержания статуса в группе, особенно у подростков;
внутригрупповой конфликт в научной деятельности создает необходимый уровень напряженности, стимулирующий творческую активность;
межгрупповые конфликты могут способствовать сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом;
конфликт может привести к снятию синдрома покорности у подчиненных.
Таким образом, конфликт является способом выявления и разрешения противоречий, но цена такого разрешения может быть очень большая. В этом проявляется его негативная (деструктивная) функция:
большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте;
увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе;
представление о побежденных группах как о врагах;
чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;
после завершения конфликта уменьшается степень сотрудничества между частью сотрудников;
сложное восстановление деловых отношений (шлейф конфликта).
Подводя итоги изложенному выше, можно сказать, что при конструктивном разрешении конфликта формируются установки на сотрудничество, партнерство и социальную активность. При деструктивном развитии конфликта отрицательный эмоциональный фон создает установку на победу любой ценой, препятствует в дальнейшем разрешению противоречий и рациональному поведению.