Виды социально-педагогической деятельности в детском доме

Социально-педагогическая диагностика и консультирование Социально-профилактическая работа Социальное воспитание
Цель - отслеживание динамики социо-генеза личности, определение причин его нарушений; вооружение знаниями о сущности социально-психологических проблем и способах их решения. Изучение особенностей социальной адаптации воспитанников Выявление воспитанников группы социального риска Изучение интересов, способностей и склонностей детей Составление индивидуальных карт социального развития Диагностика социальных сетей и индивидуальной социальной ситуации развития детей Диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками Диагностика отклонений в социальном поведении и их причин Диагностика причин неуспешности в овладении социальными умениями и навыками     Цель - предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития. Разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и нервных срывов у детей Создание благоприятного социально-психологического микроклимата Оптимизация общения воспитанников с членами своей семьи, "педагогами и сверстниками Работа по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению Психолого-педагогические консилиумы по анализу социальной ситуации развития воспитанников и выработке мер комплексной помощи детям со стороны специалистов Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции, паразитического образа жизни, сексуальных перверсий Профилактика межличностных конфликтов Цель – активное воздействие на процесс социализации личности, позитивные изменения в ней через программы социального воспитания и социально-педагогической и психологической реабилитации. Программа развития житейских умений и навыков Программа профориентации. Программа сексуального воспитания и подготовки к семейной жизни Программа развития коммуникативных навыков и культуры общения. Программа коррекции различных отклонений в поведении (агрессии, аутоагрессии, аддиктивного поведения, застенчивости, аутизма). Программа психотерапии акцентуаций характера. Программа коррекции образа «Я». Программа психологической гимнастики. Программы кризисной интервенции в критических ситуациях  

Направление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственные учреждения образования (детский дом для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный; детский дом — школа-интернат для детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей; санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении; социальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии) осуществляется на основании соответствующего постановления (распоряжения) администрации района, проект которого готовит орган управления образованием. Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должны осуществляться раздельно.

В образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут приниматься дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства.

Документы, необходимые для направления детей в учреждения интернатного типа, оформляет муниципальный орган управления образованием совместно с подведомственным учреждением образования (детским садом, школой и др.), которыми при этом должны быть приняты меры по защите имущественных и жилищных прав несовершеннолетних.

В число сопроводительных документов включают:

► заявление родителей, а при их отсутствии — соответствующий документ о матери и отце (родители умерли — копия свидетельства о смерти; лишены родительских прав — копия решения суда; скрываются — справка из милиции об их розыске; на длительном лечении — справка медицинского учреждения; осуждены — выписка из решения суда; одинокая мать — справка из ЗАГСа);

► постановление администрации района (города) о направлении ребенка в детский дом, школу-интернат и сохранении его права на жилплощадь, назначении опекуна над имуществом, принадлежащим несовершеннолетнему (только на осиротевших);

► свидетельство о рождении;

► личное дело учащегося;

► акт обследования условий жизни ребенка в семье, в котором также отражаются сведения о занимаемой жилплощади и наличии имущества, принадлежащего несовершеннолетнему;

► медицинскую карту, сведения о прививках, анализы согласно инструкции Министерства здравоохранения РФ;

► заключение медико-психолого-педагогической комиссии (на детей с отклонениями в умственном и физическом развитии);

► постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района (на детей, нуждающихся в особых условиях воспитания);

► справку о наличии и местожительстве братьев, сестер и других близких родственников;

► опись имущества, оставшегося после смерти родителей, копию постановления администрации о назначении опеки над имуществом и квартирой, сведения об акциях и поступлении дивидендов;

► пенсионную книжку, копию решения суда с исполнительным листом о взимании алиментов, который после заполнения направляется по месту работы родителей;

► справку с места жительства о составе семьи;

► листок убытия.

Основные понятия:

1. Сиротство - особое социально-педагогическое явление, возникающее в результате разрыва социальных связей ребенка с семьей, следствием которого является формирование у ребенка-сироты принципиально иных личностных новообра­зований, препятствующих его социализации.

2. Депривация- психическое состояние, возникающее в результате лишения, утраты или ограничения возможностей человека удовлетворять жизненно важные потребности. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – материнскую, сенсорную, когнитивную, эмоциональную, социальную и др.

3. Утрата «базового доверия к миру» - следствием материнской депривации, рассматривается во многих исследованиях как препятствие в развитии автономности, познавательной активности, половой идентичности, инициативности, ответственности за свое поведение и др. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание учиться.

4. Дефицит индивидуализированного общения со взрослым -приводит к нарушениям практически во всех сферах развития личности: несформированности чувства привязанности, неудовлетворению потребности в общении со взрослым, поверхностности социальных связей, недоразвитию форм общения, ограниченности познавательной и перцептивной функции, инициативы и самостоятельности.

Наши рекомендации