Тест «Какой вы руководитель?»

1. Охотно ли вы беретесь за решение неординарных, нестандартных управленческих задач?

2. Трудно ли вам было отказаться от тех приемов руководства подчиненными, которыми вы пользова­лись, находясь на ступень ниже?

3. Долго ли вы оказывали предпочтение ранее возглав­ляемому вами участку работы, уйдя на повышение?

4. Стремитесь ли вы выработать универсальный ме­тод управления, подходящий для большинства ситу­аций?

5. Умеете ли вы дать полную, целостную оценку под­чиненным руководителям, обоснованно квалифициро­вав их как сильных, средних и слабых в вопросах уп­равления?

6. Легко ли вам выйти за рамки личных симпатий или антипатий в кадровых вопросах?

7. Считаете ли вы, что универсального стиля руко­водства нет, а нужно уметь сочетать различные стили в зависимости от специфики управленческой ситуации?

8. Утверждаете ли вы, что вам легче избежать кон­фликта с вышестоящим руководством, чем с подчи­ненными?

9. Хочется ли вам сломать стереотип управления, сложившийся в возглавляемом учреждении?

10. Часто ли оказывается верным ваше первое впе­чатление о качествах человека как руководителя?

11. Часто ли вам приходится объяснять неудачи в управлении объективными неблагоприятными фак­торами (социально-экономическая и правовая неза­щищенность, нестабильность и неопределенность в работе, проблемы материального и иного обеспече­ния деятельности, неудовлетворенность состояни­ем организационно-кадровых вопросов и т.. п.)?

12. Часто ли вы ощущаете, что для эффективного управленческого труда вам не хватает времени?

13. Считаете ли вы, что если бы имели возможность чаще бывать в нижестоящих организациях и на за­крепленных объектах, то эффективность вашего ру­ководства значительно повысилась бы?

14. Предоставляете ли вы больше полномочий и са­мостоятельности в решении вопросов более инициа­тивным и компетентным из подчиненных вам ру­ководителей?

15. Можете ли утверждать, что вашу управленческую деятельность можно описать стройной схемой, вклю­чающей модель, алгоритм, технологию управления?

16. Считаете ли вы, что интересы работы постра­дают, если ежедневно отвлекаться от всех дел и за­ниматься не менее часа совершенствованием своей управленческой компетентности?

17. Вы еженедельно проводите занятия с непосред­ственно подчиненными вам руководителями по со­вершенствованию их управленческой деятельности?

18. При принятии управленческого решения вы не всегда предусматриваете в нем компоненты моти­вации для исполнителей?

19. 3анимает ли профессиональная деятельность главное место во всем укладе вашего труда?

20. Вы используете акмеологические инварианты для развития продуктивности самореализации подчинен­ных руководителей в управленческой деятельности?

Ключевая таблица к тесту "Какой вы руководитель?"

  Оценочные балы
 
Да                  
Нет                      

По количеству набранных баллов можно дать сле­дующую интерпретацию результатов самооценки.

От 0 до 6. Ваши интересы находятся в большей сте­пени не в сфере управленческой деятельности. Руковод­ство людьми, вероятнее всего, вам не приносит удоволь­ствия. Если представится возможность заняться иным видом профессиональной деятельности, то сделайте та­кой выбор. Он будет правильный. Не надо колебаться, а следует решиться.

От 7 до 12. Нельзя утверждать, что вы эффективный руководитель, но если в возглавляемом вами коллекти­ве дела идут неплохо, то лучше не принимать коренных изменений и реформ. Они будут для вас и коллектива чрезмерно трудными. Однако важно обеспечивать со­вершенство управления в контексте общих тенденций и требований вышестоящего руководства. Надо больше прислушиваться к мнению подчиненных. Постарайтесь выявить стереотипы-блокаторы эффективного управле­ния, овладевайте новыми подходами в своей работе и ориентируйтесь в ее организации на ближайшую и даль­нюю перспективу.

От 13 до 18. Вы можете отнести себя к уровню доста­точно сформировавшихся руководителей. Ваши способ­ности и возможности целесообразно совершенствовать применительно к управленческой деятельности. Для до­стижения более значительных результатов в управле­нии необходимо овладеть современной системой управ­ленческой деятельности. Обращайте при этом внима­ние не только на собственное развитие, но чтобы подчи­ненные тоже овладели моделью, алгоритмом и техноло­гией управленческой деятельности. Это положительно скажется на результатах труда.

От 19 до 24. Вы относитесь к числу эффективных руководителей, умеете выделить главное в работе и кон­центрировать на ключевых направлениях необходимые силы и средства. Ваша сильная сторона состоит в соче­тании текущего и перспективного планирования труда, умении последовательно решать принципиальные воп­росы, использовать потенциал персонала, не останавли­ваться перед такими трудностями, как нажим, коман­дирский тон, конфликты. Будет правильно, если вы нач­нете активнее внедрять в практику управления совре­менные подходы. Ваш опыт руководства следовало бы очистить от имеющихся стереотипов-блокаторов. Управ­ленческая деятельность на порученном вам участке организуется достаточно эффективно.

От 25 до 30. Можно уверенно сказать, что вы – со­временный руководитель. Добиваясь эффективного ру­ководства, обращайте внимание на его оптимизацию, что позволит достичь не только более значительных результатов, но и обеспечить максимально возможную комфорт­ность в профессиональной деятельности и в повседнев­ном общении – труде.

Для более подробного и глубокого изучения методов социально-психологической диагностики рекомендуем познакомиться с книгами:

1. Волков В. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.

2. Донцов А. И. Психология коллектива М., 1984.

3. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.

4. Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Ю. М. Жукова. М., 1981.

В заключение главы, посвященной такому аспекту работы практического психолога, как психодиагности­ка, хочется подчеркнуть, что:

· нельзя переоценивать роль тестов;

· методы диагностики хорошо работают в комплексе, дополняя и уточняя друг друга;

· профессионал работает с ограниченным числом ме­тодик, но их глубокое знание дает возможность "вы­тягивать" большое количество информации;

· психодиагност должен четко себе представлять, для чего он проводит тестирование, и предвидеть, чем результаты тестирования могут быть полезны об­следуемому.

Лекция 3

Наши рекомендации