Методика оценки эффективности психологической работы

Контуры оценки эффективности Предметы оценки эффективности Виды методик оценки эффективности
Деятельность различных учреждений психологической службы системы образования Формы и методы управления психологической службой системы образования Результаты деятельности за определенный период времени Результаты выполнения целевых программ Методики оценки эффективности форм и методов управления Методики оценки результативности Методики оценки целевых программ
Качество или уровень организации труда работников (персонала), обеспечивающих психологическое сопровождение педпроцесса в учреждениях образования Условия труда - физические, социальные, организационные, социально-психологические Ресурсное обеспечение Мотивация персонала Методики оценки условий труда Методики оценки ресурсного обеспечения (затрат) Методики оценки мотивационной системы, средств мотивации
Качество (уровень) квалификации персонала, обеспечивающего психологическую работу Численность и квалификация персонала Программы подготовки, повышения квалификации персонала Методики оценки квалификации персонала Методики оценки эффективности подготовки и повышения квалификации персонала
Качество и уровень психологического сопровождения различных субъектов педагогического процесса Виды психологической работы Формы, методы и технологии психологического сопровождения Результаты психологической работы Методики оценки видов психологической работы Методики оценки эффективности форм, методов и технологий психологического сопровождения Методики оценки результатов психологической работы

Эффективность профессиональной деятельности психолога

Критерии эффективности Их диагностические признаки Способы оценки
1 . Эффективность работы Соответствие цели достигнутому результату Активность организованной системы действия Глубина изменений в системе мишеней (успешное решение проблем клиентов) Адекватность затрат и результатов Близость идеальных и реальных достижений Профессиональный анализ планов работы психолога (цели, задачи, решаемые проблемы, ожидаемые результаты в сопоставлении с достигнутыми) Анализ систем действия, их активности Анализ финансовых и временных затрат в связи с результатами Сравнение своего опыта с передовым
2. Уровень овладения профессиональной деятельностью Репродуктивный Адаптивный Локально моделирующий Системно моделирующий Творческий Определение реального уровня, профессиональной деятельности по описанию
3. Удовлетворенность психолога своей работой Очень низкая Низкая Средняя Высокая Очень высокая Самоанализ собственных мыслей и переживаний по поводу работы: самочувствие, активность, настроение, успешность, продуктивность, самореализация
4. Удовлетворенность клиентов общением со специалистом Очень низкая Низкая Средняя Высокая Очень высокая Анкетирование, интервьюирование клиентов
5. Соответствие объективных и субъективных оценок деятельности психолога Не соответствуют Частично соответствуют Полностью соответствуют Сопоставительный анализ результатов аттестации и собственного анализа


При оценке эффективности работы психолога можно использовать параметрические и непараметрические методы. Параметрический метод предполагает сопоставление двух ключевых параметров: каким было состояние клиента и каким оно стало. Разница между ними представляет собой реабилитационный эффект или результат, свидетельствующий о квалификации персонала и эффективности применяемых им технологий. К непараметрическим методам относятся интервью, анкетирование клиентов, оценка затрат и др.

Квалификационная характеристика специалиста является лишь ориентиром его профессионального роста. Достижение же того или иного уровня мастерства – задача самого специалиста. Он сам является лучшим экспертом своей профессиональной компетентности и должен стремиться к совершенствованию своей деятельности.

Наши рекомендации