Лист самооценивания психологического здоровья (III класс)

Оценка Тест Всегда Часто Иногда Никогда
Я ценю себя как человека со всеми достоинствами и недостатками        
Я хорошо знаю свои способности и возможности        
Я ценю окружающих людей, несмотря на то, что мне не все в них нравится        
Я умею в каждом человеке найти что-то хорошее        
Я хорошо понимаю, что я чувствую в тот или иной момент        
Я умею открыто проявлять свои чувства, не причиняя вреда другим        
Я понимаю, почему я поступаю именно так в той или иной ситуации        
Я осознаю последствия моих поступков        
Трудные ситуации делают меня сильнее и умнее        
Если придет трудная ситуация, я постараюсь и обязательно с ней справлюсь        
Мне хочется улучшать свой характер и становиться лучше и умнее        
Мне хочется приносить все больше и больше пользы и радости окружающим        
Лист оценивания психологического здоровья ребенком (III класс) Фамилия, имя ученика___________________________________________________________________________ Педагог________________________________________________________________________________________ Дата заполнения________________________________________________________________________________
Оценка     Тест        
Принимает себя со всеми достоинствами и недостатками        
Умеет принимать окружающих людей, т.е. в каждом человеке умеет найти что-либо хорошее        
Умеет сопереживать окружающим        
Понимает свое эмоциональное состояние        
Осознает причины и последствия своего поведения        
Проявляет развитый самоконтроль        
Умеет открыто проявлять свои чувства, не причиняя вреда другим        
Уверен в себе (своих знаниях, физических качествах, нравственных суждениях)        
Умеет выражать собственное мнение, не ориентируясь на мнение окружающих        
Умеет организовать себя при выполнении школьных и внешкольных заданий        
Умеет находить радость в труде и творчестве        
Умеет ставить цели и добиваться их        
Проявляет чувство юмора, адекватное жизненным ситуациям        
Проявляет интерес к познанию самого себя        
Активно стремится к познанию окружающего мира        
Умеет проявить инициативу в занятиях, играх        
Умеет преодолевать трудности, используя весь свой внутренний потенциал        
Стремится к тому, чтобы становиться умнее и лучше        

Следует особо отметить, что оценка учащимся самого себя не должна поглощаться оценкой взрослого, считаться менее важной и значимой. Сопоставление внешней оценки и самооценки должно послужить началом диалога между учащимся и педагогом. Как известно, внешний диалог является преддверием внутреннего, следовательно, сам по себе уже способствует развитию рефлексии учащихся. Полезными могут стать специальные уроки работы с эталонами оценки, предложенные А. Б. Воронцовым. Задача учителя на таких уроках — работать над тем, чтобы учащийся учился оперировать эталоном, делать выводы из сравнения с ним результатов своего труда, ставить себе задачу по совершенствованию подлежащего усвоению действия. При этом он должен показывать, как сам оперирует эталонами, анализирует свое достижение и свою неудачу, как ставит перед собой задачу, как остается недовольным результатами своих стараний. Такая деятельность оказывает заметное воздействие не только на учащихся, но и на педагогов. С одной стороны, она способствует развитию рефлексивной позиции самих педагогов. С другой — обращает их внимание на ранее не принимаемые во внимание аспекты развития учеников. В особенности это касается психологического здоровья. Мы уже приводили данные о негативном влиянии школы на психологическое здоровье учащихся, о выраженной тенденции педагогов достигнуть высокого уровня обученное™ ценой ухудшения здоровья детей. Кроме того, работа с эталонами дает возможность увидеть динамику различных аспектов развития учащихся за время их обучения в школе.

Следует отметить, что критерии по всем блокам оценивания не являются неизменными для всех возрастов или учебных предметов. Как отмечалось ранее, основу психологического здоровья составляет полноценное развитие на всех этапах онтогенеза. Поэтому параметры оценивания должны учитывать динамику возрастного развития. В качестве примера приведем лист входного оценивания психологического здоровья учащегося при поступлении в I класс. Как можно увидеть, в нем качественно представлены основные психологические новообразования дошкольника.



Наши рекомендации