Методика оценки эффективности психологической работы
Контуры оценки эффективности | Предметы оценки эффективности | Виды методик оценки эффективности |
Деятельность различных учреждений психологической службы системы образования | Формы и методы управления психологической службой системы образования Результаты деятельности за определенный период времени Результаты выполнения целевых программ | Методики оценки эффективности форм и методов управления Методики оценки результативности Методики оценки целевых программ |
Качество или уровень организации труда работников (персонала), обеспечивающих психологическое сопровождение педпроцесса в учреждениях образования | Условия труда - физические, социальные, организационные, социально-психологические Ресурсное обеспечение Мотивация персонала | Методики оценки условий труда Методики оценки ресурсного обеспечения (затрат) Методики оценки мотивационной системы, средств мотивации |
Качество (уровень) квалификации персонала, обеспечивающего психологическую работу | Численность и квалификация персонала Программы подготовки, повышения квалификации персонала | Методики оценки квалификации персонала Методики оценки эффективности подготовки и повышения квалификации персонала |
Качество и уровень психологического сопровождения различных субъектов педагогического процесса | Виды психологической работы Формы, методы и технологии психологического сопровождения Результаты психологической работы | Методики оценки видов психологической работы Методики оценки эффективности форм, методов и технологий психологического сопровождения Методики оценки результатов психологической работы |
Эффективность профессиональной деятельности психолога
Критерии эффективности | Их диагностические признаки | Способы оценки |
1 . Эффективность работы | Соответствие цели достигнутому результату Активность организованной системы действия Глубина изменений в системе мишеней (успешное решение проблем клиентов) Адекватность затрат и результатов Близость идеальных и реальных достижений | Профессиональный анализ планов работы психолога (цели, задачи, решаемые проблемы, ожидаемые результаты в сопоставлении с достигнутыми) Анализ систем действия, их активности Анализ финансовых и временных затрат в связи с результатами Сравнение своего опыта с передовым |
2. Уровень овладения профессиональной деятельностью | Репродуктивный Адаптивный Локально моделирующий Системно моделирующий Творческий | Определение реального уровня, профессиональной деятельности по описанию |
3. Удовлетворенность психолога своей работой | Очень низкая Низкая Средняя Высокая Очень высокая | Самоанализ собственных мыслей и переживаний по поводу работы: самочувствие, активность, настроение, успешность, продуктивность, самореализация |
4. Удовлетворенность клиентов общением со специалистом | Очень низкая Низкая Средняя Высокая Очень высокая | Анкетирование, интервьюирование клиентов |
5. Соответствие объективных и субъективных оценок деятельности психолога | Не соответствуют Частично соответствуют Полностью соответствуют | Сопоставительный анализ результатов аттестации и собственного анализа |
При оценке эффективности работы психолога можно использовать параметрические и непараметрические методы. Параметрический метод предполагает сопоставление двух ключевых параметров: каким было состояние клиента и каким оно стало. Разница между ними представляет собой реабилитационный эффект или результат, свидетельствующий о квалификации персонала и эффективности применяемых им технологий. К непараметрическим методам относятся интервью, анкетирование клиентов, оценка затрат и др.
Квалификационная характеристика специалиста является лишь ориентиром его профессионального роста. Достижение же того или иного уровня мастерства – задача самого специалиста. Он сам является лучшим экспертом своей профессиональной компетентности и должен стремиться к совершенствованию своей деятельности.