Пути и способы решения педагогических ситуаций
Ведущим организатором общения в обучении является преподаватель и, следовательно, в большей мере им определяется характер взаимоотношений, которые будут складываться между участниками учебного процесса.
Э.И. Киршбаум выделил шесть типов поведения педагога в конфликтной ситуации и дал им следующие условные названия и обозначения:
РМ - «репрессивные меры» – способ действия, при котором агрессивное поведение школьников учителя пытаются изменить путем применения репрессивных мер.
ИК - «игнорирование конфликта» – реакция учителя на конфликт, при которой преподаватель продолжает вести занятие, как если бы ничего не произошло.
РВ - «ролевое воздействие» – поведение педагога, в котором проявляются попытки положительного разрешения конфликта в рамках ролевого взаимодействия.
ВМ - «выяснение мотивов» - реакция преподавателя на конфликт, при котором главное усилие направляется на выяснение причин и мотивов его возникновения.
СИ - «стимул к собственному изменению» – способ действий в конфликтной ситуации, когда преподаватель меняет собственное поведение по отношению к учащемуся.
Р - «рефлексия» - главное внимание обращается на рациональное разрешение конфликта: он по своему поведению близок к типу поведения «выяснение мотивов».
Часто учителя используют психозащитные механизмы, такие, как: рационализация, проекция и редукция.
При рационализации преподаватели прибегают к псевдообоснованию своего неблаговидного поведения, при проекции учащемуся приписываются собственные недостатки и негативные качества, и принятие их в виде основания для обвинения и порицания учащихся. Реверсивная форма защитного поведения (редукция) связана с сужением «Я», проявляющееся в избегании угрозы, в выходе из конфликта без конструктивного разрешения ситуации.
Психозащитные формы поведения наиболее свойственны учителям с определенным психологическим складом, проявляющимся в повышенной эгоцентрической авторитарной направленности в общении, в низкой направленности на сотрудничество, в пониженном самоконтроле в сфере деловых отношений, в гипертрофированной чувствительности к негативным, угрожающим факторам социального окружения. Именно все это и приводит не к разумному анализу причин возникающих конфликтных ситуаций, а к «эмоциональной жвачке», отрицанию собственной вины, к стремлению переложить разрешение конфликта на других.
Одним из способов решения педагогических трудных ситуаций и конфликтов является проведение психологического анализа. М.В. Рыбакова предложила следующий план анализа.
1) описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников);
2) что предшествовало возникновению ситуации;
3) какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении;
4) ситуация глазами ученика и учителя;
5) личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);
6) что нового узнал учитель об учениках из ситуации (познавательная ценность ситуации для учителя);
7) основные причины возникшей ситуации и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);
8) варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика;
9) выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.
Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов: создание на занятии атмосферы защищенности при общении обучающихся с преподавателями; одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге; одобрение практики обращения учеников за помощью к преподавателю или товарищам; поощрение устных ответов по собственной инициативе студентов; создание щадящих условий при ответе ученика с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью; недопущение действий со стороны отдельных учеников, подавляющих творческую активность товарищей на занятии.
Очень важно для педагога выйти из конфликтной ситуации с достоинством и суметь защитить социально ценные нормы поведения и ведущие ценности учебной деятельности. Чтобы выиграть психологическое противоборство в конфликтной ситуации, педагогу, по мнению А.С. Чернышева, целесообразно использовать следующие правила воздействия на личность учащихся.
Правило 1. Самообладание (два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию).
Правило 2. Задержка реакции (на 10-15с, делается вид, как будто не замечаются действия нарушителя в целях развенчания значимости личности нарушителя).
Правило 3. Перевод реакции (выполнения педагогом повседневных действий на занятии - работа с журналом, взгляд в окно и т.п.) в целях развенчивания значимости поступка нарушителя.
Правило 4. Рационализация ситуации (применить юмор, сделать смешным поступок нарушителя, разрядить ситуацию).
Правило 5. Парадоксальная реакция (постараться использовать действия ученика - нарушителя дисциплины с пользой для урока; например, ученик принес котенка на урок иностранного языка, учитель для парадоксальную реакцию: «Молодец, что принес котенка, мы сегодня будем отрабатывать диалог по описанию котенка, а я забыл картинку с его изображением»).
В любой преподавательской деятельности возникают трудные педагогические ситуации, и их решение должно быть всегда в пользу ученика, ориентировано на развитие и совершенствование его личности в будущем. Таким образом, учитель - это человек, который должен не только отлично знать свой предмет, но и являться хорошим психологом.
Содержание заданий для самостоятельной подготовки к занятиям
Самостоятельная работа (СР) – это планируемая работа студентов, которая выполняется ими по заданию преподавателя и при его методическом руководстве, но без его непосредственного участия. СР способствует углублению и расширению знаний студентов; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приемами процесса познания; развитию познавательных способностей. Именно поэтому она является главным резервом повышения эффективности подготовки современных специалистов.
СР завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющего существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.
Структура и содержание СР по дисциплине определяется ее содержанием и образовательными задачами.
В зависимости от места и времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля за результатами СР студента подразделяется на следующие виды:
1) самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров);
2) внеаудиторную самостоятельную работу, предполагающую выполнение студентом домашних заданий учебного и творческого характера.
В учебно-методическом пособии представлены виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов, которая включает в себя:
1) задания для подготовки к учебным занятиям;
2) работу с терминологическим словариком;
3) задания для самоконтроля;
4) список рекомендуемой литературы.