Индивидуальная карточка ребенка

1. Мальчик (девочка). Ф. И. О.____________________________________________________________________

Возраст «____» ________ 200_____ г.

Прибытие (когда, откуда)_________________________________________________________________________

2. Данные о семье

Мать:__________________________________________________________________________________________

Отец:__________________________________________________________________________________________

Родные:________________________________________________________________________________________

Опекун: _______________________________________________________________________________________

3. Адрес закрепленного жилья:____________________________________________________________________

4. Медицинские показатели (уровень физического развития и здоровья, хронические заболевания, функциональные нарушения):

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

5. Педагогические показатели: темп обучения

трудности в обучении преобладающие учебные интересы

6. Психологические показатели: тип темперамента

особенности характера, его акцентуации образ «Я»

общий уровень психического развития (норма, задержка, психофизический инфантилизм, дисгармония) особенности познавательных процессов профессиональные интересы

особенности поведения, тип отклонений в поведении склонности, способности

7. Социально-педагогическая характеристика

Вредные привычки:

ранняя алкоголизация

никотиновая зависимость

употребление токсических и психотропных средств

тяга к азартным играм

тяга к асоциальным играм

сексуальный инстинкт

негативизм в оценке явлений действительности

Отклонения в социальном поведении:

грубость

драки

прогулы

недисциплинированность

избиение слабых

вымогательство

жестокое отношение к животным

воровство

нарушение общественного порядка (учет в ИДН)

немотивированные поступки

Социальная ситуация развития:

неблагоприятная объективно и неблагоприятная субъективно благоприятная объективно и неблагоприятная субъективно неблагоприятная объективно и благоприятная субъективно

Социальный статус:

лидер

приветствуемый в группе

принятый без определенных условий

примыкающий ценой личностных жертв

отверженный

изгой

Уровень социальной адаптации:

Высокий Средний Низкий
Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни Баланс индивидуального и социального Гармония отношений со взрослыми и сверстниками Адекватное отношение к педагогическим воздействиям Самоконтроль поведения Активное участие в жизни детского коллектива Удовлетворенность своим статусом и отношениями Конформизм в отношении норм коллективной жизни Преобладание индивидуального либо социального Наличие дисгармонии отношений в одной из сфер Противоречивое отношение к педагогическим воздействиям Внешний локус контроля поведения Эпизодическое участие в жизни коллектива Неполная удовлетворенность своим статусом и взаимоотношениями Неприятие и невыполнение норм коллективной жизни Преобладание индивидуального над социальным Дисгармония отношений с окружающими Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям Неуправляемое поведение Эпизодическое участие в жизни коллектива Неудовлетворенность своим статусом и отношениями

Анкета «Адаптация»

1. Нравится ли тебе распорядок дня?

2. Какие отношения складываются у тебя с детьми по классу, комплексу (семье), спальне?

3. Какие предметы тебе изучать сложно?

4. В чем заключаются эти затруднения?

5. Чувствуешь ли усталость на занятиях? (Да, нет.)

6. Какие из предложенных кружков или секций ты посещаешь?

7. Чем ты увлекался до поступления в нашу школу (детский дом)?

8. Чем бы тебе хотелось заняться в свободное время?

9. Испытываешь ли ты чувство голода, когда?

10. Устраивает ли тебя твоя успеваемость на сегодняшний день?

11. Какую роль в классе (семье), комплексе тебе хотелось бы выполнять?

12. Доволен ли ты своими отношениями со взрослыми, со сверстниками?

ПРОГРАММА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА РЕБЕНКА

Цель: обеспечение социального статуса воспитанника.

Задачи: обеспечить права ребенка на необходимый уровень жизни для гармоничного развития;

выявить причины деформации развития ребенка в семье;

провести профилактическую работу по устранению этих причин;

оздоровить внутренний мир ребенка, преодолеть кризисную ситуацию;

собрать необходимую информацию для работы со специалистом по охране прав ребенка;

обеспечить права и защиту ребенка при судебном производстве.

Содержание работы

1. Наблюдение за воспитанником, выявление причин поступления, анализ документов.

2. Знакомство с семьей через посещение, беседу с оформлением протокола и актом обследования жилья (совместно с социальным педагогом).

3. Диагностирование ребенка на его отношения с семьей через опросы, беседы, рисунки, тесты.

4. Участие в подготовке материалов для предъявления иска на лишение родительских прав (совместно со специалистом по охране прав ребенка):

исковое заявление,

акты обследования,

справка-информация о динамике развития ребенка в учреждении,

характеристика на ребенка,

характеристика на родителей (ля),

копия свидетельства о рождении,

подтверждение отсутствия одного из родителей,

заключение органов опеки и попечительства.

5. Передача документов в суд (социальный педагог).

6. Рассмотрение вопроса в суде при участии заинтересованных лиц.

7. Заполнение пакета документов на ребенка для усыновления или воспитания в приемной семье (совместно с социальным педагогом).

8. В случае возможности вернуть ребенка в семью – продолжение работы с родителями по изменению семейного статуса.

Таким образом, модель деятельности педагога-психолога в детском доме и школе-интернате должна отражать не только специфику учреждений, но и особенности социальной ситуации развития воспитанников и ее переживание детьми. Она опирается на данные обобщенного психологического портрета воспитанника интернатного учреждения, а также на результаты социально-психологической диагностики конкретных детей, полученные самим социальным педагогом.

Контрольные вопросы

1. Что такое авторская модель психологической службы?

2. На каких основаниях психолог строит модель психологической службы?

3. Какова структура такой модели?

Наши рекомендации