Часть I. Личностно-профессиональные качества
Инструкция:прочтите приведенные утверждения, уясните и оцените, в какой степени каждое из них соответствует вашей профессиональной деятельности, по следующей шкале: всегда проявляется, очень часто, часто, нечасто, иногда, редко, никогда не проявляется.
1. Веду занятия с увлечением, забывая о прошедших или будущих обстоятельствах.
2. В работе опираюсь главным образом на собственное мнение и опыт.
3. Знаю и чувствую, что мне надо сделать для улучшения своей работы.
4. Во время занятий сразу воспринимаю ситуацию и стараюсь найти нужное решение.
5. Стараюсь четко продумывать свои действия и то, как эти действия будут восприниматься детьми.
6. Веду занятия строго по намеченному плану, не отклоняясь от него ни при каких обстоятельствах.
7. Считаю все свои действия профессионально оправданными.
8. Знаю себя и стремлюсь к самостоятельности в работе.
9. Знаю и учитываю в работе физиологические и психологические особенности каждого ребенка.
10. Стараюсь на занятиях и в общении обязательно сочетать игру и учение, движение и размышление.
11. На занятиях и в общении могу не сдержать проявления своих отрицательных эмоций.
12. С любым ребенком могу сразу наладить хорошие взаимоотношения.
13. Специально стремлюсь узнать что-то новое для своей работы.
14. Для занятий хочется самостоятельно разработать и попробовать что-то новое.
Бланк для ответов
Учреждение__________________________________________________________________________
Ф.И.О (шифр)_________________________________________________________________________
Возраст________________ Пол___________________________________________________________
Образование_____________ Педстаж______________________________________________________
Всегда | ||||||||||||||
Очень часто | ||||||||||||||
Часто | ||||||||||||||
Нечасто | ||||||||||||||
Иногда | ||||||||||||||
Редко | ||||||||||||||
Никогда | ||||||||||||||
Оценка |
Оцените каждое утверждение. Поставьте точку или крестик на пересечении вертикальной линии номера утверждения и горизонтальной линии оценки. Затем соедините последовательно прямыми линиями все сделанные отметки. Сравните полученные результаты со средними данными.
Обработка I части опросника
14 профессионально важных качеств педагогов (увлеченность работой, самостоятельность, самокритичность, профессиональная гибкость, рефлексивность, педагогическая импровизация, профессиональная уверенность, адекватная самооценка, целенаправленный подход, самообладание, коммуникабельность, познавательная активность, творчество) оцениваются по семибалльной системе:
Всегда | Иногда | ||
Очень часто | Редко | ||
Часто | Никогда | ||
Нечасто |
Средние данные по I части опросника, полученные на выборке педагогов в 300 человек:
Воспитатели | Учителя | |
1) ординарность – увлеченность 2) зависимость – самостоятельность 3) самоуверенность – самокритичность 4) профессиональная ригидность - профессиональная гибкость 5) экстрапунитивность – рефлексивность 6) импровизация – стереотипность 7) профессиональная неуверенность – профессиональное самосознание 8) заниженная самооценка – высокая самооценка 9) упрощенное понимание детей – глубокое понимание детей 10) односторонний подход – целостный подход к детям 11) самообладание – невыдержанность 12) недостаточная коммуникативность – контактность 13) удовлетворенность знаниями -познавательные потребности 14) стандартный подход – творческая направленность | 5,15 4,80 5,35 5,33 5,25 3,90 4,28 5,32 5,45 5,62 2,62 5,58 5,40 4,93 | 5,88 5,83 5,95 6,05 6,20 4,55 5,13 6,15 5,98 6,18 2,80 5,78 6,43 5,98 |
Часть П. Стиль педагогического общения
Инструкция:внимательно прочтите вопрос. Проанализируйте ваше мнение и выберите наиболее подходящий вариант ответа. На бланке под номером вопроса поставьте крестик в клеточке выбранного вами варианта ответа.
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:
а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т.д.;
б) говорить вам только то, что он сам захочет;
в) оставлять свои мысли и переживания при себе?
2. Если ребенок взял у другого ребенка в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то вы:
а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;
б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах;
в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как вы поступите:
а) похвалите его и всем детям покажете его работу;
б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;
в) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался»?
4. Ребенок при входе в комнату не поздоровался с вами. Как вы поступите:
а) заставите его громко при всех поздороваться с вами;
б) не обратите на него внимания;
в) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе?
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что предпочитаете делать:
а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются;
б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
в) займетесь своими делами (записи, проверка и т.п.)?
6. Какая точка зрения вам кажется более правильной:
а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит обращать особого внимания;
б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом?
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его;
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;
в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.
8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:
а) положительно – без нее невозможно полноценное развитие;
б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;
в) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом?
9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:
а) сказали бы: «Ну и не надо»;
б) заставили бы выполнить работу;
в) предложили бы другое задание.
10. Какая позиция, по вашему мнению, более правильная:
а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;
б) если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;
в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь?
Бланк для ответов
Ответ | ||||||||||
А | ||||||||||
Б | ||||||||||
В |