Багратиони константин амиранович
На правах рукописи
Багратиони Константин Амиранович
Взаимосвязь социально-психологических характеристик и жизненной перспективы личности
(на примере молодых менеджеров)
Специальность 19.00.05 – социальная психология
(психологические науки)
АВТОРЕФЕРАТ
Диссертации на соискание ученой степени
Кандидата психологических наук
Москва-2013
Работа выполнена на кафедре социальной педагогики и психологии
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Московский педагогический государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «МПГУ»)
Научный руководитель: | доктор психологических наук Лебедев Александр Николаевич |
Официальные оппоненты: | доктор психологических наук, профессор Обознов Александр Александрович профессор кафедры социальной и этнической психологии АНО ВПО «Московский гуманитарный университет» |
кандидат психологических наук Чаленко Наталья Владимировна старший преподаватель Учебного центра по авиационной и транспортной безопасности ЗАО «АэроМАШ – АБ» | |
Ведущая организация: | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |
Защита диссертации состоится 29 апреля 2013 г. в 15 час. на заседании диссертационного совета Д-002.016.01 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте психологии Российской академии наук по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии РАН по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13.
Автореферат разослан 25 марта 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор психологических наук, профессор | М.И. Воловикова |
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования.Деловое взаимодействие является основной составляющей профессиональной деятельности менеджеров, вне зависимости от направления деятельности компании на рынке (Позняков В.П, 2009). Для успешного функционирования на рабочих местах молодым менеджерам необходимо обладать не только рядом социально-психологических характеристик и профессионально значимых качеств (Обознов А.А., 1998; Maddi S., 1987 и др.), но и навыками планирования своей деятельности.
Жизненной перспективе отводится роль точки отсчета при изучении характера влияния будущего на наличную социальную идентичность личности (Marcus H., Nurius P., 1984; Marcus H., Nurius P., 1986; Marcus H., Nurius P., 1987). Актуальным становится изучение восприятия и переживания пространства «возможного» (Березина Т.Н., 2011): будущих социальных ролей, оцениваемых как возможных (Cinnerella M., 1998) – «проспективных идентичностей», понимаемых как возможные образы «Я-в-будущем» в социальном окружении (Rosenberg M., 2004; Marcus H., Nurius P., 1987; Cinnerella M., 1998; Белинская Е.П., 1999; Минюрова С.А., Плеханова Л.Л., 2005). Рядом зарубежных авторов недостаточно изученным признается временной аспект индивидуальных и групповых представлений о возможности приобретения новых социальных и групповых идентичностей или улучшения существующих, рассматривающихся, как в рамках модели реакции на негативные социальные идентичности (Tajfel H., Turner J., 1979; Tajfel H., Turner J., 1986), так и в рамках изучения пространства «возможного» – измерения многомерной психической реальности, образованной нереализованными в прошлом вариантами взаимодействия с социумом, которые могут осуществиться в будущем (Березина Т.Н., 2001; 2011).
Несмотря на очевидное внимание к жизненной перспективе в рамках общей психологии, исследования, рассматривающие жизненную перспективу как научную проблему социальной психологии личности, практически не представлены в науке. Конкретизация социально-психологического содержания жизненных перспектив молодых менеджеров – актуальная проблема как для самих молодых менеджеров, так и для социальной психологии личности в целом.
Постановка проблемы исследования.В условиях совместной деятельности, как интегрального системообразующего фактора управленческих интеракций (Журавлев А.Л., 1988), планирование менеджерами профессионального взаимодействия, как и групповое планирование совместной деятельности в целом (Лебедев А.Н., 1986), связано с характеристикой, содержащей профессионально важные нормы социальной регуляции поведения – жизненной перспективой.
Традиционно жизненная перспектива рассматривалась как когнитивное образование. По мнению Б.Ф. Ломова, когнитивные процессы направлены не только на отражение действительности, но и на возможность адаптации психических процессов, свойств и состояний человека к тому, с чем он может столкнуться в течение всей своей жизни, их следует рассматривать не только как процессы психического отражения человеческого мира, но и как процессы, направляющие его деятельность на будущие изменения, то есть осуществляемые по механизму антиципации (Ломов Б.Ф., 1980). Б.Ф. Ломов неоднократно указывал на взаимосвязь когнитивных и социально-психологических компонентов, определяющих характер общения и взаимодействия: «деятельность, познание и общение развиваются в неразрывном единстве» (Ломов Б.Ф., 1975). Одной из функций общения в рамках совместного решения задач является обмен результатами познавательной деятельности и «формирование на этой основе общности группы» (Ломов Б.Ф., 1963). Обосновывая необходимость рассмотрения психических процессов и характеристик во взаимосвязи с целями и ценностями исследуемых субъектов, Б.Ф. Ломов подчеркивал: «Включаясь в общение с другими индивидами и выполняя совместно с ними определенную деятельность, индивид приобретает некоторые новые свойства» (Б.Ф. Ломов, 1975). Исходя из положений Б.Ф. Ломова, целесообразным становится выделение и категоризация, наряду с когнитивным, социально-психологического содержания в жизненной перспективе посредством изучения ее взаимосвязи с социально-психологическими характеристиками личности.
В рамках авторского концептуального подхода жизненная перспектива будет рассматриваться как сконкретизованное пространство значимых для личности связей и отношений, пронизанных ее жизненными смыслами и ценностями – т.е. как социально-психологическое пространство в форме жизненного сценария, имеющего социальную природу и включающего конкретные жизненные стратегии. Типологический подход к проблеме жизненной перспективы может дать научное приращение в рамках социально-психологической парадигмы о социальной детерминации характеристик личности человека: конкретность типов жизненных перспектив обусловлена неоднородностью социальных условий (Абульханова-Славская К.А., 1983).
Объект исследования – молодые менеджеры предприятий.
Предмет исследования – взаимосвязь социально-психологических характеристик личности и жизненной перспективы молодых менеджеров.
Цель исследования – выявление взаимосвязи социально-психологических характеристик личности и типов жизненной перспективы молодых менеджеров.
Общая гипотеза исследования
Жизненная перспектива личности – это образ будущего, возникающий в результате сочетания когнитивной деятельности человека и его общения с другими людьми, поэтому тип жизненной перспективы связан как с целями планируемой деятельности, так и с социально-психологическими характеристиками личности.
Частные гипотезы
1. Самостоятельность и независимость личности от мнения окружающих, с одной стороны, связаны с прогнозированием активности личности в будущем, с другой стороны, обусловливают наличие психического напряжения, проецируемого на будущее, стеничность и ощущение нехватки времени для выполнения всех намеченных задач.
2. Социальная смелость, выражающаяся в нечувствительности к угрозам, решительности, тяге к риску и острым ощущениям, обусловливает оптимистичное видение будущего, наличие ярких, положительных переживаний и представлений о будущем.
3. Подверженность аффективным переживаниям, эмоциональная лабильность, богатство и яркость эмоциональных проявлений положительно взаимосвязаны с количеством прогнозируемых позитивно окрашенных событий, связанных конечной целью с общением и взаимодействием с другими людьми.
Задачи исследования:
теоретические задачи:
- теоретический анализ подходов к определению жизненной перспективы, существующих в психологической науке;
- теоретический анализ научной проблемы взаимосвязи жизненной перспективы и социально-психологических характеристик личности;
методические задачи:
- операционализация понятия «жизненная перспектива»;
- разработка программы исследования взаимосвязи жизненной перспективы и социально-психологических характеристик личности;
- анализ психологического инструментария, направленного на изучение социально психологических характеристик личности и перспективы планируемого будущего;
- модификация методов изучения психологического времени, существующих в психологии, для изучения жизненной перспективы личности и ее социально-психологического содержания;
эмпирические задачи:
- исследование влияния социально-психологических характеристик личности на показатели жизненной перспективы;
- выделение типов жизненной перспективы и обоснование правомерности такой типологии;
- выявление и описание типообразующих характеристик жизненной перспективы;
- изучение взаимосвязи между показателями жизненной перспективы и социально-психологическими характеристиками личности в соответствии с полученной типологией;
- содержательная психологическая характеристика выделенных типов.
Эмпирическую базу исследованиясоставили данныеобследования и изучения 148 молодых менеджеров структурных подразделений предприятий, мужчин и женщин в возрасте от 23 до 29 лет. Выборка сопоставлена по полу, возрасту и семейному положению.
Теоретико-методологической основой исследованиявыступили:
- положения отечественных ученых, основанные на принципе единства сознания и общения (Б.Ф. Ломов, А.Л. Журавлев, А.Н. Лебедев, В.П. Позняков, В.Г. Асеев, А.А. Грачев, К.А. Абульханова, Т.А. Нестик);
- общеметодологические положения субъектного и системного подходов (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.Л. Журавлев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.);
- положения событийного подхода (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн),
- положение о конкретных жизненных событиях как основе периодизации жизненного пути личности (Б.Г. Ананьев).
С целью операционализациииспользуемого понятия жизненная перспектива изучалась, через такие ее показатели, как: (1) когнитивные характеристики – при помощи метода семантического дифференциала времени, (2) социально-психологическое содержание – при помощи модифицированных проективных методик «Кто я в будущем?» и «психологическая автобиография». Исходя из цели и эмпирических задач исследования, социально-психологические характеристики личности испытуемых изучались при помощи 16-факторного личностного опросника, метода Ш. Шварца и теста жизнестойкости.
В исследовании использовались следующие эмпирические методы:
1 – 16-факторный личностный опросник (16-PF, Р. Кеттелл);
2 – семантический дифференциал времени (СДВ, Л.И. Вассерман с соавт.);
3 – тест жизнестойкости (Hardiness Survey, С. Мадди) (адаптация Д.А. Леонтьева с соавт.);
4 – метод Ш. Шварца для изучения ценностей личности;
5 – рефлексивный тест-самоотчет «Кто я в будущем? («Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда в авторской модификации);
6 – проективная методика «психологическая автобиография» (Л.Ф. Бурлачук; Е.Ю. Коржова) в авторской модификации.
Использовались следующие методы статистической обработки данных, входящие в пакет Statistica 10 и SPSS 13.0:
1 – иерархический кластерный анализ (Hierarchical Cluster Analysis);
2 – кластерный анализ K-means (K-means cluster analysis);
3 – дискриминантный анализ (Discriminant analysis);
4 – множественный регрессионный анализ – МРА (Multiple Regression);
5– непараметрический U-критерий Манна-Уитни (Mann-Whitney U-test).
Достоверность и надежность полученных в ходе исследования результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивалась следованием исходным методологическим и теоретическим принципам, надежностью, адекватностью и разнообразием использованных методов исследования, соответствующих предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью и достаточным объемом выборки, эмпирической проверкой выдвинутых гипотез, корректностью статистической обработки полученных данных и статистической значимостью полученных результатов.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.Эмпирически доказано, что когнитивное и социально-психологическое содержание жизненной перспективы взаимосвязано с социально-психологическими характеристиками личности. Операционализировано понятие жизненной перспективы. Показана историческая обусловленность возникновения и эволюции научных представлений о социально-психологическом аспекте жизненной перспективы: от античных философов до современных исследователей.
Жизненная перспектива впервые рассматривается как частный случай социально-психологического пространства личности. Теоретически и эмпирически обоснованы критерии для выделения типов жизненных перспектив молодых менеджеров. Первым критерием является выраженность социальной природы конкретных жизненных стратегий. В рамках перенесенных на проблему содержания жизненной перспективы реализаций теоретической модели «общения как деятельности» (А.Н. Леонтьев) и модели «общения как взаимодействия» (Б.Ф. Ломов) в жизненной перспективе может доминировать один из двух видов целей, которые личность ставит перед собой: субъект-субъектных (S-S) и субъект-объектных (S-O). Вторым основанием является детерминированное ценностными ориентациями преобладание социальных или личностных ролей в жизненной перспективе.
Эмпирически выявлены на основе предложенного концептуального подхода к изучению социально-психологической и индивидуально-психологической составляющих жизненной перспективы социально-психологические типы жизненных перспектив молодых менеджеров (I тип жизненной перспективы – «субъект-объектная, ориентированная на себя»; II тип жизненной перспективы – «субъект-субъектная, ориентированная на себя»; III тип жизненной перспективы – «субъект-субъектная, ориентированная на значимых других»; IV тип жизненной перспективы – «субъект-объектная, ориентированная на значимых других»).
Рис. 1. Типология жизненных перспектив молодых менеджеров
Дисперсионный анализ показал высокую значимость всех переменных как типообразующих характеристик, наименьший вклад вносит переменная «Эмоциональная Окраска». Обладателей I типа жизненной перспективы выявлено 25 человек, обладателей II типа – 47 человек, обладателей III типа – 58 человек и обладателей IV типа – 18 человек. Средние значение обладателей каждого типа жизненной перспективы по каждому ее показателю представлены в табл. 2.
Это позволило перейти к описанию жизненных перспектив через их типообразующие показатели: когнитивные характеристики (Активность, Эмоциональная окраска, Величина, Структура, Ощущаемость) и социально-психологическое содержание (Цели S-S+, Цели S-S –, Цели S-O +, Цели S-O –, Социальные роли, Личностные роли).
Таблица 2.
Выводы
1. Социально-психологический подход к жизненной перспективе позволяет рассматривать ее как сконкретизированное пространство значимых для личности связей и отношений, пронизанных жизненными смыслами и ценностями – т.е. как социально-психологическое пространство в форме жизненного сценария, имеющего социальную природу и включающего конкретные жизненные стратегии. Анализ результатов эмпирического исследования показал, что преобладание в жизненной перспективе жизненных стратегий, имеющих социальную природу, детерминировано социально-психологическими характеристиками ее обладателя.
2. В рамках реализации перенесенных на проблему содержания жизненной перспективы теоретической модели «общения как деятельности» (А.Н. Леонтьев) и модели «общения как взаимодействия» (Б.Ф. Ломов), жизненная перспектива представлена двумя видами целей, которые личность ставит перед собой: субъект-субъектных и субъект-объектных. Т.к. выборка настоящего исследования – молодые менеджеры, опираясь на типологию Херси-Бланшара, субъект-субъектную ориентацию жизненной перспективы можно рассматривать как частный случай ориентации руководителя на отношения, а субъект-объектную – как частный случай ориентации на задачу. Анализ результатов исследования позволил эмпирически обосновать выраженность социальной природы конкретных жизненных стратегий как первое основание для выделения типов жизненной перспективы, а преобладание социальных (ориентация на значимых других) или личностных ролей (ориентация на себя) в жизненной перспективе – как второе.
3. Преобладание субъект-субъектных позитивно окрашенных целей в жизненной перспективе детерминировано выраженностью социально-психологических характеристик, связанных с общением и взаимодействием: подверженность аффективным переживаниям, эмоциональная лабильность, богатство и яркость эмоциональных проявлений положительно взаимосвязаны с количеством положительно окрашенных событий, так или иначе связанных конечной целью с общением и взаимодействием с другими людьми. Такие качества, как социальная смелость, оптимизм, находчивость и остроумность в разговоре, а также готовность к расширению круга друзей напрямую влияют на прогнозирование активного социального взаимодействия в будущем.
Также обнаружена взаимосвязь между преобладанием субъект-субъектных, негативно окрашенных целей в жизненной перспективе и социально-психологическими характеристиками, связанными с группой: ответственность в сочетании с зависимостью от группы и заботой о сохранении и повышении благополучия близких людей связаны с прогнозированием негативных событий, таких как смерть близких и друзей в будущем – такие будущие события переживаются людьми, ощущающими потребность в наличии круга близких людей.
4. Выявлена взаимосвязь между выраженностью субъект-объектных, положительно окрашенных целей в жизненной перспективе и социально-психологическими характеристиками, связанными с самовозвышением и влиянием. Так, искусственность и расчетливость в поведении, потребность в автономности и независимости, эмоциональная холодность, властность, желание доминировать и приказывать, контролировать других людей – все эти качества обусловливают наличие целей самовозвышения в жизненной перспективе. Субъект-объектная ориентация таких жизненных перспектив представлена прогнозируемыми событиями будущего жизненного пути респондента, конечным результатом которых не является расширение круга общения или построение новых отношений и взаимодействий с людьми. К ним относятся цели, связанные с профессиональным ростом, материальным успехом, здоровьем, повышением уровня образования и т.д.
Доминирование субъект-объектных, негативно окрашенных целей в жизненной перспективе взаимосвязано с невыраженностью ряда социально-психологических характеристик, связанных как с общением, так и с ответственностью и влиянием: зависимые от социального окружения, ведомые, необщительные и не ответственные люди прогнозируют эмоционально негативно окрашенные (отмеченные знаком «-») события S-O («сокращения», «старость», «придется много работать»).
5. Второе основание для выделения типов жизненной перспективы – преобладание социальных или личностных ролей в жизненной перспективе – детерминировано выраженностью следующих мотивационных типов ценностей: «Достижения», «Универсализм», «Власть», «Стимуляция» и «Доброта». Так, забота о благополучии родных, коллег, подчиненных и людей в целом, направленность на расширение социальных связей и контактов в противовес стремлению к личному успеху и удержанию власти определяют выраженность антиципируемых социальных ролей, связанных с общением и взаимодействием. В противовес социальным ролям, прогнозирование будущих личностных ролей связано со стремлением к самореализации, достижениям и власти, в ущерб заботе о родных, близких и друзьях.
6. Эмпирически были выделены типы жизненной перспективы; I тип жизненной перспективы: «Субъект-объектная, ориентированная на себя». Для жизненной перспективы I типа характерно менее оптимистичное видение будущего, чем для жизненных перспектив II, III и IV типа: обладатели жизненной перспективы I типа более склонны к неудовлетворенности, как наличной ситуацией, так и возможным будущим. Будущее время воспринимается достаточно напряженным, антиципируется наличие как позитивных, так и негативных переживаний. Негативные переживания связаны с профессиональной деятельностью. В меньшей степени, чем IV и II типам, присуща смысловая наполненность будущего, насыщенность связанных с ним переживаний – относительно невелико количество факторов, способных блокировать удовлетворение потребностей в будущем. Для I типа жизненной перспективы характерна субъективность восприятия внешнего и внутреннего мира в будущем: будущее воспринимается ими как несколько противоречивое, что обуславливает чувство смятения и трудности в объяснении мотивов выбора тех или иных целей. Наряду с высокой эмоциональной и интеллектуальной вовлеченностью в ожидаемое будущее, низкие значения по показателю «Структура» обуславливают страх перед будущими событиями. Жизненная перспектива I типа, как и жизненная перспектива IV типа, является профессионально ориентированной, но, в отличие от IV типа, в ее содержательном наполнении преобладают негативно окрашенные события, связанные со страхом потери работы и собственной работоспособности (например, среди антиципируемых событий присутствуют: «сокращения», «старость» и т.д.). Доминирование в жизненной перспективе I типа негативно окрашенных событий, связанных с профессиональной деятельностью: тревожностью и страхом потери работы, является наиболее ярким ее отличием, выделяющим среди остальных типов. Преобладание в их жизненной перспективе целей типа S-O, позволяет нам отнести жизненную перспективу I типа к субъект-объектным жизненным перспективам.
7. II тип жизненной перспективы «Субъект-субъектная, ориентированная на себя». Жизненной перспективе II типа в меньшей степени, чем IV типу, присуща смысловая наполненность будущего, насыщенность связанных с ним переживаний, однако так же, как и у IV типа, носящих, в большинстве своем, положительный характер; присуще ощущение внутренней свободы, относительно небольшое количество факторов, способных блокировать удовлетворение потребностей в будущем. В отличие от IV и I типов, характерен недостаток вовлеченности в будущие события, отстраненность в восприятии будущего. Среди будущих ролей, в отличие от остальных трех типов, личностные роли превалируют над социальными ролями. Характерна ясность и упорядоченность представлений о будущем, преобладание ощущений прогнозируемости, структурированности, подконтрольности будущих событий; будущий жизненный мир воспринимается относительно безопасным и стабильным. Будущее время воспринимается в меру энергетически наполненным.
В отличие от жизненной перспективы I типа, жизненная перспектива II типа является ориентированной на семью, а не профессионально ориентированной: в жизненной перспективе II типа преобладают события, так или иначе связанные конечной целью с общением и взаимодействием с друзьями и близкими (показатель «Цели S-S +»: «рождение ребенка», «создание семьи», «переедем жить в Европу», «сестра защищает диплом» и т.д.). Жизненная перспектива II типа является крайне субъект-субъектной, направленной на отношения с другими людьми в ущерб направленности на достижение целей, что подтверждается не только очень высокими значениями по показателю «Цели S-S +», но и социально-психологическими характеристиками ее обладателей (A-6,5; F-6,8; H-7,4; Q2-3,8 и др.).
8. III тип жизненной перспективы: «субъект-субъектная, ориентированная на значимых других». Для жизненной перспективы III типа характерно восприятие будущего в контексте рядя труднопреодолимых препятствий для удовлетворения актуальных потребностей во внешних и внутренних условиях, что приводит к понижению смысловой наполненности и личной значимости будущих событий, но никак не отражается на оптимистичном видении будущего. В отличие от I и IV типов, характерны недостаток вовлеченности в будущие события, отстраненность в восприятии будущего. Низкие значения показателя «Структура» свидетельствуют о субъективности восприятия внешнего и внутреннего мира в будущем. Восприятие будущего времени характеризуется пассивностью, созерцательностью. Оно не достаточно наполнено событиями, впечатлениями, деятельностью.
Характерные для жизненной перспективы III типа пассивность и отсутствие смысловой наполненности говорят о меньшей уверенности ее обладателей в своих способностях противостоять трудностям в будущем, что подтверждается их социально-психологическими характеристиками. Несмотря на низкие показатели по большинству шкал СДВ, преобладание социальных ролей над личностными (включающими профессиональные) и достаточно большое количество антиципируемых событий типа «S-O –», обладателям жизненной перспективы III типа характерно оптимистическое видение будущего. Преобладание в содержании жизненной перспективы III типа социальных ролей над личностными и S-S целей над S-O целями позволяет отнести ее к субъект-субъектным жизненным перспективам.
9. IV тип жизненной перспективы «субъект-объектная, ориентированная на значимых других». Жизненной перспективе IV типа присуща значительная смысловая наполненность будущего времени, насыщенность связанных с ним переживаний, носящих, в большинстве своем, положительный характер; присуще ощущение внутренней свободы, отсутствия факторов, способных блокировать удовлетворение потребностей в будущем. «Чувство “глубины” и «объемности» психологического времени сопряжено с высоким мотивационным потенциалом, ощущением “пространства” для самореализации, широкой жизненной перспективы, потребностью в установлении связи с окружающим миром». Жизненная перспектива IV типа характеризуется высокой эмоциональной и интеллектуальной вовлеченностью в ожидаемое будущее, восприятие будущих событий как личностно-значимых. Свойственна ясность и упорядоченность представлений о будущем, преобладание ощущений прогнозируемости, структурированности, подконтрольности будущих событий; будущий жизненный мир воспринимается безопасным и стабильным. Характерная особенность жизненной перспективы IV типа: будущее время воспринимается динамичным, напряженным, энергетически наполненным, антиципируется наличие ярких переживаний; характерна потребность в новизне.
Наивысшие значения жизненной перспективы IV типа по показателю «Цели S-O +» позволяют отнести ее, как и жизненную перспективу I типа, к профессионально ориентированным жизненным перспективам. Отличительной особенностью жизненной перспективы IV типа является наличие негативно окрашенных событий типа S-S, связанных с потерей близких и друзей. У обладателей жизненной перспективы IV типа наблюдается большее, чем у I и II типов, количество социальных ролей, что является косвенным свидетельством преобладания потребностей в социальной самореализации в их жизненных перспективах. Несмотря на это, наивысшее значение по показателю «Цели S-O +» среди других типов жизненных перспектив не позволяет отнести жизненную перспективу IV типа к субъект-субъектным жизненным перспективам.
Багратиони К.А. Психологический подход к конфликт-менеджменту проектов: типология, причины, управление (часть 1) / К.А. Багратиони // Управление проектами и программами. 2011. № 3. C. 212-221. – 0,7 п.л.
Багратиони К.А. Психологический подход к конфликт-менеджменту проектов: типология, причины, управление (часть 2) / К.А. Багратиони // Управление проектами и программами. 2011. № 4. C. 280-290. – 0,7 п.л.
На правах рукописи
Багратиони Константин Амиранович