Глава 3. технология работы психолога с подростками

Психические новообразования и трудности подросткового возраста. - Технология психологической работы с подростками в школе. – Групповая психотерапия при акцентуациях характера у подростков. – Социально-психологический тренинг для подростков, имеющих коммуникативные проблема.

III.3.1. Психические новообразования и трудности подросткового возраста

Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности (14–15 лет). В этот самый краткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения приходит к порогу юности.

В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. В современном обществе стремление подростка к статусу взрослого – мечта малодоступная. Поэтому часто в отрочестве подросток обретает не чувство взрослого, а чувство возрастной неполноценности (В.С. Мухина).

По инерции детства большая часть подростков остро реагируют на свои восприятия, память, речь и стараются придать им блеск и глубину. Они переживают радость от приобщения к познанию. Моральные ценности, качество личности также становятся для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и также интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность.

Отрочество – период, когда подросток заново оценивает свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. В отрочестве подросток проходит через дружбу, общение в группе. Идентифицируясь со сверстниками, он чаще всего становится конформистом. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя. Однако, рефлексируя глубину своего несовершенства, он часто уходит в состояние психологического кризиса.

Субъективно это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами, которые помогают ему пройти трудную школу идентификации и отстоять свое право быть личностью.

Выделив психические новообразования возраста, психолог может сделать прогноз сопутствующих их становлению трудностей:

1) развитие самосознания, формирование самооценки – незрелая личность;

2) интенсивное формирование характера – акцентуации характера;

3) чувство взрослости - реакции эмансипации;

4) интимно-личностное общение (ведущая деятельность) -реакции группирования;

5) потребность в самоутверждении – хобби-реакции и патологические увлечения;

6) потребность в активности и социально значимой деятельности – реакции компенсации, гиперкомпенсации;

7) критическое мышление – негативизм и реакции отказа;

8) любознательность и жажда проверки себя - побеги, бродяжничество, асоциальное поведение;

9) повышенная эмоциональность – аффективное поведение, острая аффективность к неудачам, агрессивность.

Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей:

физиологических, запускающих физическую и сексуальную активность;

в безопасности, которая обеспечивается принадлежностью к группе;

в независимости и эмансипации от семьи;

в привязанности;

в успехе, проверке своих возможностей;

в самореализации и развитии собственного Я.

Возможны и серьезные затруднения, связанные со спецификой учения подростков:

а) особенности учебной деятельности:

овладение общим строем учебной деятельности;

самостоятельный переход от ориентировочных учебных действий к контрольно-оценочным;

объединение учебных действий в приемы, методы, блоки деятельности;

переход учебной деятельности с репродуктивного на продуктивный уровень;

освоение прогнозирующих и планирующих форм контрольно-оценочных действий;

осознание учебной деятельности (мотивы, цели, задачи, способы, средства);

целеполагание – самостоятельная постановка целей;

б) особенности мотивации учения:

укрепление учебно-познавательных мотивов, которое связано с интересом и способами приобретения знаний (самообразование);

совершенствование социальных мотивов (мотив поиска контактов и сотрудничества с другими);

устойчивое доминирование одного мотива;

в) характер учебных занятий: ограниченность кругозора и объема сведений; небольшой запас знаний, особенно обобщающих; слабый уровень словесно-логического мышления; затруднения в понимании и применении знаний. Трудности подростков в учебной деятельности: неумение выполнять действия по образцу, инструкции; затруднения при самостоятельном выполнении учебных действий (анализ, восприятие, классификация, обобщение);

инертность мыслительной деятельности;

несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности;

неосознанность учебной деятельности (целеполагание);

дисгармония мотивов учения.

Проблемы и трудности любого возраста многообразны, и ни один учебник не вместил бы даже общих рекомендаций по их разрешению. Наше решение определить методические подходы к работе с подростками – лишь попытка наметить ее основные вехи для психолога.

Наши рекомендации