Структурные характеристики конфликта
В качестве существенных характеристик конфликта практически всегда выделяются структура и динамика, что соответствует общеметодологическим принципам описания явлений.
Анцупов и Шипилов при описании структуры конфликта останавливают
ся на таких понятиях, как
«конфликтная ситуация»,
«участники конфликта»,
«объект конфликта»,
«условия протекания конфликта»,
«образы конфликт ной ситуации»
«конфликтное взаимодействие».
На основании выполненного анализа авторы считают, что конфликт структурно состоит из конфликтной ситуации и конфликтного взаимодействия.
В свою очередь, конфликтная ситуация включает в себя
участников, или стороны конфликта;
группы поддержки (авторы описывают межличностный конфликт);
объект, или предмет конфликта;
условия его протекания и
образы конфликтной ситуации, имеющиеся у ее участников.
Конфликтное взаимодействие как структурный ком понент представляет собой совокупность приемов этого взаимодействия.
Динамические характеристики конфликта авторы сводят к стадиям процесса возникновения и развития конфликта (включая и конфликтное взаимодействие, и разрешение конфликта) (Анцупов, Шипилов, 1992, с. 76-83).
Петровская (1977) при описании структуры конфликта предлагает различать следующие составляющие:
«стороны (участники) конфликта»,
«условия протекания конфликта»,
«образы конфликтной ситуации»,
«возможные дей ствия участников конфликта»,
«исходы конфликтных действий».
Динамика конфликта представляет собой процесс, описание которого включает различ ные стадии развития конфликта — от возникновения конфликтной ситуации до ее разрешения.
Вопрос 6. Факторы определения ситуации как конфликтной.
Н.В. Гришина выделила три группы факторов определения ситуации как конфликтной.
К первой группе она отнесла "объективные" факторы определения ситуации. К ним относятся такие, которые возникают независимо от нас. Относительно конфликтов объективными факторами она считает особенности самой ситуации взаимодействия, которые на уровне "общечеловеческого" измерения вызывают у людей однотипные реакции.
Наши представления о тех или иных ситуации таковы, что в той или иной степени соответствуют представлениям большинства людей о аналогичные ситуации. Например, увидев помещения, в котором стоят столы, за которыми люди употребляют пищу, мы, проанализировав ряд деталей, можем сказать, что это ресторан или столовая. Если же в помещении много новых книг, то не спутаем книжный магазин с библиотекой и т.д. Такие представления называются "разделенного" знания.
Итак, наши представления о ситуации социального взаимодействия включают в себя долю такого "разделенного" знания, и позволяет людям примерно одинаково оценивать определенные ситуации. Так же представление людей о конфликтных ситуациях содержат как индивидуальные, так и общие для большинства людей черты. Определенная социальная ситуация благодаря своим характеристикам может соответствовать представлениям людей о конфликтах. Такая ситуация и будет определяться как конфликтная большинством людей, а потому и вызывать в них типичные реакции.
Вторая группа - это групповые факторы определения ситуации. Каждого человека можно отнести к определенному социальному или культурного слоя. На то, как влияет социальная среда на возникновение тех или иных проблем, обратила внимание в своих трудах К. Хорни: "Тот факт, что большинству людей в этой культуре приходится сталкиваться с теми же проблемами, наводит на мысль, что эти проблемы порождены специфическими жизненными такими же, как в этой культуре ".
Такое мнение подтверждает значительное количество психологических исследований. В частности, в последнее время психологи проводили исследования феномена "синдрома профессионального выгорания", который оказывается у педагогов. Поэтому на определение ситуации как конфликтной влияет принадлежность индивида к определенной реальной или условной группы: возраст(особенно в критические периоды),пол (женщины склонны оценивать свои взаимоотношения с коллегами как конфликтные в тех аспектах, которые напрямую касаются их личных нужд (заработная плата, распределение премий, время отпуска, график работы), а мужчины отмечают повышенную конфликтогенности организационных проблем (распределение обязанностей, производственные трудности и т.д.), социальный статус, профессия. У каждой группы существует определенное "разделено" знание о том, что такое конфликт. Это и позволило Н.В. Гришиной говорить о групповых факторы определения ситуации как конфликтной.
Третья группа - это индивидуальные факторы определения ситуации, которые существуют наряду с объективными и групповыми. По мнению Н.В. Гришиной, "субъективное" в определении ситуации как конфликтной связано со склонностью самого человека к оценке ситуаций, событий и людей в определенных сроках. То есть существуют такие психологические характеристики, которые обуславливают предрасположенность людей воспринимать те или иные ситуации взаимодействия с людьми как конфликтные.
В частности, в нашем исследовании мы выделили ряд индивидуально-психологических факторов возникновения межличностных конфликтов в раннем юношеском возрасте. В частности, на возникновение конфликтов в этом периоде влияютиндивидуальный стиль общения, отношение к партнеру, уровень конфликтности, личностная тревожность, склонность к доминированию, ригидность, агрессия, самооценка. Также на возникновение межличностных конфликтов влияет характер восприятия ситуации взаимодействия.
Экспериментально доказано, что люди с конкурентной ориентацией чаще склонны определять ситуации как конфликтные.
Также представление о конфликтной личность в бытовом сознании часто связано с человеком, который чаще других становится участником конфликтных ситуаций. Такой человек имеет значительную склонность воспринимать ситуации как конфликтные или реагировать конфликтным поведением на те или иные обстоятельства, которые в действительности не являются конфликтными.
Кроме устойчивых психологических особенностей, на определение ситуации как конфликтной влияет и актуальной психическое состояние личности. При оценке простых, типовых ситуаций люди редко учитывают свое настроение, в то время как при оценке и объяснении сложных конфликтов мы не сможем избавиться от влияния настроения на этот процесс.
Итак, на определение ситуации как конфликтной влияют факторы, которые различаются между собой по психологическому содержанию и силе воздействия на процесс определения ситуации.