Методы психологии. Классификация методов психологии и возможности их использования в педагогической практике
ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСОВ ПО ПСИХОЛОГИИ
для государственного экзамена по направлению 050100 «Педагогическое образование»
(ФГОС ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование», утв. 17 января 2011 г. N 46,
срок обучения – 4 года)
(№16 - №30)
КЕЙС № 16
Методы психологии. Классификация методов психологии и возможности их использования в педагогической практике
(ПК-5)
Описание
Администрация образовательного учреждения обеспокоена участившимися фактами противоправного поведения среди учащихся подростковых классов. Предполагается проведение педагогического совета с приглашением подростков и их родителей.
Задание
1. Какие психологические методы вы можете порекомендовать учителям, работающим в подростковых классах, для сбора диагностических данных и подготовки аналитических материалов к консилиуму? Чем объясняется выбор методов, какова целесообразность обращения именно к этим методам?
2. С какими трудностями сбора необходимой информации может столкнуться педагог? Каковы пути их преодоления?
3. Сформулируйте несколько вопросов родителям, помогающих прояснять сложившуюся в школе педагогическую ситуацию.
Рекомендованная литература:
1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005.
КЕЙС № 17
Индивид, личность, индивидуальность. Понятия «Я-реального» и «Я-идеального» в контексте гуманистических представлений о личности
(ОПК-2)
Описание
В «реальной» жизни многие люди неудовлетворенны своими социальными ролями, и людям сравнительно нелегко расширить границы своего опыта, учитывая ограничения, налагаемые сложившимися в обществе порядками. Интернет эти общественные условности ослабляет, позволяя людям создавать новые образы Я. Заходя в какой-либо чат, женщина может решить, что будет мужчиной, а не женщиной, чернокожей, а не белой, в возрасте 40, а не 18 лет, и преуспевающим управленцем, а не второкурсницей. Интернет очень наглядно вводит понятие возможных Я в обиход многих людей. Люди могут пользоваться своей анонимностью в Интернете, чтобы заявить о новых интересах или вникнуть в новые идеи, не опасаясь последствий, которые это повлекло бы в реальном мире. Люди могут пробовать себя в разных возможных ипостасях, которые могут оказаться ближе к их идеальным представлениям о себе.
Задание
Проанализируйте предложенные факты и ответьте на следующие вопросы:
1. Что могут отражать виртуальные образы Я в Интеренете?
2. Чем может быть полезно или вредно для развития личности ребенка создание виртуальных Я?
3. Как педагог может помочь ребенку, увлекающемуся интернет-коммуникациями, преодолеть трудности «реального» общения? Сформулируйте несколько рекомендаций.
Рекомендуемая литература:
1. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. «Питер», Санкт-Петербург, 2009 г. ISBN: 978-5-388-0049. (с.202. Проблема личности в психологии).
2. Психология: Учебник для педагогических вузов/ под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 660 с.ISBN: 5-94879-350-8, 978-5-9692-0239-9, 978-5-9692-0379-2(с.57.Основы психологии личности).
КЕЙС № 18
Социальная перцепция. Стереотипы и установки в педагогическом общении
(ОПК-2)
Описание
Учителя начальных классов в Бостоне узнали от исследователей, что по результатам тестирования некоторые из их учеников необычайно способны. Учителей убедили, что эти особенные ученики были «интеллектуальными бутонами, которые покажут выдающиеся результаты во время учебного года». На самом деле имена этих учеников с якобы скрытыми способностями были выбраны наугад. Однако к концу того учебного года 30% этих детей прибавили в среднем по 22 пункта при определении их коэффициента интеллекта! Почти у всех из них IQ вырос не менее чем на 10 пунктов. Этот прирост интеллектуальных способностей оказался существенно больше того, что был у их одноклассников из контрольной группы, которые начинали с таким же IQ.
Задание
Проанализируйте предложенные факты и ответьте на следующие вопросы:
1. Как вы думаете, в связи с чем, ученики, которых учителя считали обладателями выдающихся способностей, показали более высокие результаты?
2. Какие выводы о психологических механизмах педагогического общения можно сделать на основании этого эксперимента?
3. Как педагогу следует психологически грамотно организовывать общение с ребенком?
Рекомендуемая литература:
1. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. «Питер», Санкт-Петербург, 2009 г. ISBN: 978-5-388-0049. (с.263. Социальная психология личности).
2. Социальная психология учебное пособие / Отв ред А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351с. (Серия «Высшее психологическое образование») ISBN 5-9292-0055-6 (с.146. Психология межличностного познания).
Кейс № 19
Описание
Ученик 8 класса Иван Л. имел плохую успеваемость по русскому языку. Он систематически не выполнял домашние задания, в классных работах допускал множество ошибок, диктанты и сочинения выполнял на «удовлетворительно».
Однако, начиная с сентября, для лучшей подготовки к ГИА он стал регулярно заниматься у репетира. За это время Иван заметно «подтянулся» по предмету, домашние задания стал выполнять регулярно и безошибочно. Классные работы также содержали все меньшее количество ошибок.
Контрольный же диктант он написал на твердую «четверку».
В свою очередь, учитель русского языка никак не реагировала на успехи Ивана, игнорировала его активность на уроке, не вызывала к доске, когда он поднимал руку.
Задание
1. Какой вид педагогической оценки преобладал у учителя в описанной ситуации? Какие эффекты межличностного общения могли вызвать такую реакцию учителя?
2. Какое влияние оказывают различные виды педагогической оценки на познавательное и личностное развитие ребенка?
3. Какими приемами педагогического общения можно стимулировать познавательную активность неуспевающего учащегося?
Рекомендуемая литература:
Ананьев Б.Г.Психология педагогической оценки //
Избр. психол. тр.: в 2 т. - М., 1980. – С. 133-161.
Кейс №20
В отечественной психологии
(ОПК-2)
Описание
Значительная часть практикующих педагогов полагает, что главная трудность образовательной работы учителя заключается в том, что учеников очень сложно «замотивировать на учебу». Именно на «отсутствие мотивации учения» как на самую важную проблему указывают студенты педагогического вуза, выходящие на практику. От того, как учитель сможет «заразить своим предметом», – полагают родители, – зависит успешность ученика в освоении школьной программы.
Задание
1. На какую психологическую реальность обращают внимание студенты-практиканты, утверждая, что у учеников отсутствует мотивация учения? Объясните природу этого явления.
2. Как строится личное знание? Каким должно быть участие взрослого в процессе освоения ребенком теоретического знания?
3. Какие действия родителей ограничивают развитие познавательной потребности ребенка?
Материалы кейса:
Рекомендуемая литература:
1. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Кейс № 21
Описание
«Мама Оксаны обеспокоена по поводу взаимоотношений со своей дочерью. Оксане 11,5 лет, она учится в 5 классе. Жалоб со стороны учителей на девочку до недавнего времени не было. Училась она хорошо. Отношения с дочерью всегда строились на принципах уважения, взаимной честности, принципиальности.
В последнее время поведение Оксаны резко изменилось. Девочка стала часто оговариваться, нередко в грубой форме, старается все делать по-своему, наперекор желанию и требованиям родителей. Успеваемость снизилась, а со стороны учителей появились жалобы на поведение ученицы.
Подружки, с которыми Оксана проводит слишком много времени, не нравятся маме – они, по ее мнению, озабочены только внешним видом и мальчиками. Для того, чтобы узнать, с кем общается Оксана, мама прочитала сообщения дочери в социальных сетях. Обнаружив это, девочка устроила скандал, закрылась в комнате с комментариями о том, что у нее должна быть хоть какая-нибудь личная жизнь…»
Задание
1. Как вы думаете, с чем связаны такие перемены в поведении девочки?
2. Связано ли возникновение и протекание возрастных кризисов с характером педагогического влияния взрослых? Возможно ли бескризисное развитие ребенка? Каковы взгляды ученых на закономерности возрастных кризисов?
3. Разработайте рекомендации для родителей по взаимоотношению с детьми, находящихся в кризисных периодах возрастного развития?
Рекомендуемая литература:
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. пед. заведений. - М.: Издат. центр, 2000. – С. 49-53.
Кейс № 22
Описание
Сергей, ученик 8 класса, в данной школе учится с первого класса. Мальчик растет в полной семье, все члены которой с уважением относятся друг к другу. В школе общителен, имеет много друзей. На уроках активность не проявляет. Отвечает на уроке только когда вызовет учитель. Даже если хорошо знает материал, руку не поднимает. Домашние задания выполняет несистематически и не в полном объеме. При выполнении заданий интерес к анализу собственных ошибок не проявляет. Всегда ориентируется на конечный результат. За помощью к учителю в трудных учебных ситуациях не обращается. Хорошо выполняет задания совместно с одноклассниками (в парах или группах), часто интересуется отношением товарищей к выполненному им заданию, испытывает удовольствие от оказания помощи товарищам в выполнении задания. Успеваемость повышается к концу четверти (сдает все домашние работы, берет дополнительные задания), когда выводятся итоговые отметки. В свободное время занимается баскетболом и общением в социальных сетях.
Задание
1.Проанализируйте ведущие мотивы учения мальчика.
2. Какие научные методы исследования должны использоваться учителем для изучения мотивации учения школьников?
3. На какие мотивы должен опираться учитель для формирования положительной учебной мотивации.Какую работу необходимо провести с семьей мальчика?
Материалы кейса
Сводная карта состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования
Кейс № 23
Описание
В школе №789 активно обсуждается идея оптимизации и повышения эффективности учебного процесса в связи с низкими показателями образовательных результатов ГИА и ЕГЭ.
На педагогическом совете было выдвинуто предложение о дифференцированном подходе к учащимся в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей.
Так, для повышения эффективности учебного процесса было предложено распределять учащихся по классам в зависимости от их темперамента.
Задание
1. Обоснуйте несостоятельность выдвинутых критериев для осуществления идеи индивидуализации обучения в рамках «переформирования контингента учащихся».
2. На какие ресурсы учащихся с разными темпераментами возможно опираться учителю без переформирования классов?
3. Какие другие психологические критерии можно использовать при организации индивидуальной работы с учащимися?
Материалы кейса
1.Критерии индивидуализации.
Статья «Индивидуализация обучения: формы и методы »
Автор - Н.А.Ляпина, директор МОУ СОШ № 10, Н. В. Худоярова, заместитель директора по УР МОУ СОШ №10.
Кейс №24
Психология младшего школьника. Ведущая деятельность и основные психические новообразования
(ОПК-2)
Описание
С приходом в школу ребенок оказывается в новой социальной ситуации развития. Изменяется его место в системе социальных отношений: впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, получает новые права и обязанности, попадает в другую систему взаимоотношений со взрослыми (родителями и педагогом) и сверстниками. Новый социальный статус обуславливает и формирование особенностей личности младшего школьника.
В приведенных ниже фрагментах текста представлены эпизоды жизни ребенка младшего школьного возраста.
Фрагмент 1. Первоклассница Маша хвастается перед маминой гостьей: «У меня все отметки есть: единица, двойка, тройка, четверка и пятерка. А у Нины - только четверки и пятерки... »
Фрагмент 2.
- Что тебе больше всего нравится в школе? - спрашивает папа у Вадика.
- Больше всего - переменки. Там можно бегать и играть.
Фрагмент 3. Однажды семилетний Саша явился из школы и торжественно сообщил: «А мы сегодня букву «о» проходили!» Значимости этого события для ребенка можно было только удивиться, так как к поступлению в школу он уже бегло читал и неплохо владел письмом. А с какой уверенностью он несколько позднее отстаивал непогрешимость Нины Ивановны, которая «лучше знает, как надо писать», когда родители попытались утверждать, что в тетрадке сына она неверно исправила «зайчонок» на «зайченок».
Фрагмент 4. «Кажется, Леня хороший, скромный мальчик?» – спросили у первоклассника про его соседа. «Да-а... хороший! – иронически восклицает мальчик. – Только двойки получает!».
Задание
1. Какие особенности дошкольного периода сохраняются в начальной школе? В чем это проявляется в представленных текстах?
2. Какая особенность взаимоотношений первоклассников со взрослыми проявляется в приведенных примерах?
3. Какие действия взрослого в каждой из описанных ситуаций могут быть стимулировать развитие младшего школьника?
Рекомендуемая литература:
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Знание, - 1994. – 192 с. (глава «Как дошкольник становится школьником?»)
Кейс №25
Психологическое содержание подросткового возраста. Ведущая деятельность и основные психические новообразования
(ОПК-2)
Описание
После родительского собрания мама одного из учеников класса обратилась к классному руководителю со следующей проблемой.
«Моему сыну Саше 14 лет. Неожиданно в нем проснулось чувство бунтарства, какого я никогда не встречала у детей, - говорит мама. - Он не признает никаких правил и, кажется, ненавидит всю нашу семью. Он приходит в ярость, когда мы пытаемся заставить его соблюдать дисциплину. В конфликтных ситуациях он неуправляем».
Задание
Представьте, что вы классный руководитель мальчика, и его мама попросила вас ответить на следующие вопросы:
1.С чем связаны изменения, происходящие в поведении подростка?
2. Какие потребности возраста удовлетворяются в данных действиях?
3. Какова должна быть стратегия поведения взрослых?
Рекомендуемая литература:
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Глава 9 «Подростковый возраст в свете разных концепций». - С. 172-173. Электронная библиотека RoyalLib.
Кейс №26
Психологическое содержание юношеского возраста. Ведущая деятельность и основные психические новообразования
(ОПК-2)
Описание
Георгий рассказывает: «Мне 16 лет, но я бы не сказал, что для меня это время светлых надежд на будущее. Дело, конечно, не во времени, а во мне. Я не могу радоваться жизни, потому что не рад самому себе. Я ненавижу свои детские фотографии, а в течение последних двух лет не фотографируюсь вовсе. Если бы я мог, то обезобразил бы свою физиономию: белую, нежную, как у девочки, кожу, родинку на щеке, опалил ресницы, которые слишком длинные и закручиваются, как у Мальвины.
Но лицо – это еще полбеды. Я слаб, у меня порок сердца, поэтому мне противопоказаны физические упражнения. Результат – узкие плечи, неразвитые мышцы. Прибавьте ко всему тонкие кисти рук, длинные пальцы. Картина, по-моему, получается полная. Я - женоподобен настолько, что девушки не обращают на меня внимания вообще, видимо, принимая за своего (или за свою?). Конечно, кому нужен когда-то «подававший надежды пианист, жалкий тип с хрупкой фигурой, который через лужу вряд ли перенесет девушку. Но я хочу быть нормальным парнем, которого уважают друзья и любят девчонки».
Задание
1. О каких психологических особенностях юношеского возраста идет речь в этом рассказе юноши?
2. Охарактеризуйте состояние Георгия с точки зрения психологического содержания юношеского возраста.
3. Какие условия может создать учитель для полноценного самоутверждения Георгия в социуме?
Рекомендуемая литература:
Кон И.С. Психология юношеского возраста. Глава VII. Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли.Электронная библиотека: http://vprosvet.ru
Кейс №27
Описание
На уроке истории в 8 классе учитель предложить подросткам поразмышлять над вопросом: что мы имеем в виду, когда используем выражение «в окопах»? Ученики предположили, что данное выражение возможно связано с войной.
«Хорошее предположение» - ответил учитель. «Боевые операции велись в окопах первой мировой войне. Солдаты выкапывали глубокие траншеи и прятались в них. Во время проведения многих боевых действий использовались окопы, вот откуда пришло это выражение. Кто знает еще что-нибудь о первой мировой войне? Кто был участниками в войне?»
«Она велась против Гитлера» - ответила Лиза.
«Нет, это была вторая мировая война» - возразил ей Саша.
Учитель истории согласился с Сашей: « Это типичная ошибка, которую люди допускают в отношении первой мировой войны. Есть предположения, почему так происходит?»
«Потому что мы воевали против Германии в обеих войнах?» ответила вопросом Лиза.
«Это верно. Кто-нибудь знает, почему началась война?» - спросил учитель, и не дождавшись ответов спросил: «А кто принимал участие в войне?»
В классе стало шумно, ребята, споря между собой, пытались дать ответ: «Россия, Англия, Франция, Соединенные Штаты Америки…и Германия». Вдруг среди этого шума раздался голос Миши, который до этого сидел молча: «Мне кажется, что у меня в голове первая и вторая войны перемешались. Еврейские концлагеря были в первую мировую? А нацизм был? Я не уверен».
Учитель, выслушав ребят, сказал: «Похоже, у всех вас есть обрывочные знания о первой мировой войне, но часть из них ошибочны. Так как мы будем изучать эту войну в нашем следующем проекте, вы узнаете больше о ней самой. Я хочу, чтобы вы задумались о причинах, толкающих страны к войне. Если вы поработаете с дополнительной литературой, то наверняка справитесь с этим заданием. В своих тетрадях опишите причины и приведете примеры для наглядности».
Задание
1. Какие социализирующие функции выполняет педагог, какие он преследует цели?
2. Какие механизмы социализации модно проследить в данном тексте? Приведите конкретные примеры.
3. Какие формы социально-психологической работы учителя с ребенком, на ваш взгляд, наиболее успешны для присвоения социальных норм, ценностей личностью обучающегося?
Кейс №28
Описание
Один из учеников 8 класса средней школы попал под воздействие уличной компании, не бывает дома, бросил занятия в секции по футболу, успеваемость в школе ухудшилась. Родители не обращают внимания на поведение ребенка, дают ему полную свободу. Классный руководитель пытается работать с ребенком, снизить влияние улицы. Обращается к родителям, но они агрессивно отвечают на просьбы и советы учителя обратить внимание на ситуацию с учеником. Начинают писать жалобы на учителя, обвиняя того в предвзятости к их ребенку.
Задание
1. Чем можно объяснить поведение родителей в данной ситуации?
2. Как поведение родителей определяет данный конфликт?
3. Какие методы разрешения конфликтов возможно применить в изменении данной ситуации?
Рекомендуемая литература:
Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учеб. пособие / Под ред. А.Б.Белинской. – М.: Прометей, 2000. – 212 с.
Кейс №29
Взаимосвязь обучения и развития. Психологические теории учения: возможности реализации в современной образовательной практике
(ОПК-2)
Описание
Образование в истории возникает тогда, когда определенная часть накопившегося общественного опыта уже не может быть передана подрастающим поколениям в процессе повседневной жизни и непосредственного труда. Эта часть опыта связана с достаточно высоким уровнем развития всех форм общественного сознания, находящим свое выражение в осмысленных и отрефлектированных общенаучных сведениях, сведениях об искусстве, морали, праве и религии, которые фиксируются чаще всего в такой духовной продукции, как книги. Такие сведения относятся уже к уровню теоретических знаний.
Задание
1.В чем заключается основная трудность передачи такой формы знания?
2. Чем кардинально различаются известные вам подходы к организации учения школьника?
3. Чему обучает ребенка учитель, каково содержание социокультурной позиции учителя?
Рекомендуемая литература:
1. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е. Д. Божович. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998 (Серия «Психологи отечества»).
Кейс № 30
Описание
Характеристика педагога:
Любит свой предмет, постоянно повышает свою квалификацию. Всегда увлеченно преподает любимый предмет, работает над повышением своего профессионального уровня. Правильно и красиво говорит. В общении с учащимися на уроках и во внеурочное время доброжелателен, доступен, часто шутит. Учащиеся занимаются с большим желанием, многие из учеников, стремясь быть похожими на своего педагога, поступили в педагогический вуз. Учащиеся любят педагога, испытывают удовольствие от общения с ним.
Задание
1. Какие педагогические способности ярко проявились у данного педагога?
2. Как необходимо развивать эти способности?
3. Как вы оцениваете развитие данных педагогических способностей у себя лично? Почему вы так считаете?
Рекомендованная литература:
Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993.
ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСОВ ПО ПСИХОЛОГИИ
для государственного экзамена по направлению 050100 «Педагогическое образование»
(ФГОС ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование», утв. 17 января 2011 г. N 46,
срок обучения – 4 года)
(№16 - №30)
КЕЙС № 16
Методы психологии. Классификация методов психологии и возможности их использования в педагогической практике
(ПК-5)
Описание
Администрация образовательного учреждения обеспокоена участившимися фактами противоправного поведения среди учащихся подростковых классов. Предполагается проведение педагогического совета с приглашением подростков и их родителей.
Задание
1. Какие психологические методы вы можете порекомендовать учителям, работающим в подростковых классах, для сбора диагностических данных и подготовки аналитических материалов к консилиуму? Чем объясняется выбор методов, какова целесообразность обращения именно к этим методам?
2. С какими трудностями сбора необходимой информации может столкнуться педагог? Каковы пути их преодоления?
3. Сформулируйте несколько вопросов родителям, помогающих прояснять сложившуюся в школе педагогическую ситуацию.
Рекомендованная литература:
1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005.
КЕЙС № 17