Концепция современного детского сада
Цель и задачи детского сада
Цель – свободное, естественное развитие ребенка. Ребенок прежде всего желает, затем чувствует, а потом сознает и размышляет.
Задачи:
обеспечение воспитания на основе индивидуального подхода здорового физически и психически, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка, обладающего сформировавшимся чувством собственного достоинства;
создание условий для постепенной безболезненной адаптации ребенка к новым социальным условиям;
реальная гуманизация воспитательной работы, превращающая программу обучения и воспитания ребенка в его собственное руководство к действию;
сохранение и укрепление здоровья детей.
Образ воспитанника
Воспитанник – развитый, здоровый, уверенный, инициативный ребенок.
Образ воспитателя
Воспитатель – это особая профессиональная роль, заключающаяся в принятии на себя ответственности за условия, характер и перспективы развития личности другого человека через приобщение его к миру культуры; за те изменения, которые воспитатель вносит в его систему взглядов, ценностей, личностных смыслов.
Функции воспитателя:
развивающая – гностическая, исследовательская, информационная;
конструктивно-организаторская;
координирующая;
коммуникативная;
материнская.
Модель образовательного процесса
Обучение проводится в зоне актуального и ближайшего развития ребенка на развивающих занятиях по подгруппам. Форма их проведения достаточно свободная, они логически и методически связаны. Ребенок не объект, а субъект обучения и воспитания.
Модель воспитательного процесса
Воспитание осуществляется через игру, в которой малыши учатся обращаться с игрушкой, партнером, строить диалог, взаимодействовать со сверстниками, играть по правилам.
Материально-техническая база
Материально-технические условия способствуют созданию дидактической развивающей среды, экологически способствуют детскому возрасту.
Взаимоотношения
Воспитатель – администрация: доброжелательность, доверие, открытость, совместное обсуждение стратегии развития, уважение.
Воспитатель – воспитатель: доброжелательность, взаимопонимание, открытость, позитивная конкуренция, равноправие, уважение мнения коллеги.
Воспитатель – ребенок: доверие, открытость, принятие ребенка, уважение личности ребенка.
Отношения детского сада с социумом
Детский сад – центр педагогической и психологической помощи. Тесная связь с родителями поддерживается с помощью различных секций, работающих в выходные дни, со школой – через проведение совместных педсоветов, взаимопосещения детей и педагогов, совместные праздники.
Управление и организация жизнедеятельности
Управление построено на демократических началах. Руководство (заведующая, методист, старшая медсестра, врач) работает в тесном контакте с коллективом. Режим работы детского сада гибкий, т. е. основные режимные моменты установлены, но могут варьироваться для группы и индивидуально. В выходные дни работают группа выходного дня, театр-кафе, студии, ярмарки.
ФРАГМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА*
* Из опыта работы заведующей детским садом № 15 г. Кургана Л. И. Токаревой.
... В нашем детском саду детям радостно жить, играть, дружить, общаться. Воспитатели испытывают моральное и профессиональное удовлетворение от своего труда и отношений с детьми. Дети из нашего необычного, «речевого» детского сада поступают в лицеи и гимназии с полной ликвидацией дефектов речи и успешно учатся. Для нас, педагогов, важным является то, что они прекрасно адаптируются в новых условиях, приносят с собой доброжелательность, открытость миру, любознательность.
... У детей появилась свобода выбора, перемещения, общения, которые ведут к развитию самостоятельности, выработке внутренней позиции.
... Каждое утро начинается спокойно, с улыбки. Происходит новая встреча воспитателя с ребенком, которой они взаимно рады. У нас давно нет наказаний, окриков, детских страхов и истерик.
... В первой половине дня дети расходятся по кабинетам и занимаются со специалистами. Каждый специалист, глубоко изучивший программы детского сада, нашел свою «нишу» и принимает участие в развитии ребенка; он имеет свой кабинет и оборудование для работы с детьми.
... Много времени дети проводят на воздухе, на природе. Свободные игры во второй половине дня, разнообразные кружки и секции созданы для развития способностей детей.
... В жизни детей есть события, которые эмоционально насыщают ее. Таким событием для нас всех является поездка на дачу. К нему долго готовятся и взрослые, и дети, его «со-проживают» и «со-переживают» все вместе.
... Игра для ребенка – это его жизнь. У нас она все время присутствует. Это коллективная, творческая, сюжетно-ролевая игра, которая продолжается целый год. Принимая на себя игровые роли, дети учатся быть другими, лучше, чем они есть сегодня, учатся эмпатии, доброте, смелости, снисхождению.
... У нас принято еженедельно устраивать праздники достижений. Каждый специалист помогает каждому ребенку показать свои продвижения, успехи, достижения. Это вносит в жизнь детей ощущение персональной значимости. Так происходит самоутверждение личности.
Самое главное достижение наших педагогов заключается в том, что они научились любить: себя, друг друга, детей, свой детский сад, свою работу.
Концепция современной школы
Цель и задачи школы
Цель – создание адаптивной модели школы, которая приспосабливает педагогический процесс к реалиям жизни, изменяющимся условиям социальной среды и развивает активные адаптивные способности ее субъектов: учителей и учащихся.
Задачи (социальный заказ): подготовка образованных, воспитанных, профессионально ориентированных, здоровых, социально зрелых людей.
Образ школы
Образ ученика-выпускника
Субъект с личностной и социальной значимостью, необходимым комплексом знаний, умений и навыков в различных сферах жизни, с разносторонним развитием и гуманитарной культурой, способный к адаптации в постоянно меняющемся мире.
Образ учителя
Это личность, профессионал с гуманистическим мировоззрением и общей гуманитарной культурой. Он организует, контролирует, анализирует и регулирует деятельность учащихся, создает благоприятные условия для обучения и развития их личности.
Организация связана с подготовкой учащихся к восприятию нового учебного материала с целью выявления пробелов в знаниях и установления логических связей в учебном материале, регуляции учебно-познавательной деятельности и закрепления и применения на практике полученных знаний.
Контроль предусматривает обеспечение обратной связи, осведомляющей о соответствии фактических результатов поставленным целям.
Аналитическая деятельность учителя направлена на получение целостной картины процесса обучения путем выделения его этапов и выяснения того, каким образом в результате взаимодействия учителя и ученика происходит достижение целей учения и преподавания.
Регулирование направлено на изменение деятельности педагога и учащихся в случае отклонения фактических результатов от планируемых.
Модель учебного процесса
В адаптивной школе работают следующие концептуальные идеи: совершенствование целостного образовательного процесса и составляющих его компонентов, гуманитарно-культурологический подход, свободное развитие, творчество, рефлексивность. При этом выполняются условия:
1) разработана методология диагностики обучаемости, развитости учащихся, сформированности у них социально-ценностного отношения к объектам окружающей действительности;
2) осуществляется учебно-познавательная и профессиональная ориентация учащихся;
3) реализуется оптимистическая гипотеза деятельности педагогов;
4) образовательный процесс корректируется в целях преодоления учебных затруднений школьников;
5) совершенствуются традиционные и разрабатываются или используются новые педагогические технологии;
6) в процессе обучения обеспечивается развитие личности, в частности ее субъектных свойств.
Технология
I этап:
1) изучение индивидуально-типологических и личностных особенностей школьников, их интересов и потребностей, склонностей и способностей;
2) исследование уровня обученности и обучаемости школьников, характера их отношения к учению, мотивации и затруднений в учебной деятельности;
3) анализ состояния образовательного процесса с целью выяснения противоречий в его содержании и организации с учетом установленных потребностей и интересов учащихся и в соответствии с социальным заказом;
4) разработка концепции адаптивной школы.
II этап:
1) построение обобщенной модели образовательного процесса;
2) разработка технологии создания и реализации условий эффективности образовательного процесса в адаптивной школе;
3) поисковая и опытно-экспериментальная работа по проверке технологии.
III этап:
1) корректировка технологии создания и реализации условий эффективности образовательного процесса в адаптивной школе;
2) анализ состояния образовательного процесса в адаптивной школе;
3) прогноз ожидаемых результатов.